СТАТЬЯ

Шесть шагов к идеальной печати с ICC-профилями

Создавайте печатные версии фотографий неизменно высокого качества с помощью своего принтера Canon на любой бумаге благодаря профилям ICC.
Камера Canon стоит на принтере Canon imagePROGRAF PRO-300, из выходного лотка которого появляется отпечаток.

Обеспечьте точное соответствие цифровой и печатной версий изображения — узнайте, как добиться стабильно высокого качества фотопечати на любой бумаге благодаря использованию ICC-профилей.

Согласитесь, что неприятно, когда результат на бумаге выглядит совсем не так, как изображение на экране? Фотопечать иногда может казаться чем-то невероятно сложным, даже если вы работаете с первоклассными передовыми принтерами, такими как Canon imagePROGRAF PRO-300 или Canon PIXMA PRO-200.

Конечно же, невозможно добиться идеального сходства печатной и цифровой версий изображения, поскольку отпечаток создается с помощью субтрактивной схемы смешения цветов (чем больше чернил нанести, тем более темными и тусклыми получатся цвета), в то время как экран компьютера является источником света и использует аддитивную схему (больше цвета повышает его насыщенность и яркость). Однако существует ряд базовых действий, которые помогут вам предотвратить появление часто встречающихся проблем и избежать лишних сюрпризов — это в том числе калибровка монитора и работа с процессами управления цветом. Более того, тщательная работа с ICC-профилями поможет добиться максимального сходства цифровой и печатной версий изображения, что позволит избежать негативных эмоций и эффективнее использовать свой бюджет и время.

В этой статье Кит Купер, владелец Northlight Images и известный эксперт по всем аспектам печати, ответит на ваши вопросы по работе с ICC-профилями для достижения точной и качественной фотопечати.
Пять отпечатков одного монохромного изображения, на котором изображена уходящая вдаль каменная лестница под арками готического здания, — для создания печатных версий использовались разные типы бумаги.

Эти печатные версии одного и того же изображения были созданы с использованием разных типов бумаги — во время демонстрации при свете северного солнца в ясный день разница особенно заметна. При обычном просмотре в помещении разница была бы менее ощутимой, однако для демонстрации на выставках и в портфолио необходимо добиться максимальной точности печати.

3D-график сравнения цветовых пространств, которые можно напечатать на двух разных типах бумаги.

Сравнение глянцевой бумаги Canon Pro Platinum и матовой бумаги Fine Art Smooth в виде 3D-графика позволяет оценить доступное для печати цветовое пространство. Глянцевая бумага (контур) имеет более широкое цветовое пространство и поддерживает заметно более глубокие тона, чем матовая бумага.

Что же такое ICC-профиль?

ICC (Международный консорциум по цвету) определяет стандарт индустрии для управления цветом и соответствия цветов на различных устройствах. «Профиль ICC — это как связующее звено между наборами возможностей цветопередачи, — объясняет Кит. — Цифровая фотография характеризуется определенным диапазоном цветов, который представлен в виде числовых данных. Этот диапазон цветов может превышать диапазон, поддерживаемый вашим монитором, а также наверняка будет шире диапазона, который способен воссоздать на бумаге принтер. Еще более значимая вещь заключается в том, что диапазон цветов на мониторе будет отличаться от того, с каким диапазоном позволяют работать принтер и бумага. ICC-профили выполняют роль посредника между исходным диапазоном цветов цифрового изображения и конечным отображением на мониторе или бумаге — для печати доступны различные профили, унифицирующие внешний вид отпечатков при работе с разными принтерами, чернилами и бумагой. Качество станет выше, и вы сможете достигать поставленных целей».

Стоит ли печатать фотографии разных жанров на разной бумаге?

«На рынке доступен широкий ассортимент фотобумаги с различными свойствами, каждая из которых лучше подходит для печати фотографий в определенных жанрах. Глянцевая бумага предлагает чрезвычайно широкий динамический диапазон, — говорит Кит, — и на ней можно воссоздать как светлые оттенки белого, так и глубокие оттенки черного. Такая контрастность и способность сохранять детали в ярких цветах делает ее прекрасным вариантом для печати насыщенных пейзажей, праздничных фотографий и других изображений. Качественная матовая бумага также демонстрирует высокое качество передачи ярких оттенков белого, однако не позволяет сохранять детали в столь глубоких оттенках черного. Она в целом обеспечивает менее высокий уровень яркости».

«Также стоит учитывать тип белизны бумаги — это может быть "натуральный белый" и "ярко-белый". Ярко-белая бумага может быть пропитана оптическими осветлителями, совсем как в средствах для стирки — эти соединения реагируют на УФ-излучение и осветляют поверхность бумаги для увеличения насыщенности, — говорит он. — Помимо глянцевой, матовой, яркой и натуральной бумаги существует глянцевитая, полуглянцевая и перламутровая бумага, а также отдельный ассортимент бумаги для художественной печати. Можно смело сказать, что с таким ассортиментом для печати фотографий в каждом из жанров можно найти свой, наиболее подходящий вариант. К примеру, я считаю, что матовая бумага и носители для художественной печати отлично воссоздают текстуру каменной кладки на фотографиях с архитектурой. Каждой отдельной модели бумаги необходим специальный ICC-профиль».

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.

Почему для каждого типа бумаги создается свой профиль ICC?

«Глянцевая бумага не только располагает более широким динамическим диапазоном, — говорит Кит. — Ее глянцевость также влияет на то, каким образом воссоздаются цвета, и обычно это отражается в расширении цветового пространства даже при использовании тех же чернил. Например, глянцевая бумага обеспечит более яркие оттенки красного и синего, эффективно используя свойства глянцевой поверхности ярко-белой бумаги. Что касается матовой бумаги, цветовое пространство получается чуть более ограниченным. Поэтому при печати цветных фотографий матовую бумагу рекомендуется выбирать, если изображение содержит менее контрастные элементы и мягкие цветовые тона. В любом случае выбранный в соответствии с моделью принтера, чернил и бумаги ICC-профиль поможет наилучшим образом воссоздать цифровое изображение согласно особенностям вашего процесса печати».
Созданное в ночное время изображение здания возле канала, открытое в программе Canon Professional Print & Layout рядом с окном настроек печати.

Для наилучших результатов печати с помощью программы Canon Professional Print & Layout (PPL) необходимо указать модель принтера, тип бумаги и другие параметры, а также правильно выбрать ICC-профиль для бумаги, на которой будет выполняться печать.

Как использовать профили ICC и какой профиль выбрать?

Если вы используете бумагу сторонних производителей, перед началом работы вам, возможно, придется загрузить соответствующий ICC-профиль с веб-сайта производителя бумаги. К примеру, на веб-сайте Hahnemühle вы найдете максимально понятные и полезные инструкции для этой процедуры.

Для полного контроля над печатью на принтерах Canon мы рекомендуем использовать нашу программу Professional Print & Layout (PPL). Мы регулярно добавляем в нее новые функции и поддержку новых моделей, поэтому обязательно проверьте, что у вас установлена последняя версия, или загрузите ее с нашего веб-сайта. PPL можно использовать как отдельную программу или в качестве подключаемого модуля для выбранной программы редактирования изображений:

• Canon Digital Photo Professional (DPP): File (Файл) > Plug-in printing (Печать через плагин) > Print with Professional Print & Layout (Печать с Professional Print & Layout)

• Adobe® Lightroom®: File (Файл) > Plug-in Extras (Дополнительные плагины) > Canon Professional Print & Layout

• Adobe® Photoshop®: File (Файл) > Automate (Автоматизация) > Canon Professional Print & Layout

• Adobe® Photoshop Elements®: File (Файл) > Automation Tools (Инструменты автоматизации) > Canon Professional Print & Layout

После открытия PPL выберите Print (Печать), затем в меню General Settings (Общие настройки) выберите свой принтер, тип носителя, формат бумаги, качество и другие параметры. PPL располагает встроенной библиотекой ICC-профилей для бумаги Canon и автоматически загрузит профиль в соответствии с выбранной в поле Media Type (Тип носителя) бумагой Canon. Если вы используете бумагу стороннего производителя, перейдите на вкладку Color Management (Управление цветом) в PPL и в поле Color Mode (Цветовой режим) выберите ICC Profile (ICC-профиль), после чего выберите соответствующий профиль во всплывающем окне. Установленные профили ICC будут добавляться в этот список. Если установленный профиль отсутствует в списке, то вы, вероятно, устанавливали его при открытом PPL или редакторе изображений. Перезапустите программу.

Помните, что профиль всегда относится к определенному принтеру и определенному типу носителя — выберите оба устройства, иначе результат может отличаться от ожидаемого.

Можно ли добавлять новые профили ICC при работе с принтерами Canon?

На некоторых принтерах, например Canon imagePROGRAF PRO-300 и PIXMA PRO-200, предварительно загружены ICC-профили как для фотобумаги / носителей для художественной печати Canon, так и для бумаги сторонних производителей, таких как Canson и Hahnemühle. Больше профилей ICC можно загрузить на веб-сайтах производителей бумаги. «Canon также предлагает для загрузки на Windows и Mac инструмент настройки носителя Media Configuration Tool, — говорит Кит. «Он позволяет настраивать пользовательские параметры бумаги, такие как плотность, количество наносимых чернил, тип загрузки и все остальное, что драйверу принтера необходимо знать об этой бумаге. Формат пользовательского носителя также поддерживает назначение ICC-профиля. После этого можно просто выбрать пользовательский профиль, и все будет работать автоматически».
Камера Canon рядом с принтером Canon и черно-белыми отпечатками.

Мастерство монохромной печати: создаем печатные версии черно-белых пейзажей

Фотограф Клайв Бут и специалист по печати Сухаиб Хусейн рассказывают о том, как добиться наилучших результатов при печати пейзажных изображений в черно-белом формате.
Media Configuration Tool можно установить при первоначальной установке ПО драйвера принтера. Также можно перейти на страницу поддержки принтеров Canon, выбрать свою модель устройства и нажать «Программное обеспечение». Найдите в списке Media Configuration Tool и установите его в соответствии с инструкциями. Руководство пользователя принтера также содержит раздел, посвященный использованию этого программного обеспечения».
Снимок экрана приложения Canon Media Configuration Tool.

Canon Media Configuration Tool позволяет добавлять и настраивать профили ICC и данные параметров печати для бумаги сторонних производителей, а также сохранять их для последующего использования с этой же бумагой.

Несколько ярких мармеладных мишек на стеклянной тарелке с миниатюрными костяшками домино.

Для передачи ярких цветов на этом снимке потребуется глянцевая бумага и принтер с широким цветовым пространством, однако такие изображения всегда будут выглядеть лучше на мониторе. Темные и насыщенные цвета также могут быть утеряны — яркие оттенки красного в правой части этого изображения в некоторой степени теряются как при демонстрации на мониторе, так и на бумаге.

Существуют ли цвета, которые могут отображаться на экране, но не воссоздаются при печати?

Кит признает, что многие сталкиваются с этой проблемой. «Каждое устройство управляется собственным ICC-профилем, однако в итоге существуют цвета, которые видны на цифровой версии, но не воссоздаются при печати, и наоборот. Если представить каждый профиль в виде трехмерного объекта, форма профиля экрана и профиля принтера будет различаться. При попытке совместить эти два профиля вы получите участки, которые сопоставить не удастся, — это именно то несовпадение цветов, которое можно заметить при сравнении цифровой и печатной версий изображения. Даже если приобрести монитор с максимальным цветовым пространством, он все равно не будет отображать определенные цвета, а некоторые цвета вы будете видеть на экране, но при печати они будут воссозданы иначе».

Как понять, какие именно цвета не получится точно воссоздать, и как справиться с этой проблемой?

По словам Кита, управление цветом необходимо не для того, чтобы достичь идеальной цветопередачи. «Оно предназначено для автоматизации процесса и повышения качества на пути к созданию печатной версии цифрового изображения. Если открыть Adobe Photoshop или PPL, то вы найдете функцию программной цветопробы, которая постарается показать вам, как печатная версия будет выглядеть при выборе определенных принтера, бумаги и соответствующего профиля ICC. Поскольку монитор и принтер имеют разные цветовые диапазоны, симуляция будет приблизительной, однако при работе с процессом управления цветом сопоставление версий будет довольно точным».

«Для более точного сравнения можно открыть Photoshop и посмотреть, какие именно цвета на изображении выходят за рамки диапазона используемых принтера и бумаги. Проблемные цвета можно подсветить серым или красным в качестве предупреждения. Даже в этом случае сравнение не будет идеальным, и вы не сможете понять, насколько сильно тот или иной цвет выходит за рамки целевого диапазона. В конце концов, нет ничего точнее создания пробных отпечатков, ведь оно позволяет воочию оценить, каким будет результат вашей работы».

Мощная функция печати шаблона, доступная в PPL, позволяет напечатать контрольный лист с миниатюрами выбранного изображения, чтобы вы могли сравнить и оценить разные уровни яркости, контрастности и цветового баланса, не расходуя много листов дорогой фотобумаги. Выберите миниатюру, которая выглядит максимально близко к нужному стилю, запишите ее номер и введите его в PPL, чтобы автоматически применить этот набор параметров для полноразмерной печати.
Букет оранжевых цветов — белые отметки демонстрируют места, в которых цвета выходят за рамки цветового пространства принтера.

Полезная функция Gamut Warning (Предупреждение о пространстве) в виде белых отметок демонстрирует цвета и области изображения, которые не смогут быть точно напечатаны на выбранном носителе. В этом случае мы выбрали глянцевую бумагу Canon Pro Platinum, и важные участки насыщенных оттенков букета выходят за рамки доступного для печати диапазона цветов.

Букет оранжевых цветов — большое количество белых отметок демонстрирует места, в которых цвета выходят за рамки цветового пространства принтера.

При выборе матовой бумаги Canon Premium Fine Art Smooth для печати того же изображения гораздо больше участков изображения оказались за рамками доступного цветового пространства — это означает, что печать столь яркого изображения на этой бумаге менее эффективна из-за менее точной цветопередачи, и поможет вам определиться с выбором бумаги.

Можно ли настроить принтер для более точного воссоздания цветов, выходящих за рамки диапазона?

В PPL, Photoshop и других программах можно выбрать, каким образом обрабатывать цвета вне доступного цветового пространства (которые принтер не сможет идеально воссоздать), с помощью параметра Rendering Intent (Схема цветопередачи).

«Перцепционная» схема означает сохранение общего визуального облика цветов в изображении. Все цвета за рамками цветового пространства будут заменены наиболее близкими цветами из доступных для печати, после чего другие цвета будут изменены таким образом, чтобы цветовое взаимодействие осталось прежним. Проблема заключается в том, что все (или почти все) цвета на изображении входят в доступное цветовое пространство, и выбор этой схемы может привести к нежелательному снижению насыщенности, в частности для самых насыщенных оттенков.

«Относительная цветометрическая» схема заменит только цвета, которые невозможно напечатать, не изменяя остальные цвета. Это может привести к небольшому снижению насыщенности, однако с учетом того, что лишь некоторые цвета на оригинальном изображении выходят за рамки цветового пространства, в целом изображение будет ближе к оригиналу, чем при выборе перцепционной схемы.

Поэтому сначала проверьте, какая часть изображения находится вне доступного диапазона цветов, и выберите перцепционную схему, если проблема затрагивает многие цвета в важных участках изображения. Если лишь несколько цветов или областей выходят за рамки нужного цветового пространства, выберите относительную цветометрическую схему — так изображение останется ближе к оригиналу.

При работе с относительной цветометрической схемой стоит выбрать «Компенсация точки черного» (Black Point Compensation) для настройки тона изображения; таким образом самая темная точка изображения будет соответствовать самой темной точке в ICC-профиле принтера. Это не требуется при выборе перцепционной схемы, поскольку эта схема использует отношение к точке черного и белого. В этом также нет необходимости, если вы работаете с бумагой Canon и встроенными профилями ICC. Однако компромисс заключается в том, что компенсация точки черного не испортит результат и поможет воссоздать более глубокие оттенки черного, особенно если вы загрузили в принтер бумагу с высокими показателями впитывания.

«Печатая различную продукцию, вы будете получать ценный опыт, — отмечает Кит. — А если вам не удается добиться нужного результата при печати выбранного изображения, то стоит задуматься о выборе другой бумаги с отдельным ICC-профилем».

Автор Matthew Richards and Alex Summersby


Adobe, Photoshop, Photoshop Elements и Lightroom являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Adobe в США и/или в других странах.

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro