СТАТЬЯ

«Это заставляет мое сердце биться быстрее»: Джаспер Дост рассказывает о том, как он сломал стереотип фотосъемки дикой природы

Японские макаки (также известные как снежные обезьяны) купаются в горячих источниках в парке снежных обезьян Дзигокудани, расположенном в префектуре Нагано, Япония. Снято в марте 2007 года на камеру Canon EOS-1D Mark II N с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM. © Джаспер Дост

Созданная Джаспером Достом 10 лет назад серия портретов японских снежных обезьян, вдохновляющая на размышления, позволила фотографу не только стать обладателем призов фотоконкурсов, но и завоевать репутацию восходящей звезды фотографии дикой природы. Вместо того чтобы почивать на лаврах и посвящать свое время и силы теме, с которой теперь его часто отождествляют, голландский профессиональный фотограф решил перейти к более документальному стилю. На это Джаспера вдохновили его эмоции, которые вызваны тем, как человек взаимодействует с окружающей средой.

Это, по признанию самого фотографа, новый подход, который требует серьезного обсуждения — прежде всего, с самим собой. «Я спрашиваю себя: "Что же заставляет меня чувствовать эти эмоции?" Я задаю себе этот вопрос, получаю на него ответы и понимаю, какие условия необходимо обеспечить, чтобы получить нужную композицию», — говорит Джаспер.

A black and white shot shows hundreds of cranes standing close together on a patch of land, with four flying past the camera.
Каждый год к концу августа, сразу после окончания сезона муссонных дождей, тысячи этих журавлей-красавок летят в тихую деревеньку Кхичан в штате Раджастхан, Индия. Они наполняют это тихое место шумом своих криков и закрывают небо своими силуэтами. Снято 4 декабря 2013 года на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM. © Джаспер Дост

Некоторые фотографы хорошенько подумают, прежде чем что-то менять в стиле, который принес им признание, но Джаспер считает, что выход из зоны комфорта — это новый путь, который больше соответствует его личным интересам. «У меня есть степень бакалавра по теме изменений в климате, — говорит он. — Это моя основная сфера, и это заставляет мое сердце биться быстрее — но я осознал, что мои изображения рассказывают совсем не об этом, поэтому я решил пойти по другому пути».

Christian Ziegler’s

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Но Джаспер тут же отмечает, что его серии фотографий не являются сугубо документалистикой — он много работает над тем, чтобы сохранить в композициях и эстетическую составляющую. «Решения, которые я принимаю, основаны на стремлении передать и эстетику, так что я стремлюсь не просто рассказать историю. Мне необходимо видеть в изображении свой почерк, который, на мой взгляд, все же ближе к художественной фотографии, чем к фотожурналистике. Но мне нравятся оба направления, поэтому в моем стиле есть черты как одного, так и другого».

Его новый стиль в фотографии уже был отмечен наградами на многих крупнейших конкурсах мира для фотографов природы. Его репутация еще более укрепилась, когда он был выбран в качестве члена совета жюри престижного конкурса «Фотограф-натуралист года» (2017), проводимого Лондонским музеем естествознания, и благодаря получению приза в категории «Природа: истории» на конкурсе World Press Photo 2018.

A white stork stands in a landfill site, among old car tyres and plastic packaging waste.
С середины 1970-х годов по конец 1980-х на территории Испании было отмечено резкое сокращение популяции белых аистов (вид Ciconia ciconia), произошедшее из-за изменения их мест кормежки. В последнее время их популяция начала восстанавливаться, в основном благодаря новым продовольственным ресурсам — мусорным свалкам на Пиренейском полуострове. Снято 15 августа 2014 года на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM. © Джаспер Дост

Джаспер — многократный победитель конкурсов и в прошлом член совета жюри, поэтому его взгляд на фотоконкурсы достоин внимания. С такими мыслями мы решили узнать его мнение относительно фотоконкурсов.

Насколько важны для фотографа конкурсы?

«Если бы это не было моей работой, я бы не участвовал в них, потому что зачем тебе знать, что ты лучше кого-то, если ты занимаешься этим ради удовольствия? Но такие конкурсы, как "Фотограф-натуралист года", конкурс World Press Photo и "Европейский фотограф-натуралист года" могут очень помочь в развитии вашей карьеры, если вы способны ухватиться за возможности маркетинга и саморекламы для достижения успеха. Если вы получаете награду, но ничего с этим не делаете, я не думаю, что она сыграет какую-либо роль — внимание людей уже скоро будет занято кем-то еще».

Вы уже добились серьезных успехов, считаете ли вы, что вам нужно участвовать в конкурсах?

«Да, считаю. Если посмотреть на мои основные цели — стать посредником тех, кого зачастую воспринимают неправильно, и оказать серьезное влияние на изменение положения дел в мире — я чувствую, что я только в начале пути. Таковы мои цели, и конкурсы являются инструментом, который позволяет моим историям добиться внимания большей аудитории. Я участвую в них только для того, чтобы воспользоваться этим инструментом».

An aerial shot shows rippled patterns on a sandy beach.
Пляж необитаемого острова Роттумеруг, Голландия, где Джаспер в одиночестве провел 50 дней по заданию журнала National Geographic. Снято 24 ноября 2013 года на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM. © Джаспер Дост

Почему же вы решили так изменить свою сферу деятельности?

«Я думаю, что это произошло, когда я провел 50 дней на острове Роттумеруг, единственном необитаемом острове в Нидерландах. Там я выполнял задание для голландского издания журнала National Geographic — для выпуска, посвященного 125-летнему юбилею, они хотели получить нечто особенное. Этот остров находится под протекцией европейских законов по охране природы высшего порядка, а так как там никто не живет, я надолго смог остаться наедине с собственными мыслями. Это определенно помогло мне разложить все по полочкам, и я понял, что мой внутренний голос и мои изображения не соответствуют друг другу».

A yellow-tinged landscape shows a cloud of spray over a landfill site, where storks are perched on top of rubbish piles.
Белые аисты бродят в поисках еды по свалке на юге Испании. Вода здесь распыляется для разбавления сильных кислот, выделяющихся в процессе разложения. Из-за этих свалок белые аисты изменили свое поведение во время перелетов. Снято 12 августа 2014 года на камеру Canon EOS 100D с объективом Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM и телеконвертером Canon EF 1.4x III. © Джаспер Дост

Совсем недавно вы фотографировали аистов в среде, которая сильно отличается от традиционного представления об условиях жизни этих птиц. Как этот проект повлиял на ваш путь как фотографа?

«Традиционно фотосъемка природы была призвана отразить ее невероятную красоту. Это зачастую означало отсутствие на фотографиях какого-либо человеческого фактора. К примеру, для создания кадра можно немного изменить угол съемки, чтобы дом на заднем плане не попал в кадр. Но так как белые аисты всегда обитали бок о бок с людьми, этот фактор нельзя исключать из истории их жизни. Я следил за их сезонным перелетом из западной части Европы в Африку и ужаснулся, когда нашел этих птиц, считающихся символом новой жизни и процветания, рыскающими в поисках еды на развалинах человеческого общества — огромных свалках Пиренейского полуострова. Я понял, что эту историю стоит рассказать, не исключая из нее воздействие человека».

A seagull is seen through a hole in a metal grid, sitting in a nest.
Серебристая чайка гнездится под металлическим пешеходным мостом. Эта птица свила гнездо на одной из рыболовецких лодок в небольшой ирландской гавани, но рыбаки боялись, что гнездо опрокинется за борт, и поэтому положили его в контейнер для рыбы и разместили на одной из стен порта, где птица продолжила гнездиться. Снято 23 мая 2014 года на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM. © Джаспер Дост

С этими изображениями вы добились успеха и на соревновательном поприще. Становится ли в целом фотография природы более документальной? И стоит ли нам ожидать больше фотографий в таком стиле на грядущих конкурсах?

«Рассказывать истории о диких животных с точки зрения фотожурналистики — это сравнительно новое явление в фотографии дикой природы, но я бы сказал, что мы пришли к этому вместе с пониманием того, какие процессы происходят на нашей планете. Мы наконец-то стали видеть последствия наших действий. Природа прекрасна, и ее красотой стоит наслаждаться, но на протяжении очень многих лет мы видели только идеальную, оторванную от нашей жизни природу. Между тем на сегодняшний день многие люди не осознают, что природа — это наш дом, и что нам необходимо заботиться о ней».

«Изображения, которые мы видим в категориях для фотожурналистов на крупных конкурсах, показывают, почему такие истории нужно рассказывать как можно скорее — на данный момент мы используем ресурсы планеты так, что в скором времени пути назад уже не будет».

A flock of starlings perform their twilight murmurations over large buildings in Rotterdam.
Скворцы объединились в огромные стаи и летают над голландским городом Роттердамом во время сумерек, чтобы избежать нападения хищников. Снято 24 декабря 2015 года на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Джаспер Дост

Я также перестал искать совершенство в техническом плане, потому что считаю, что сердца трогает не идеальное техническое исполнение.

Как изменился ваш рабочий процесс в плане технических приемов, объективов и оборудования, которое вы используете?

«Раньше я использовал длиннофокусные объективы и всегда брал с собой Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM. Когда я решил более полно раскрывать контекст истории, я стал брать и более короткофокусные объективы, чтобы получать снимки, рассказывающие о ситуации в целом».

«Мне нравится работать с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM, поскольку он заставляет меня думать об окружающих условиях больше, чем зум-объектив, но я все равно считаю, что моя рабочая лошадка — это Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM».

«Я также перестал искать совершенство в техническом плане, потому что считаю, что сердца трогает не идеальное техническое исполнение. При этом я думаю, что эстетическая составляющая все еще важна для визуального восприятия зрителями».

Seven white storks sit in their nests, built on the support beams under a road bridge in Portugal.
Белые аисты гнездятся под автомобильным мостом в Португалии. Снято 26 марта 2014 года на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM с телеконвертером 2x. © Джаспер Дост

Какое оборудование вы всегда берете с собой в рабочие дни, если таковое вообще есть?

«Не могу сказать, что у меня есть такое оборудование. Мне нравится более естественный подход — я пытаюсь предугадать, что для меня готовит мир, и выбираю оборудование на основании своих ожиданий. Я знаю, что главный аспект работы — это доступ к объекту съемки, поэтому когда я нахожусь в непосредственной близости от объекта, я обычно использую фикс-объектив 35 мм или зум-объектив 24–70 мм. Так что я всегда беру с собой что-то подобное».

«Если я отправляюсь в живописное место, я на всякий случай беру с собой объектив 16–35 мм. Если я знаю, что подобраться к объекту съемки будет трудно, я кладу в сумку телеобъектив. Иногда, в зависимости от ситуации, я захватываю и студийные вспышки. Бывают случаи, когда я знаю, что запечатлеть сюжет будет крайне сложно. Тогда я беру с собой большой телеобъектив, такой как Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM или Canon EF 600mm f/4L IS II USM».

A man holds a young impala, with a hat over its eyes.
Молодую самку импалы, у которой проблемы со здоровьем, везут к местному ветеринару. Южная Африка. Снято 2 апреля 2016 года на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Джаспер Дост

Какие нововведения в новой продукции Canon могли бы помочь вам в вашей работе?

«Я все еще надеюсь на появление полнокадровой беззеркальной системы. Зеркальные камеры Canon прекрасно справляются с задачей. Но иногда при работе с людьми я замечаю, что даже камеры Canon EOS-1D X Mark II и Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM привлекают к себе чрезмерное внимание. Люди не так сильно реагируют на компактные камеры, что позволяет оставаться незаметным при ведении документальной съемки».

С недавнего времени ваша работа сильно изменилась, считаете ли вы себя фотографом дикой природы теперь?

«Нет. Я даже убрал слово "дикой природы" со своего сайта, теперь там только мое имя и слово "фотография". Это осталось у меня еще с подросткового возраста — я не люблю мыслить стереотипами. Когда ты говоришь "я фотограф дикой природы", ты ограничиваешь свою свободу действий. Ты все еще можешь фотографировать дикую природу и рассказывать о ней истории, но если ты говоришь "я фотограф дикой природы", ты загоняешь себя в эти рамки и перестаешь видеть что-либо за их пределами. Всегда нужно выходить из зоны комфорта и находить для себя что-то новое».

Автор: Keith Wilson


Оборудование Джаспера Доста

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Jasper Doest kitbag

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. Непрерывная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение высокой четкости.

Объектив

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Постоянная диафрагма f/2.8 позволяет делать отменные фотографии даже при слабом освещении и легко контролировать глубину резкости.

Объектив

Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM

Этот универсальный компактный и портативный супертелеобъектив с зумом обеспечивает стабилизацию изображения, эквивалентную 4 ступеням экспозиции, для превосходной четкости.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас