СТАТЬЯ

Мнение эксперта: когда стоит выбрать большой датчик изображения? Обсуждение полнокадровых камер

Первым в серии технических статей от специалистов Canon выступит Джон Морис, менеджер по маркетингу продукции Canon Europe — он расскажет о трудностях выбора при переходе на полнокадровую систему.
Пространство в затопленной пещере, где тысячи сталактитов подсвечены синими фонарями.

Конечно, столь необычные кадры не получится создавать каждый день, однако к такому стоит стремиться. Эта фотография была сделана в полной темноте, и можно увидеть, какие результаты обеспечивает полнокадровая камера при съемке с высокими значениями ISO. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 28-70mm F2L USM и следующими параметрами: 28 мм, 180 сек., f/2 и ISO 6400.

Это один из наиболее актуальных вопросов в мире фотографии: стоит ли купить полнокадровую камеру, а если стоит, то какую именно камеру выбрать? Как и многие, я начинал с цифровой зеркальной камеры APS-C, после чего перешел на полнокадровый формат. Поскольку мне нравится тщательно исследовать возможности оборудования, которое я планирую приобрести, покупка каждой следующей камеры сопровождалась паузой на обдумывание, изучением технических аспектов и поиском преимуществ такой покупки.

Оглядываясь назад, спустя много лет работы с камерами Canon я составил простое руководство, которое поможет вам решить, стоит ли переходить на полнокадровый формат.
Джон Морис — менеджер по маркетингу продукции Canon Europe. В 2008 году он присоединился к Canon в качестве специалиста по камерам, а теперь руководит работой технической рабочей группы. Он тоже любит фотографировать, в частности предпочитает снимать приключения на природе. Первой пленочной камерой Джона была Canon T70, а его первой цифровой зеркальной камерой — Canon EOS 300D.
Женщина в кожаной куртке сидит в темной комнате, а на ее лицо падают лучи света, проникающие через окно.

Полнокадровый формат предложит вам больше возможностей в сложных условиях освещения. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM и следующими параметрами: 27 мм, 1/500 сек., f/4 и ISO 1600.

Полнокадровые камеры лучше остальных?

Переход на полнокадровый формат открывает ряд известных преимуществ. Больший размер датчика изображения обычно обеспечивает более высокое качество съемки при слабом освещении, что поможет вам достичь нужных результатов, если вы, к примеру, занимаетесь интерьерной съемкой либо съемкой портретов или мероприятий в помещениях.

Ниже можно увидеть прекрасный пример ночного городского пейзажа — левое изображение создано с помощью камеры Canon EOS 80D с датчиком APS-C (в продаже доступно новое поколение: EOS 90D), а правое — на полнокадровую камеру Canon EOS RP. Вы можете заметить, что на изображении с EOS RP уровень шума ниже, а детализация выше. Именно такой результат вы получите при переходе на полнокадровый формат с более старых камер APS-C.
Есть ли у вас оборудование Canon?

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Два офисных здания в ночное время, в окнах виден свет.

Обрезанная ночная композиция, запечатленная на камеру Canon EOS 80D. Датчик изображения APS-C, установленный в камере EOS 80D, имеет меньший размер, чем полнокадровые датчики, что обеспечивает менее высокую детализацию в условиях слабого освещения. Снято на камеру Canon EOS 80D с объективом Canon EF 70-200mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 70 мм, 1/8 сек., f/5.6 и ISO 6400.

Два офисных здания в ночное время, в окнах виден свет.

Обрезанная версия практически идентичного изображения, созданного на полнокадровую беззеркальную камеру EOS RP. Сравнение этих фотографий позволяет оценить разницу в уровне шума. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon EF 70-200mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 113 мм, 1/8 сек., f/5.6 и ISO 6400.

Еще один важный аспект съемки — это меньшая глубина резкости, которую при одинаковой композиции обеспечивает полнокадровая камера. Это станет преимуществом для тех, кто предпочитает более художественный стиль съемки или хочет выделить объект на фоне более размытого заднего плана.
Ветви мертвого дерева; на фоне видны покрытые снегом горные вершины.

Эта и соседняя фотография имеют одинаковую композицию, однако датчик изображения APS-C камеры EOS 80D не обеспечивает столь плавного размытия областей вне фокуса, как полнокадровый датчик камеры EOS RP. Снято на камеру Canon EOS 80D с объективом Canon EF 70-200mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 70 мм, 1/1250 сек., f/4 и ISO 100.

Практически идентичное изображение тех же ветвей, однако горы на заднем плане размыты немного сильнее.

Камеры с полнокадровыми датчиками изображения обычно обеспечивают меньшую глубину резкости, поэтому объекты на переднем плане кажутся более заметными на более размытом фоне. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon EF 70-200mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 110 мм, 1/1250 сек., f/4 и ISO 100.

Многие полнокадровые камеры более универсальны с точки зрения восстановления деталей в тенях и светлых участках изображения, чем старые модели APS-C, — это будет преимуществом при съемке сцен с широким тональным диапазоном, к примеру пейзажей, портретов, фэшн и интерьеров.
Женщина сидит возле стола на яркой скамейке, а за ней видно тень, которую отбрасывает на стену оконная рама.

Я обнаружил, что компактная полнокадровая камера и столь же компактный объектив позволяют без труда запечатлеть моменты повседневной жизни. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 35mm F1.8 Macro IS STM и следующими параметрами: 35 мм, 1/4000 сек., f/1.8 и ISO 400.

Отражение вечернего неба в нескольких стеклянных зданиях.

Во многих ситуациях полнокадровая камера позволяет сохранить больше деталей в тенях и светлых участках кадра. По этой причине полнокадровый формат считается оптимальным для фотосъемки природных и городских пейзажей. Снято на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM и следующими параметрами: 85 мм, 1/40 сек., f/5.6 и ISO 1600.

Какую полнокадровую камеру вы рекомендуете?

Ответ зависит от того, что именно вы ждете от камеры. Полнокадровые модели начального уровня, будь то цифровые зеркальные камеры типа Canon EOS 6D Mark II или полнокадровые зеркальные камеры, такие как Canon EOS RP, являются высокопортативными, а их простой интерфейс и возможность управления на сенсорном экране обеспечивают удобство использования на уровне камер APS-C.

При мыслях о полнокадровом формате многие думают, что это громоздкие и тяжелые камеры, однако это осталось в прошлом — в наши дни это совсем не так. Более того, отсутствие системы зеркал и оптического видоискателя означает, что полнокадровые беззеркальные камеры могут быть даже более компактными, чем цифровые зеркальные модели с датчиком APS-C. Давайте рассмотрим переход с более старой цифровой зеркальной камеры APS-C на полнокадровую беззеркальную камеру EOS RP:

Canon EOS 700DCanon EOS RP
Вес (включая аккумулятор и карту памяти): 580 гВес (включая аккумулятор и карту памяти): 485 г
Со стандартным объективом Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM (200 г)Со стандартным объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM (375 г)
Общий вес: 780 гОбщий вес: 880 г


Комплект камеры и объектива весит всего на 100 г больше, чем цифровая зеркальная камера APS-C, при этом объектив RF 24-105mm F4-7.1 IS STM обеспечивает более широкий диапазон фокусных расстояний в дополнение к другим, уже упомянутым преимуществам полнокадровой камеры.

Если вы привыкли к быстрой работе камеры с датчиком APS-C, то рассмотрите модели более высокого уровня, например Canon EOS R6 с функцией непрерывной съемки 20 кадров/сек. — такой выбор поможет вам выйти на новый уровень скорости и качества. Однако стоит учесть, что ваши объективы не будут обеспечивать фокусные расстояния, которые они предлагали при установке на камеру с датчиком APS-C, поскольку кроп-фактор датчика APS-C увеличивает объект в кадре — вы можете узнать об этом больше в разделе ниже, посвященном объективам.
Объектив Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM.

Многие фотографы начинали свой путь с объективом уровня Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM.

Объектив Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM

При переходе на полнокадровый формат наличие универсального объектива, такого как Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM, поможет эффективно работать в большинстве условий съемки.

Что насчет объективов?

В первую очередь, вам необходимо определить, какие объективы вам больше всего нравится использовать с текущей камерой, и проверить их совместимость с полнокадровой камерой. Будут ли они работать таким же образом? Объективы могут менять свои характеристики при переходе между форматами.

Если вы пользуетесь объективом Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM или EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM, которые считаются универсальными моделями для камер APS-C, то их эквивалентом для полнокадровой беззеркальной камеры станет модель Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM, которая также является универсальной и предлагает широкий диапазон фокусных расстояний (от широкоугольного до теледиапазона).

Если вы работаете с двумя объективами, например моделью EF-S 18-55mm и телеобъективом EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM, то стоит обратить внимание на объектив Canon RF 24-240mm F4-6.3 IS USM — универсальную модель для съемки как в широкоугольном, так и теледиапазоне. Это поможет носить с собой меньше оборудования, что поможет путешествовать налегке.
Мужчина в желтом дождевике делает снимок на камеру Canon EOS RP с объективом Canon RF 24-240mm F4-6.3 IS USM.

Амбассадор Canon Рихард Вальх исследует Норвегию с камерой Canon EOS RP и объективом Canon RF 24-240mm F4-6.3 IS USM, который считает лучшим объективом для путешествий.

Какие объективы Canon совместимы с полнокадровыми камерами?

Первые буквы в названии объектива помогут понять, какой это объектив. Возможно, вы сможете использовать многие из имеющихся объективов с полнокадровой камерой, однако всегда стоит помнить следующее.

Объективы EF-S можно использовать с полнокадровыми беззеркальными камерами системы EOS R при установке через адаптер EF-EOS R. Однако разрешение будет снижено, поскольку объектив не обеспечивает охвата, соответствующего полнокадровому датчику изображения. Поэтому я рекомендую заменить объективы EF-S аналогичными моделями RF, если вы решили перейти на полнокадровую систему EOS R. Объективы EF-S не будут работать с полнокадровыми цифровыми зеркальными камерами Canon, поэтому если вы предпочитаете зеркальные камеры и хотите выбрать этот путь, вам потребуется заменить их на модели EF.

Объективы EF-M предназначены для использования исключительно с камерами EOS M, поэтому при переходе на полнокадровый формат вам потребуется приобрести объективы EF или RF.

Объективы EF совместимы со всеми полнокадровыми камерами Canon — для их установки на камеры системы EOS R вам потребуется адаптер крепления EF-EOS R, при этом объективы будут работать без потери качества и функциональности. Более того, модели EF будут работать практически так же, как и на вашей текущей камере — единственным отличием станет более широкоугольный формат, чем на камере APS-C, поскольку датчик изображения APS-C имеет кроп-фактор 1,6x. Если вам нравится использовать 50-мм портретный объектив с камерой APS-C, на новой полнокадровой камере стоит рассмотреть покупку модели с фокусным расстоянием 85 мм, поскольку угол обзора будет практически таким же.
Небольшая птица сидит на ветке с рыбой в клюве.

Два изображения, созданные с одного ракурса на один и тот же объектив. Этот кадр, созданный на полнокадровую EOS-1D X (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III), выглядит, словно оно создано с большего расстояния. Снято с объективом Canon EF 800mm f/5.6L IS USM и следующими параметрами: 800 мм, 1/500 сек., f/5.6 и ISO 800.

Фотография птицы на ветке, созданная с той же позиции, но с небольшим увеличением.

Это изображение отличается более крупным планом из-за высокого кроп-фактора датчика APS-C в используемой камере EOS 7D Mark II. Снято на камеру Canon EOS 7D Mark II с объективом Canon EF 800mm f/5.6L IS USM и следующими параметрами: 800 мм, 1/500 сек., f/5.6 и ISO 800.

Стоит ли заменять имеющиеся объективы EF?

Объективы EF работают на полнокадровых камерах, однако при переходе на камеру системы EOS R вы, возможно, захотите рассмотреть покупку объективов RF нового поколения. Всего один пример: есть неоспоримые преимущества перехода от Canon EF 85mm f/1.8 USM к его аналогу из линейки RF — Canon RF 85mm F2 Macro IS STM.

Во-первых, конструкция крепления RF означает, что оптические элементы находятся ближе к датчику изображения, что обеспечивает более высокое качество изображений, в частности в углах кадра и при работе с открытой диафрагмой. Во-вторых, объектив RF поддерживает фокусировку на меньшем расстоянии, что особенно полезно при съемке портретов и небольших деталей. В-третьих, объектив RF оснащен стабилизатором изображения, который обеспечит создание четких снимков и сделает видео более плавным.
A black and white shot of a boxer throwing a punch.

Полнокадровые беззеркальные и зеркальные камеры

Один из самых опытных экшн-фотографов в мире Рихард Вальх сравнивает характеристики флагманских камер EOS R5 и EOS-1D X Mark III.
В линейке RF уже много легких фикс-объективов со схожими преимуществами, в том числе модели Canon RF 35mm F1.8 Macro IS STM, RF 50mm F1.8 STM и RF 85mm F2 Macro IS STM, которые максимально портативны и обеспечивают высокое качество.

Есть ли у полнокадрового формата недостатки?

Для фотосъемки спорта и подвижных объектов кроп-фактор и скорость съемки, что обеспечивают некоторые камеры APS-C, могут предложить лишь флагманские полнокадровые беззеркальные камеры, например Canon EOS R5 и EOS R6, с установленными на них новейшими объективами RF, такими как Canon RF 600mm F11 IS STM или RF 100-500mm F4.5-7.1L IS USM.

Рассматривая возможность приобретения полнокадровой камеры, многие отмечают их дороговизну. Полнокадровые камеры и объективы оставались чем-то недостижимым для многих людей, однако модели уровня EOS RP позволяют значительно большему числу людей пробовать себя в этом формате. Если вам нравится фотографировать спорт и другие динамичные события, я бы порекомендовал более продвинутые полнокадровые камеры из линейки Canon EOS R, поскольку они предлагают более высокую скорость и производительность.

Заключение

Переход на полнокадровый формат требует некоторого анализа текущего стиля съемки, а также оценки своих планов на будущее — это поможет выбрать камеру и объективы, которые станут для вас оптимальным вариантом. Многие совершают такой переход, чтобы лично оценить преимущества, которые я упомянул, а также открыть для себя новые творческие горизонты, используя камеры и объективы из линейки полнокадровых устройств. Это также позволит вам работать над разными проектами, используя две разноплановые камеры и их различные преимущества.

Автор John Maurice


Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro