СТАТЬЯ

Где спят дети: смещение перспективы с механизмом наклона и сдвига

A blonde five-year-old girl lies on a green printed mattress, a hand stroking her hair
Семья Махи покинула деревню Хавига, расположенную недалеко от Мосула, Ирак. Страх перед ИГ и нехватка еды заставили их покинуть свой дом. На фотографии Маха лежит на грязном матрасе в одной из переполненных палаток лагеря для беженцев Дебага. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon TS-E 45mm f/2.8. © Магнус Веннман

Пятилетняя беженка Маха, лежащая в постели во временном месте пребывания, стала одним из героев долгосрочного проекта «Где спят дети» шведского фотожурналиста Магнуса Веннмана. Он говорит, что этот проект посвящен детям, которые вынуждены покинуть родной дом из-за войны в Сирии и Ираке, и местам, где они теперь спят, а также их мечтам и планам на будущее.

От газонов на обочинах дорог до коек в больницах, тротуаров и лагерей для беженцев — Магнус фотографировал места, где вынуждены спать дети, чью жизнь сильно изменила война. В рамках проекта он посетил страны Ближнего Востока и Европы, включая Сирию, Ирак, Ливан и Турцию.

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

«Для меня этот проект был попыткой понять войну и позволить другим людям немного лучше понять ее, — говорит Магнус. — Когда вы живете в стране наподобие Швеции, где войны не было уже 200 лет, практически невозможно понять, что такое война. Но лично я могу понять, что такое взаимоотношения между детьми и родителями. Поэтому для меня единственный способ понять, что такое война, это посмотреть на нее глазами ребенка».

Впечатляющий портрет Махи (в верхней части статьи) привлек внимание общественности и принес Магнусу награду World Press Photo прошлого года в категории «Люди: одиночные изображения». На церемонии также был показан фильм Магнуса под названием «Рисунки Фатимы», посвященный еще одной девочке-беженке (см. ниже). Помимо сбора средств для Управления ООН по делам беженцев Магнус надеется, что его фотографии, созданные в фирменном мягком стиле с помощью объектива Canon с механизмом наклона и сдвига, не оставят людей равнодушными.

«Моя цель заключается в том, чтобы привлечь внимание людей к этой проблеме и к сложившейся ситуации, — говорит он о серии фотографий, на которых некоторые из детей смотрят в камеру и позволяют зрителю ощутить масштабы проблемы. — Подобные изображения фигурируют и в новостях, но на них легко не обратить внимание. Для меня как отца очень трудно закрывать глаза на происходящее, когда дети спят в лесу или вынуждены воровать яблоки с деревьев лишь ради пропитания. Такие вещи очень сложно заметить. Это сложная ситуация, ведь война — это сложное явление. Но легко понять, что дети должны спать в безопасном месте».

За 17 лет работы штатным фотографом в национальной шведской газете Aftonbladet Магнус успел поработать над проектами совершенно разного типа — от освещения местных новостей и спортивных мероприятий до крупных международных событий, включая предвыборную кампанию Барака Обамы и его победу на выборах 2008 года. На данный момент фотограф сосредоточился на долгосрочных проектах, которые посвящены социальным проблемам, новостям и военным действиям по всему земному шару.

Для Магнуса камера, в основном, является средством рассказать историю, поэтому тот минимум оборудования, что он носит с собой, должен работать максимально эффективно. Он считает, что набор из камер Canon EOS-1D X, Canon EOS 5D Mark III и Canon EOS 5D Mark IV позволяет ему справляться с работой любого характера.

«Большую часть времени я работаю за пределами студии, поэтому не хочу носить с собой много оборудования и беру Canon EOS-1D X с объективом 24–70 мм, а также кладу в сумку запасную камеру, — говорит он. — У меня с собой также есть диктофон и, пожалуй, штатив — ничего лишнего. Я с самого начала пользовался Canon. Даже когда я снимаю видео, я использую те же камеры, что и для фотосъемки. Они идеально подходят для меня».

A five-year-old girl with brown hair lies on a bed wearing an orange jumper. Sunlight from a window falls on her
Магнусу рассказали, что пятилетняя Тамам каждый вечер перед сном плачет, потому что боится своей подушки. Авиаудары в ее родном городе Хомс, Сирия, обычно происходили ночью, и даже спустя два года жизни вне города она так и не поняла, что в этом виновата не ее подушка. Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon TS-E 45mm f/2.8. © Магнус Веннман
Two small children lie on flattened cardboard boxes by a wall in a dark, quiet street, wearing pink coats
Магнус увидел Ралию, 7 лет, и Рахаф, 13 лет, живущими на улицах Бейрута, Ливан. Когда Магнус встретил их вместе с отцом, они уже год жили здесь после того, как их мать и брата убило гранатой в родном Дамаске, Сирия. Они спят в обнимку на картонных коробках. Рахаф сказала, что боится «плохих ребят», а Ралия начала плакать, когда услышала это. Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon TS-E 45mm f/2.8. © Магнус Веннман
A black-and-white image shows an open suitcase containing pictures of children and letters

Лучший совет от стажера Magnum Дианы Маркосян

Ее карьера фотографа могла бы сложиться совершенно иначе, не посмотри она фильм, в котором нашла главный совет в своей жизни.

Магнус не только смог найти детей и семьи, истории которых заставили бы людей задуматься, но также выбрал объектив Canon TS-E 45mm f/2.8 — именно он помог фотографу создать портреты, способные вызвать у людей сочувствие и сопереживание. Фокусное расстояние 45 мм обеспечило естественный угол съемки, схожий с углом 50-мм стандартного объектива, но наличие механизма наклона и сдвига позволило Магнусу полностью регулировать глубину резкости и перспективу. Так он смог сделать акцент на выражении лиц или языке тела детей, а также на окружении, которое обеспечивало целостность композиций.

«Это идеальный объектив для портретов подобного типа, — говорит он. — Я использую механизм наклона и сдвига, чтобы сделать акцент на человеке и отделить его от фона». В итоге Магнусу удается создавать причудливые сюрреалистичные изображения, эстетика которых заключается в конфликте между невинностью детей и ужасами войны, которая полностью меняет их жизни.

A small girl lies asleep in a woodland, under heaps of blankets. The image is soft and dreamlike
Семья пятилетней Ламар из Сербии осталась без крова, когда их дом был уничтожен в результате взрыва бомбы. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon TS-E 45mm f/2.8. © Магнус Веннман
A blonde child lies with her head on a red pillow, looking at the camera
Валаа, 5 лет, рассказала Магнусу, что хочет вернуться домой. Она сказала, что в Алеппо, Сирия, у нее была своя комната, и она никогда не плакала перед сном. В лагере беженцев она плакала каждую ночь. Она также сказала, что класть голову на подушку было ужасно, потому что ночью всегда было очень плохо. Это произошло, когда Алеппо подвергался атакам. Днем мама Валаа зачастую строила домик из подушек, чтобы девочка понимала, что им нечего бояться. Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon TS-E 45mm f/2.8. © Магнус Веннман

Хотя фотосъемка является для Магнуса основным видом деятельности, он также стремится постигать другие возможности мультимедиа. При съемке ужасного голода на западе Африки в рамках проекта для Save the Children он экспериментировал с созданием сферических видеоматериалов для виртуальной реальности. «Когда я только начинал свой путь в фотожурналистике, я делал исключительно фотографии, — говорит он. — Теперь мы располагаем безграничными возможностями для создания историй, поэтому я много работаю с видео и звуком. Я считаю себя создателем визуальных историй, который пытается найти лучший способ рассказать о том или ином событии».

«В первую очередь я фотограф, но если я считаю, что видео подойдет для освещения той или иной проблемы лучше, я выберу именно этот формат. Когда я работал над проектом «Где спят дети», я встретил одну девочку по имени Фатима, которая теперь живет в Швеции. Она рисовала свой старый дом в Сирии и рассказывала мне замечательные истории о нем. Я решил сделать об этом небольшой фильм, и это хороший пример того, как можно использовать видео и фотографии в одном проекте».

A small child lies on a grey bed under a grey wooden blanket that they have pulled up to cover most of their face. Their eyes are wide open, looking straight up at the ceiling
В Азраке, Иордания, Магнус встретил двухлетнюю Фару, которой нравилось играть с мячом. Ее отец пытался делать для нее мячи из подручных средств, но они быстро разваливались. Каждый вечер он желал Фаре и ее старшей сестре Тисам спокойной ночи и надеялся, что на следующий день у них появится хороший мяч, с которым они смогут играть. Все остальные мечты для них, по его словам, находятся за гранью возможного, но он хочет исполнить хотя бы эту. Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon TS-E 45mm f/2.8. © Магнус Веннман
A mother holds her sleeping baby as she sits against a metal gate, covering her face in distress.
На границе между Сербией и Венгрией однолетний Шам лежит на руках у матери возле железных ворот высотой 4 метра. Сразу за этими воротами — Европа, в которую они так стремились попасть. За день до этого в страну еще пускали беженцев, которых впоследствии на поезде отправляли в Австрию. Но Шам с матерью прибыли сюда слишком поздно, как и тысячи других беженцев. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon TS-E 45mm f/2.8. © Магнус Веннман

Возможности мультимедиа позволяют Магнусу говорить о светлом будущем фотожурналистики. «Новое поколение фотожурналистов работает совершенно иначе по сравнению с предыдущим, — говорит он. — Я думаю, что если вы молоды, открыты и стремитесь создавать визуальные истории, у вас все получится. Важность визуальных историй растет с каждым днем».

Несмотря на то, что ему повезло сохранить должность штатного фотографа в газете на протяжении длительного периода времени, он видит плюсы и в том, что штат фотографов в изданиях сокращается. «Мне очень повезло работать в газете, в которой приличная часть бюджета до сих пор выделяется на фотожурналистов. Как оказалось, для нашей газеты это решение было верным, поскольку издание до сих пор хорошо продается, — говорит он. — Но поскольку штатных рабочих мест уже не так много, современная фотожурналистика стала более демократичной. Ей могут заниматься все, а не только сотрудники изданий».

Что касается своей работы в Aftonbladet и National Geographic, Магнус надеется, что его проекты помогают менять мир к лучшему. «Будучи фотожурналистом, вы хотите рассказывать истории так, чтобы люди не просто понимали их, но и проникались ими. Вам нужно пройти долгий путь, чтобы научиться делать это».

Оборудование Магнуса Веннмана

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

A Canon EOS 5D Mark IV sits against a black background

Фотокамеры

Canon EOS-1D X Mark II

Камера Canon EOS-1D X Mark II обеспечивает ведущую в своем классе производительность благодаря высокочувствительному полнокадровому датчику изображения CMOS 20,2 МП, расширенной 61-точечной системе автофокусировки Dual Pixel AF и поддержке съемки видео 4K. «Даже когда я снимаю видео, я использую те же камеры, что и для фотосъемки», — говорит Магнус.

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. По словам Магнуса, камеры Canon идеально подходят для него.

Объективы

Canon TS-E 45mm f/2.8

TS-E 45 мм f/2.8 — это объектив с возможностью сдвига и наклона, угол обзора которого аналогичен тому, который имеет стандартный объектив 50 мм. «Я использую механизм наклона и сдвига, чтобы сделать акцент на человеке и отделить его от фона», — говорит Магнус.

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Магнус говорит: «Обычно я беру с собой Canon EOS-1D X с объективом 24–70 мм, а также кладу в сумку запасную камеру».

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас