СТАТЬЯ

10 советов по фотосъемке спорта от профессионала

Нафи Тиам, представляющая сборную Бельгии, выполняет успешный прыжок в высоту перед тем, как одержать победу в женском семиборье. 5 августа 2017 года. Фотограф Том Дженкинс говорит: «Я часто выбираю большую диафрагму, например f/2.8 или f/4. Так фон получается максимально размытым, и мне удается сделать акцент на движении, которое я хочу показать в той или иной фотографии». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 1/4000 сек., f/4.0 и ISO 400. © Том Дженкинс

Том Дженкинс — фотограф спортивных мероприятий из газеты The Guardian, обладатель множества премий и амбассадор Canon. За 30 лет карьеры он успел поработать на сотнях крупных спортивных событий, включая шесть Кубков мира по футболу, пять летних Олимпийских игр, пять Кубков мира по регби, 20 теннисных турниров в Уимблдоне и многое другое. В этой статье он делится лучшими советами, рассказывает о самых полезных функциях, которые помогают создавать больше четких изображений, и делится воспоминаниями о своих наиболее известных фотографиях.

«Вы знаете, фотографии для выставок, на которые нужно долго смотреть и пытаться вникнуть в смысл… Это не для меня. Я всегда хотел создавать фотографии, которые были бы сразу понятны людям», — говорит Том. Том работает в издании The Guardian, и его изображения должны привлекать внимание читателей, но удостоенные наград фотографии, по его словам, часто получались у него совершенно случайно.

Отличным примером является снимок, который принес ему главный приз в категории «Спорт: одиночные фотографии» конкурса World Press Photo 2017 года. На этом снимке изображена жокей Нина Карберри в момент падения ее и других жокеев с лошадей при преодолении преграды на скачках с препятствиями Grand National. Когда Том создал это легендарное изображение, он был слишком занят управлением сразу пятью камерами Canon EOS-1D X и Canon EOS 5D Mark IV с разными объективами, чтобы понять, что ему удалось создать кадр, достойный награды. В динамичной сфере фотосъемки спортивных событий Том выработал несколько правил, которые позволяют ему регулярно, будь то намеренно или случайно, создавать лучшие фотографии.

Eight female athletes compete in the hurdles event, one woman has fallen at the first fence lying on her front as the others leap over the other fences.
Дебора Джон из сборной Тринидада и Тобаго упала в пятом забеге на 100 метров с барьерами. 11 августа 2017 года. «Навык прогнозирования "горячих моментов" требует знаний в определенном виде спорта и возможности применить эти знания», — говорит Том. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 1/1600 сек., f/5.0 и ISO 320. © Том Дженкинс

1. Понимайте основы выбранного вида спорта…

«Звучит просто, но это очень важно, — говорит Том. — Я обожаю любой спорт. Я помню, как подростком читал книгу о правилах в различных видах спорта — может прозвучать как нечто скучное, но мне нравилось. Даже сейчас я иногда фотографирую на соревнованиях по видам, о которых знаю очень мало, например греко-римской борьбе, в таких случаях я стараюсь почерпнуть нужную информацию до начала съемки».

«Вам необходимо понимать, чего пытаются достичь люди, что является победой, а что поражением — а с точки зрения новостей вам также важно узнать больше о действующих лицах. На первый взгляд, борьба выглядит как пара человек, которые хватают друг друга в течение пары минут, а затем кто-то из них оказывается на помосте, но есть и менее заметные детали, которые можно отразить на фотографиях, например попытки сделать тот или иной особый захват. Если вы знаете, что пытается сделать спортсмен, вы будете готовы к идеальному кадру».

A pack of six jockeys and their horses gallop through snow towards the camera, kicking up snow.
Лошади и наездники во время скачек на замерзшем озере Санкт-Мориц в Швейцарии. 12 февраля 2006 года. «Новая технология автофокусировки обеспечивает гораздо больше четких кадров», — говорит Том. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II со следующими параметрами: 1/1600 сек., f/5.6 и ISO 200. © Том Дженкинс

2. Будьте готовы действовать

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

«В каждом спорте есть "горячие точки" и "горячие моменты" — это моменты и места, в которых происходит кульминация действия. Среди очевидных можно назвать момент гола или пересечение финишной черты, но существует и множество других, а навык их прогнозирования требует знаний в определенном виде спорта и возможности применить эти знания. Возможно, вам стоит обратить внимание на игрока, который по-особому празднует гол. Спорт непредсказуем, поэтому полностью предвидеть все невозможно, но если подготовиться, то вы с большей вероятностью окажетесь в правильной точке и не пропустите кульминацию происходящего», — говорит Том.

Основной составляющей успешной фотосъемки спортивных событий является подбор оборудования и его подготовка к работе. «Все происходит в мгновение ока, поэтому я стараюсь создать несколько точек обзора и тем самым увеличить шанс получения нужного кадра. Я устанавливаю две камеры под разными углами, а сам слежу за третьей камерой и использую дистанционный спуск затвора для синхронного создания кадров.

Новая технология автофокусировки обеспечивает гораздо больше четких кадров», — говорит Том. Камеры Canon EOS-1D X Mark II и Canon EOS 5D Mark IV, которые он обычно использует, располагают 61-точечной системой автофокусировки и усовершенствованной системой отслеживания EOS iTR, которая обеспечивает простую и эффективную следящую автофокусировку. «Даже если гоночная машина будет ехать со скоростью 320 км/ч, кадр с ней все равно получится четким; раньше это было невозможно. Теперь же если я получаю размытую фотографию, я думаю: "Ты гляди! Что же пошло не так?"»

An athlete looks straight at the camera with striking blue-grey cat's eye contact lenses in, shotput in one hand as he prepares to throw it, and missing his other arm.
Майкл Касер выступает за сборную США в финале по толканию ядра в категории IF1. 11 сентября 2014 года. «Если это не запрещено, подберитесь максимально близко к нужному объекту», — советует Том. Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 1/1600 сек., f/2.8 и ISO 500. © Том Дженкинс

3. Дело не только в телеобъективах...

«Люди считают, что на спортивных мероприятиях фотографы работают исключительно с громоздкими телеобъективами. Существует множество видов спорта, на которые не нужен специальный пропуск, например марафоны и велогонки. Вы можете встать прямо возле трассы, и вам не понадобится телеобъектив. Мне приходится использовать телеобъективы, поскольку я привязан к точкам и зонам, которые находятся далеко от объектов съемки, например от тренеров на другом краю футбольного поля. Но если это не запрещено, подберитесь максимально близко к нужному объекту. На велогонках вы можете встать буквально в метре от участников заезда и использовать широкоугольный объектив».

4. Держите оборудование под контролем

«Современное оборудование для фотосъемки просто невероятно, и его можно применять совершенно по-разному, но вам нужно полностью контролировать происходящее. Не позволяйте оборудованию управлять процессом съемки — управляйте им сами. Моя основная камера — это Canon EOS-1D X Mark II. У нее потрясающая автофокусировка, которая работает даже при съемке 14 кадров/сек. Я всегда устанавливаю режим AI Servo, чтобы фокус перемещался вместе с объектом. Это значительно повышает вероятность создания четкого изображения. А столь высокая светочувствительность датчика позволяет мне работать в темноте и все равно получать прекрасные изображения».

A group of several runners move along an athletics track so quickly that they are blurred. The lights from a big screen merge with them, creating an exciting effect.
Бегуны во время квалификационных забегов на 5000 метров. 9 августа 2017 года. «Иногда мне хочется сделать несколько изображений с эффектом размытия, — говорит Том. — Фотосъемка спорта — это не только попытки поймать момент, но и стремление передать его суть». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 1/8 сек., f/10 и ISO 100. © Том Дженкинс

5. Экспериментируйте с выдержкой

«То, что фотографы спортивных мероприятий всегда используют максимально короткую выдержку, — это миф. На футбольных матчах я действительно работаю с 1/1600 сек. или еще более низкими значениями, но иногда мне хочется сделать несколько изображений с эффектом размытия. Подумайте о том, какое изображение вы хотите сделать. Если это попытки запечатлеть кульминационный момент, например столкновение двух игроков в борьбе за мяч, тогда короткая выдержка — ваш лучший друг, но фотосъемка спорта — это не только попытки поймать момент, но и стремление передать его суть. Экспериментируйте. На задней панели любой современной камеры есть дисплей, который позволяет сразу же увидеть получившееся изображение. Если оно получилось удачным — отлично, если нет — вы ничего не теряете».

6. Используйте максимальную диафрагму

«Я часто выбираю большую диафрагму, например f/2.8 или f/4. Так фон получается максимально размытым, и мне удается сделать акцент на движении, которое я хочу показать в той или иной фотографии. Многие спортивные комплексы пестрят рекламными табло и баннерами. Я не хочу фотографировать рекламу, я хочу фотографировать спорт. Кроме того, большая диафрагма и малая глубина резкости позволяют мне использовать максимально короткую выдержку. Моя камера поддерживает значение до 1/8000 сек., которое можно использовать для создания кадров с правильной экспозицией в яркий солнечный день».

An infrared image casts the sky dark and trees and grass tennis court light grey as officials and fans watching a match.
По словам Тома, фотосъемка спорта также может быть творческой — чтобы доказать это, он перенял у фотографов-пейзажистов технику инфракрасной съемки и запечатлел турнир по теннису в уникальном сюрреалистичном стиле. Снято на камеру Canon EOS 7D со следующими параметрами: 1/1000 сек., f/9 и ISO 400. © Том Дженкинс

7. Используйте разные ракурсы

A female gymnast holding a ball at arm's length appearing headless.

Поддерживая женщин-фотографов: Ханна Питерс

Фотограф из агентства Getty Ханна Питерс рассказывает о том, как сложилась ее карьера в качестве фотографа спортивных мероприятий, и что значит быть женщиной в индустрии спортивной фотографии.

«Не стоит снимать исключительно на уровне глаз объекта. Когда люди прыгают, например когда футболисты борются за верховой мяч, съемка снизу позволяет более ярко передать момент прыжка. Обратное относится к баскетболу — там есть моменты, когда игроки смотрят на корзину. Если вы будете снимать сверху, вы можете создать кадр, на котором игроки будут смотреть прямо на вас, и все это на фоне яркого паркета баскетбольной площадки. Не позволяйте действиям проходить мимо вас».

«Спросите себя: "Какую именно фотографию я хочу сделать на этом матче, гонке или состязании, и как мне ее создать?" В мире спорта не существует определенных типов хороших фотографий, поэтому вам нужно быть изобретательными. Я фотографировал на Чемпионате мира по легкой атлетике, когда Усэйн Болт упал во время финального забега — эти кадры попали на все заголовки. Но в то же время иногда хочется создать фотографию, которая отражала бы скорость, ловкость или красоту».

8. Заимствуйте приемы из других сфер фотографии

Чтобы оставаться на шаг впереди конкурентов и продолжать создавать выдающиеся фотографии, Том регулярно меняет свой стиль и уникальным образом освещает, казалось бы, вдоль и поперек изученные виды спорта. На теннисном турнире в Уимблдоне в 2017 году он решил запечатлеть знаменитые травяные корты с помощью инфракрасной камеры. «Я видел, как пейзажисты использовали подобные камеры для создания совершенно удивительных цветовых вариаций, — объясняет он. — На Уимблдоне вы попадаете в зеленый мир — зеленая трава, зеленые трибуны, и даже фасад клубного дома покрыт плющом. Я подумал, что было бы интересно взглянуть, как все это будет смотреться в инфракрасной гамме в разное время суток, и решил выбрать камеру с тепловизором».

Том связался с Canon и арендовал инфракрасную камеру. Ему повезло, поскольку во время турнира два дня были очень жаркими, и снимки, сделанные в эти дни, разительно отличались от фотографий, созданных при более низкой температуре. Все фотографии из этой серии выглядели сюрреалистично и тем самым привлекли внимание широкой аудитории; итог — сотни читателей поделились снимками в сети. «Весь мир знает, как выглядит Уимблдон, поэтому можно сыграть на этом и показать это место совершенно иным образом. Это именно то, чего я пытаюсь достичь, и я надеюсь, что это поможет мне всегда создавать оригинальные изображения на событиях, где я работаю из года в год», — говорит он.

The shadow of a broad, winter-bare tree casts a shadow over a huge portion of a rugby field, as fans cheer on players.
Том отмечает, что существует множество спортивных событий, например этот матч по регби между местными командами, на которых можно фотографировать без специального пропуска для прессы. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/6400 сек., f/4.5 и ISO 400. © Том Дженкинс

9. Будьте готовы к плохой погоде

«Иногда лучшие изображения получаются в самых ужасных условиях. К примеру, на матче по регби, во время которого идет ливень, а все игроки покрыты грязью, можно сделать отличные кадры, например запечатлеть игрока, который прыгает с мячом в большую лужу. Для этого, впрочем, нужны не только навыки прогнозирования, но и возможность защитить как камеру, так и себя. У меня есть чехлы Gore-Tex для моих камер, но они довольно дорогие, поэтому я также беру с собой запас замшевой ткани, которую можно купить на гаражных распродажах. Ее можно использовать для очистки и сушки, а также в качестве чехла на камеру, который будет поглощать влагу. У меня также есть надежный плащ-дождевик, непромокаемые штаны, непромокаемые ботинки и различные перчатки. Это важно, поскольку я не хочу упустить важный момент из-за того, что мои ноги промокли, и я не могу сосредоточиться».

10. Используйте камеру по максимуму и выкладывайтесь сами

«Возможно, вы стоите во время матча по регби, который проходит в зимний день с ужасной погодой на поле без единого прожектора, и думаете: "И что я могу сделать в таких условиях?", но стоит дать своей камере шанс. Современные камеры оснащены невероятными датчиками изображения. Они видят происходящее лучше, чем вы, поэтому не позволяйте темноте стать причиной отказа от дальнейших съемок. Знание возможностей вашей камеры — это очень важно», — говорит Том. Полнокадровая камера Canon EOS 5D Mark IV располагает диапазоном ISO 100–32 000 и точной автофокусировкой даже при слабом освещении, а на камере Canon EOS-1D X Mark II доступен диапазон ISO 100–51 200.

«На спортивных мероприятиях я не хочу думать о своей камере, я хочу сконцентрироваться на спорте. Если вы будете думать о выдержке или о назначении различных кнопок, вы не сможете уделить должное внимание происходящему. Я меняю настройки во время матчей, но делаю это инстинктивно и очень быстро. Всегда берите с собой камеру и фотографируйте все вокруг. Только так вы сможете понять, на что она способна».

Автор: Rachel Segal Hamilton & Kathrine Anker


Оборудование Тома Дженкинса

Основное оборудование для профессиональной фотосъемки спорта

Photographer Tom Jenkins stands by the side of a football pitch with three Canon cameras fitted with telephoto lenses.

Фотокамеры

Canon EOS-1D X Mark II

Флагманская камера с чувствительным полнокадровым датчиком изображения CMOS 20,2 МП высокой производительности, расширенной 61-точечной системой автофокусировки Dual Pixel AF и разрешением видео 4K. Том говорит: «Столь высокая светочувствительность датчика позволяет мне работать в темноте и все равно получать прекрасные изображения».

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. Непрерывная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение сверхвысокой четкости. «Новая технология автофокусировки обеспечивает гораздо больше четких кадров», — говорит Том.

Объективы

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Этот надежный телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием, имеющий прочную конструкцию и систему стабилизации изображения с эффектом, эквивалентным четырем ступеням выдержки, идеально подходит для съемки с рук в условиях слабого освещения, а ультранизкодисперсионные линзы обеспечивают высокую контрастность и естественную цветопередачу.

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот объектив серии L заслужил доверие профессиональных фотографов как лучший зум-объектив благодаря качественной оптике и возможности использовать его практически в любых условиях.

Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM

Сверхпроизводительный супертелеобъектив серии L с 3 режимами системы стабилизации изображения, эквивалентной 4 ступеням выдержки. Объектив EF 400mm f/2.8L IS II USM обеспечивает превосходное качество изображений и отличается прочной конструкцией, что идеально подходит для съемки спортивных событий.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас