СТАТЬЯ

Странно и знакомо: фикция в образах женщин от Гии Бесаны

Амбассадор Canon Гия Бесана рассказывает о своем новом проекте «Странно и знакомо» (Strangely Familiar), основой которого стала болезнь фотографа и история женщины, выступающей на шоу уродов 19 века.
Модель в силиконовой маске с бородой стоит за разрушенным дверным проемом и держит желтый воздушный шар, печально смотря на землю.

Работая над своим новым проектом «Странно и знакомо» (Strangely Familiar), амбассадор Canon Гия Бесана выбрала стиль художественной фикции, чтобы запечатлеть реальную дискриминацию в отношении женщин с нестандартной внешностью — это явление имеет многовековую историю и актуально по сей день. На этом изображении, созданном в октябре 2020 года, модель стоит в силиконовой маске с бородой, за основу которой была взята душераздирающая история Хулии Пастраны, участницы шоу уродов 19 века. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/640 сек., f/1.2 и ISO 160. © Гия Бесана

Однажды итальянский фотограф Гия Бесана завтракала с дочерью и пила кофе. Она сделала глоток, и кофе пролился на одежду. «Мама, с твоим ртом что-то странное», — сказала ее 10-летняя дочь. Когда Гия посмотрела на себя в зеркало в ванной, один ее глаз был широко открыт, а уголок рта на той же стороне лица был оттянут вниз. Гия решила, что у нее инсульт, и вызвала такси до больницы, где врачи выявили у нее паралич Белла — временный паралич лицевых мышц.

Следующие три месяца, когда ее состояние было наиболее острым, мир предстал перед ней в совсем ином свете. «Я ела через соломинку и перед сном закрывала веко клейкой лентой, — говорит Гия. — Это был настоящий кошмар». Она внезапно стала ощущать на себе взгляды других людей — от поглядывающих на нее незнакомцев до встревоженных лиц родных. «Я будто потеряла все свои привилегии, и это заставило меня задуматься о привилегированном положении в жизни, — вспоминает она спустя два с половиной года, после практически полного восстановления. — Такая смена восприятия заинтересовала меня».

Фотограф из Барселоны начала исследование с шоу уродов 19 века и наткнулась на историю о Хулии Пастране — мексиканской женщине, лицо и тело которой из-за генетической патологии были покрыты волосами. Над уродством Хулии насмехались, и ей пришлось участвовать в выставке «Самая уродливая женщина в мире». В этой статье Гия рассказывает, как ее новый проект под названием «Странно и знакомо» (Strangely Familiar), за основу которого взята история Хулии и собственные чувства фотографа, использует более комплексный подход с применением фикции для демонстрации реалий жизни современных женщин.
Группа мужчин и женщин, одетые в стиле 1950-х, смотрят сквозь зеленые шторы.

На этом изображении, дополняющем фотографию в верхней части страницы, группа стильно одетых мужчин и женщин радостно смотрят на бородатую женщину через зеленые занавески. «Цель фотографа — абстрагироваться от своего опыта, найти другие истории и вызвать у людей сильные эмоции, пусть не всегда положительные», — говорит Гия. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/10 сек., f/4.5 и ISO 160. © Гия Бесана

Несмотря на постановочную структуру, новый проект имеет две точки, соединяющие его с реальностью, — ваш опыт и история Хулии Пастраны. Почему вы решили объединить их?

«Я не могу сравнивать свою жизнь с ее жизнью, однако ее история вдохновила меня. Я хотела узнать больше о ее изоляции, одиночестве и силе духа. Мое состояние помогло мне стать более хорошим человеком. Я помню, как сидела в автобусе, и все вокруг смотрели на меня. В частности, одна из женщин смотрела с явным презрением. Это стало основой изображения, на котором группа людей стоит в тумане — оно символизирует то, в каком жизненном сценарии рождается каждый из нас. Нет никакой справедливости. Я думала о жизни других людей и об этой женщине. Шоу уродов существовали для того, чтобы люди чувствовали себя лучше, когда видят кого-то, чья жизнь еще хуже. Такое происходит и до сих пор, однако выражается в том, как мы оцениваем других в социальных сетях или, к примеру, в автобусе».

Считаете ли вы, что это ярче демонстрирует влияние внешнего вида женщины на отношение к ней?

«Да. Женщины находятся под давлением, и общество обязывает их выглядеть идеально. Однако все это лишь разные идеи, которые можно воплотить в жизнь посредством изображений. Мои работы всегда начинаются с меня, с моего личного опыта, после чего я лишь нахожу его отражение в других историях. Я не работаю на определенную аудиторию, и мои работы не несут единого посыла — я лишь стараюсь привлечь людей к обсуждению той или иной темы».

Изображения в этом проекте выглядят довольно пугающе. Расскажите нам, какие эмоции вы хотели вызвать и как в этом помогает силиконовая маска, которую носит модель?

«Это выглядит странно. Поэтому эти изображения шокируют. Однако в этом есть и доля реальности, в которой я жила. У меня было недостаточно денег, чтобы нанимать профессионального гримера для каждой фотосессии, поэтому я заказа маску в одной из итальянских студий по созданию спецэффектов. Я попросила их сохранить детали образа Хулии Пастраны, однако объединить его с чем-то более современным. Уже с первых кадров мне было некомфортно, и я чувствовала нечто неприятное. Однако именно поэтому я решила продолжить работу над проектом и посмотреть, что из этого получится. Это именно та неприязнь, которую люди ощущали, когда видели меня».

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Кто позировал для вас в образе Хулии Пастраны?

«Это моя подруга из России, которая уже позировала для меня раньше. Мне нужна была свободная модель, поскольку над этим проектом я работала в промежутках между заказами на портретную съемку. Другие модели — просто случайные люди. Профессиональные модели позволяют работать лишь в одном ключе. Обычные люди могут предложить фотографу гораздо больше. А если и меньше, то это выглядит иначе и от того интереснее. Такая смена курса позволяет развиваться с творческой точки зрения, ведь эти люди участвуют в творческом процессе».
Два огромных зеленых листа и нога в розовом чулке на большом белом покрывале.

Фотография из проекта Гии «LEG IT!» — серии автопортретов, демонстрирующих потребность в физической свободе, которая еще сильнее проявилась во время пандемии COVID-19. «Лишь двигаясь, мы можем изменить окружающий нас мир. Я могу созидать, развиваться и думать, лишь когда двигаюсь. Карантин ослабил мои ноги, и я перестала чувствовать их», — говорит Гия. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/800 сек., f/8 и ISO 160. © Гия Бесана

Девушка с темными волосами держит небольшой букет цветов и выглядывает из-за тонкой розовой шторы.

Гия начала карьеру в сфере фотожурналистики, однако случившийся в 2007 году, после рождения дочери, внутренний конфликт между материнством и профессиональной деятельностью помог ей найти себя в фотоискусстве. Это изображение из проекта Гии «Поиск среди цветов» (A Rummage of Flowers) было создано в рамках фотосессии с камерой Canon EOS R. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/125 сек., f/2.8 и ISO 160. © Гия Бесана

Как вы развиваете свои идеи? И как выбор оборудования влияет на результат?

«Зачастую я начинаю с выбора локации. Я вижу место, которое совпадает с задумкой, и беру его за основу. Эти изображения создавались не на основе сцен из жизни Хулии Пастраны, в них сделан акцент на том, что объединяет меня с ней. Я стараюсь создавать композиции. Это попытки найти в реальном мире места, костюмы, людей и реквизит, которые лучше всего выражают мои мысли. Эти изображения созданы с помощью камеры Canon EOS R5 и объектива Canon RF 50mm F1.2L USM, установленных на штатив. На R5 превосходная фокусировка, а файлы RAW содержат максимум данных, что очень важно для художественной фотографии, в частности если я захочу распечатать изображение в большом формате для выставки. Эту камеру также очень удобно настраивать — ее можно сделать идеальным инструментом для свободного творчества и самовыражения. Она для меня словно лучший друг!»
Женские ноги в розовые чулках торчат из зарослей в лесу.

Еще одно изображение из проекта Гии «LEG IT!», который состоит из нестандартных автопортретов, созданных во время карантина. Гия описывает фотографии проекта как «метафоры для конфликтующих эмоций и потребность в восстановлении после неестественной неволи». Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/5.6 и ISO 160. © Гия Бесана

Вы начинали с фотожурналистики, и многие ваши проекты были посвящены жизни женщин. Вы перешли в фотоискусство, поскольку в какой-то момент перестали питать иллюзии в отношении фотожурналистики?

«Даже когда я занималась репортажной съемкой, я смотрела на работы Грегори Крюдсона и Стэна Дугласа. Такой стиль фотографии всегда мне нравился. Я бы никогда не стала менять положение объектов, однако искала композиции с возможностью неоднозначной трактовки. Когда я забеременела, то материнство было для меня превыше всего. У меня был внутренний конфликт — я хотела быть хорошей матерью, однако в то же время хотела быть успешным фотографом. Я решила, что материнство и внутренний конфликт станут темой моего следующего проекта. Я начала создавать сцены, которые описывали мои чувства и рассказы моих подруг. Это был 2007 год, и мало кто осмеливался говорить о послеродовой депрессии».
Katya Mukhina with her Canon EOS R at a frozen lake in Russia.

Использование объективов EF с системой EOS R

Портретный фотограф Гия Бесана и свадебный фотограф Катя Мухина рассказывают о том, как адаптеры крепления помогли им добиться свободы творчества и раскрыть потенциал своих объективов.
«Я показала работу одному из итальянских фоторедакторов, и похвальный отзыв стал отличной мотивацией — в 2012 году мне удалось получить награду Amilcare Ponchielli GRIN. Такое признание помогло мне понять, что для моих проектов — основанных на реальных событиях, но выполненных в стиле фикции — есть место в индустрии. Я также начала понимать, что ездить по миру и рассказывать о других культурах довольно проблематично. В 60-е, 70-е и 80-е известные фотографы получали достаточно денег, чтобы тратить на такие проекты по несколько месяцев и вникать в суть истории. Теперь это происходит в исключительных случаях. Путешествуя по разным местам, сложно по-настоящему понять ситуацию. Рассказывая истории этим другим способом, я смогла оставаться честной. Я почувствовала свободу».

Есть ли в фотоискусстве нечто такое, что позволяет более ярко демонстрировать истории женщин?

«Нет. Этим занимаются и фотографы-мужчины. Это лишь необходимость поделиться мыслями. Я делаю акцент на жизни женщин, поскольку я тоже женщина. Опять же, будь я мужчиной — я бы не прошла через беременность, поэтому могла бы продолжить карьеру в фотожурналистике. Создаю ли я эти проекты потому, что я женщина, или мои женские истории помогают мне видеть происходящее в ином свете? Это тема для обсуждения. Если вы спросите меня о феминизме, я скажу, что я феминистка, однако это не было для меня отправной точкой. Я начинала с попыток проанализировать и выразить свои чувства».

Автор Rachel Segal Hamilton


Статьи по теме

  • How the Canon Female Photojournalist Grant changes lives

    СТАТЬЯ

    Как грант Canon меняет жизни женщин-фотожурналистов

    Шесть женщин, создающих документальные фотосюжеты, рассказывают о том, почему грант Canon для женщин-фотожурналистов стал решающим моментом в их карьере.

  • Мужчина с клоунским гримом сидит в ванне.

    СТАТЬЯ

    Пять фотоисторий, олицетворяющих 2020 год

    Мы уверены в одном — у каждого фотографа найдется уникальная история за 2020 год.

  • A portrait of a model in a white jacket in front of a busy but blurred street.

    СТАТЬЯ

    Лучшие объективы Canon для портретной фотографии

    Фотографы Гия Бесана, Фелисия Сиско и Илви Ньокиктьен вместе с экспертом Canon Майком Бернхиллом рассказывают о лучших объективах Canon для создания идеальных портретов.

  • Режиссер Эшли Джейди управляет камерой, а группа мужчин наблюдает за ее работой.

    СТАТЬЯ

    Каково женщинам работать в кинопроизводстве?

    Режиссер Эшли Джейди и операторы Карис Кайзер и Хизер Хьюз рассказывают о светлом будущем для женщин в сфере кинопроизводства.

  • Подпишитесь на рассылку

    Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro