ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Лучшие советы по фотосъемке пейзажей

Необходимые навыки владения камерой, технические приемы съемки и рекомендации, которые помогут вам создавать пейзажные фотографии более высокого уровня.
Пейзажный кадр с большим деревом на склоне холма на фоне пурпурного неба.

Во время прогулок вы наверняка будете находить множество интересных мест и потрясающих пейзажей. Однако чтобы найти достойные фотографий локации, вам придется постараться. Поэтому если вы нашли отличное место, оправдайте свои ожидания от него. В этой статье мы рассмотрим некоторые из часто встречающихся ошибок, которые допускают любители пейзажной фотографии, и поможем их избежать.

1. Пейзажная композиция: детали на переднем плане

Пейзажное изображение большого дерева на склоне холма.

Хотя эту фотографию можно назвать достойным пейзажем, выбор нижнего ракурса в этом случае помог бы сделать изображение более выразительным. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 24 мм, 1/100 сек., f/16 и ISO 160.

Пейзажный кадр с большим деревом на холме; на переднем плане видно покрытую изморозью траву.

Выбор чуть более низкого ракурса позволил сделать акцент на покрытых изморозью стеблях на переднем плане и добавить глубины этому участку сцены. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 24 мм, 1/100 сек., f/16 и ISO 160.

Подумайте о том, как дополнить отдаленные пейзажи деталями на переднем плане. Детали на переднем плане могут чудесным образом преобразовать выбранную композицию, нужным образом направляя зрителя в рамках сцены. И наоборот — пустой и непривлекательный передний план будет лишь съедать пространство в кадре.

При поиске объектов для переднего плана попробуйте переключиться в режим Live View и поэкспериментировать с ракурсами съемки, чтобы найти идеальный баланс между передним и задним планами. Оснащенная экраном с регулируемым углом наклона камера, например Canon EOS RP, позволит с удобством снимать с уровня земли, что зачастую необходимо для создания композиций с камнями или растениями. Демонстрируя такие объекты на переднем плане композиции, вы сможете создать сбалансированное изображение. Однако помните, что не все пейзажные фотографии должны содержать на переднем плане некий интересный объект. Это лишь еще один технический прием по созданию композиции, который стоит включить в свой арсенал фотографа.

2. Объективы для съемки пейзажей: не ограничивайтесь широкоугольным объективом

Пейзаж с зелеными полями, которые разделены рядами деревьев.

Благодаря выбору нестандартного угла съемки зритель может увидеть яркую вечернюю цветовую гамму на отдаленном пейзаже. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 105 мм, 1/8 сек., f/16 и ISO 100.

Открытый пейзаж с зелеными полями, которые разделены рядами деревьев под облачным небом.

Такой же пейзаж, запечатленный с помощью широкоугольного объектива, содержит меньше деталей. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 24 мм, 1/8 сек., f/16 и ISO 100.

Широкоугольные объективы позволяют захватить в кадр больше объектов прекрасной сцены, однако не все фотографии требуют широкого угла съемки. Иногда съемка отдаленных деталей крупным планом приводит к созданию более необычных пейзажных фотографий. Стандартный зум-объектив, такой как выбранная нами модель Canon RF 24-105mm f/4-7.1 IS STM, предлагает универсальный диапазон фокусных расстояний, который понравится новичкам в фотосъемке пейзажей. Две выбранные фотографии были созданы с крайними фокусными расстояниями диапазона, 24 мм и 105 мм соответственно, так что этот объектив идеально подойдет вам, если вы лишь начинаете свой путь в мире пейзажной фотографии. Когда вы поймете, что пришло время приобрести более качественный объектив, модели L-серии, такие как Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM, станут прекрасной возможностью выйти на новый уровень благодаря защите от погодных воздействий и более высокой светосиле. Однако начинающим пользователям даже стандартный зум-объектив позволит создавать пейзажи с высоким уровнем детализации.

3. Освещение в пейзажной съемке: выберите подходящее время суток

Большое дерево на холмистом поле виднеется над низкими облаками.

При съемке в условиях прямого солнечного света на фотографии могут быть заметны жесткие тени и чрезмерная контрастность. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/16 и ISO 125.

Большое дерево на холмистом поле виднеется над низкими облаками на фоне розово-пурпурного заката.

Если вы дождетесь более мягкого освещения в конце дня, то сможете создать более атмосферные изображения. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM и следующими параметрами: 0,4 сек., f/16 и ISO 100.

Выбор освещения зависит от предпочтений фотографа — оно позволяет создать нужную атмосферу и получить пейзажи более высокого качества. Одна из традиционных ошибок — это попытки снимать при резком солнечном свете. Несмотря на возможность запечатлеть насыщенные цвета, обычно в результате сцена получается слишком контрастной. Обратите внимание на отличия между этими фотографиями. Первая была создана при свете прямых солнечных лучей. Пейзаж хорошо виден, но ему не хватает атмосферности. Детали дерева отвлекают внимание зрителя, а в нижней части кадра можно заметить некрасивую полоску тени и даже тень, которую отбрасывает сам фотограф. Вернувшись к этой сцене чуть позже, когда дерево находилось в тени, ему удалось создать более атмосферную композицию, пусть и с меньшим количеством деталей. Теперь небо имеет нужный оттенок, дерево предстает перед зрителем в виде яркого силуэта, а туманный пейзаж выглядит более эффектно.

4. Точно по уровню: создаем ровную линию горизонта

Фотография дерева на фоне облачного неба, открытая в Canon Digital Photo Professional.

«Заваленный» горизонт лучше всего избегать с помощью камеры, воспользовавшись сеткой или отображением уровня, однако его также можно без труда скорректировать уже после создания с помощью инструмента обрезки.

Камера Canon EOS RP на штативе, на откидном экране отображаются линии сетки и электронный уровень.

Помимо использования сетки 3x3 для выравнивания линии горизонта можно применить встроенный уровень, который доступен на многих камерах, включая изображенную здесь Canon EOS RP.

Существует несколько способов обеспечить ровную линию горизонта на изображениях. Включите режим Live View и используйте сетку 3x3 для выравнивания горизонта. Если вы используете штатив, в верхней части устройства также может находиться пузырьковый уровень. Даже при работе с этими инструментами изображение может получиться немного скошенным, однако это можно исправить. Это довольно легко сделать в Canon Digital Photo Professional. Просто воспользуйтесь ползунком поворота в инструменте Crop (Обрезка) для корректировки угла.

5. Всегда в фокусе: резкость переднего и заднего планов

Покрытые мхом деревья в лесу, окутанном туманом.

Это первое изображение было создано с диафрагмой f/4, и задний план выглядит значительно мягче. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM и следующими параметрами: 1/160 сек., f/4 и ISO 100.

Четкое изображение покрытых мхом деревья в лесу, окутанном туманом.

При выборе закрытой диафрагмы f/16 и передний, и задний планы получаются резкими. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/16 и ISO 800.

Зачастую при пейзажной съемке целью становится сохранение резкости по всей сцене — от переднего до заднего плана — для демонстрации всех объектов с максимальной детализацией. Это называется максимальной глубиной резкости. Для достижения такого эффекта необходимо выбрать закрытую диафрагму (большое f-число). Приведенные выше примеры демонстрируют разницу при пейзажной съемке с открытой и закрытой диафрагмой.

Первое изображение создано с диафрагмой f/4. Дерево на переднем плане получилось резким, однако композиция заднего плана размыта. Второе изображение создано с диафрагмой f/16; передний и задний планы выглядят более четкими. Если ваша цель — выделить лишь один элемент пейзажа, попробуйте поработать с открытой диафрагмой, однако в большинстве случаев предпочтительна работа с закрытой диафрагмой и максимальной глубиной резкости. Вы можете легко настроить диафрагму для пейзажной съемки, выбрав режим Av, после чего прикрыв диафрагму до, например, f/16. Следите за выдержкой — при слишком длительной выдержке вам придется установить камеру на штатив или повысить ISO, чтобы избежать размытия.

Для создания наиболее четких пейзажей стоит обратить внимание на «лучшее значение» для вашего объектива. Общее правило заключается в том, что объектив обеспечивает максимальную резкость при выборе светосилы на две ступени меньшей, чем для максимально открытой диафрагмы. То есть при максимальной светосиле объектива f/2.8 это «лучшее значение» будет приблизительно равно f/5.6.

Пейзажные фотографы часто сталкиваются с одной проблемой — невозможностью обеспечить четкость заднего плана при фокусировке на объекте переднего плана. И наоборот — если выбрать для фокусировки задний план, элементы на переднем плане будут размыты. Гиперфокальная фокусировка позволяет обеспечить максимальную глубину резкости посредством обнаружения ближайшей точки, при фокусировке на которой фон получается достаточно резким. Это не так сложно, как может показаться, — калькулятор глубины резкости и гиперфокального расстояния в приложении Photo Companion рассчитает необходимое значение за вас.

6. Ракурсы для съемки пейзажей: не ограничивайтесь съемкой с уровня глаз

Фотограф присел на пляже, чтобы запечатлеть маяк викторианской эпохи с нижнего ракурса.

Такой угол съемки повышает выразительность композиции, делая акцент на отражения и позволяя избежать появления лишнего участка пляжа в кадре.

Отражение маяка викторианской эпохи в воде на песчаном прибрежье.

Экран с регулируемым углом наклона позволяет без труда создавать композиции на непривычной высоте. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/11 и ISO 4000.

Обычно съемка ведется на уровне глаз, однако это не всегда приводит к созданию действительно интересных фотографий. Попробуйте верхние или нижние ракурсы и поэкспериментируйте с высотой, на которой находится камера, — это откроет целый ряд интересных композиций. К примеру, отражения зачастую будут выглядеть лучше, если камера находится ближе к поверхности воды. Вам будет легче, если камера оснащена экраном с регулируемым углом наклона, как, например Canon EOS RP, поскольку таким образом вы сможете выбирать композиции на непривычной высоте, удерживая камеру прямо над землей или на высоте вытянутой вверх руки.


Автор: Джеймс Патерсон

Вам также могут быть интересны...

  • Беззеркальные камеры

    EOS RP

    Компактная, легкая и простая в использовании полнокадровая беззеркальная камера, созданная для путешествий и повседневной съемки.
  • Объективы RF

    RF 24-105mm F4-7.1 IS STM

    Идеальный объектив для повседневной съемки на полнокадровые зеркальные камеры. RF 24-105mm F4-7.1 IS STM — это простой в использовании, легкий и компактный объектив, который поможет вам вывести свою фотографию на новый уровень.
  • Объективы RF

    RF 35mm F1.8 MACRO IS STM

    Светосильный макрообъектив 35 мм с диафрагмой f/1.8, широкоугольной перспективой, малой дистанцией фокусировки и гибридным режимом стабилизации Hybrid IS.

Похожие статьи

  • ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ

    Пейзажная съемка с рук

    Узнайте, как создавать захватывающие пейзажи без штатива.

  • ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ

    Съемка световых полос

    Советы по созданию световых полос с помощью длительной выдержки от победителя конкурса Canon Redline Challenge.

  • ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ ФОТОГРАФИЙ

    Как редактировать пейзажи для печати

    Приемы редактирования, которые превратят живописные фотографии в произведения искусства.

  • ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ

    5 полезных советов по интервальной съемке пейзажей

    Вдохните жизнь в пейзажи с этими рекомендациями по интервальной съемке.