СТАТЬЯ

Искусство создания композиции: панорамные пейзажи от Дэвида Нотона

A high-resolution 'stitched' image looking down the Avon Gorge towards Bristol's Clifton Suspension Bridge at night.
Потрясающая фотокомпозиция Дэвида Нотона, снятая ночью в ущелье Эйвон возле Клифтонского моста в Бристоле, Великобритания. Кадры, из которых составлена композиция, созданы с помощью камеры Canon EOS R с объективом Canon RF 24-105mm f/4L IS USM. © Дэвид Нотон

Иногда одной фотографии бывает недостаточно. Фотографы создавали композиции и коллажи уже в 19 веке, но возможности постобработки сегодняшнего дня позволяют легко составлять из нескольких кадров одно изображение невероятного разрешения, которое можно распечатать в огромном формате.

Британский фотограф-пейзажист и обладатель нескольких наград Дэвид Нотон известен созданием прекрасных фотокомпозиций. Он известен, прежде всего, своими широкоформатными панорамными пейзажными изображениями со всего мира. «Я создаю панорамы еще с конца 1980-х, — говорит он. — Мне нравится этот формат, и я думаю, что он сопоставим с тем, как люди воспринимают пейзажи».

А создавать печатные версии этих изображений стало проще: встроенное ПО версии 3.010 на принтере Canon imagePROGRAF PRO-1000 поддерживает печать панорам нескольких форматов, в то время как новый принтер Canon imagePROGRAF PRO-300 располагает отдельным, продуманным режимом печати панорам и функциями печати без полей.

Впервые работая над проектом с камерой Canon EOS R, Дэвид создал панорамы из более чем 20 кадров, что обеспечило невероятное разрешение и богатство полутонов. «Для создания таких изображений мне пришлось копнуть еще глубже и заниматься тем, что раньше мне делать не доводилось, — говорит амбассадор Canon. — Было довольно трудно».

A field of barley with hills and clumps of trees in the distance.
Благодаря своей портативности, полнокадровому разрешению и невероятным объективам RF система Canon EOS R отлично подходит для пейзажной фотографии, будь то создание композиций или обычных качественных изображений. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 50mm f/1.2L USM и следующими параметрами: 1/13 сек., f/16 и ISO 200. © Дэвид Нотон
Canon Professional Services

Ваше оборудование в надежных руках

Получайте доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services (CPS).

Съемка на EOS R

Для создания этих пейзажей сверхвысокого разрешения Дэвид использовал камеру Canon EOS R. «Самым большим преимуществом EOS R при пейзажной съемке является ее размер и портативность, — говорит он. — Любой, кто создает пейзажи, выберет камеру с полнокадровым разрешением в компактном и легком корпусе».

«Объективы RF также очень хороши: они позволяют создавать четкие кадры, и это очень здорово. Система фокусировки отлично работает при слабом освещении. Во время съемки ночью я мог фокусироваться на небольших пучках света простым касанием сенсорного экрана».

Дэвид создал несколько живописных композиций на юго-западе Англии, включая пейзажи в деревнях Серн-Эббас и Кортон Денхэм, а также прекрасные дневные и ночные кадры, на которых запечатлен Клифтонский мост и окраины Бристоля. Во время съемок он использовал два объектива: Canon RF 24-105mm f/4L IS USM и Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6 L IS II USM, который удалось подсоединить к EOS R с помощью адаптера крепления EF-EOS R.

Поскольку он создавал множество изображений в рамках общей композиции, ему нужен был узкий угол обзора для каждого из них; именно поэтому он использовал объективы с большим фокусным расстоянием. После обработки эти изображения становились частью широкоформатных пейзажей с потрясающим уровнем детализации.

Каждая композиция создавалась примерно из 21 кадра — для горизонтальных изображений Дэвид создавал 3 ряда по 7 кадров, а для вертикальных — 7 рядов по 3 кадра. Одной из сложностей, связанных с созданием композиций, является трудоемкость съемочного процесса, который отнимает очень много времени. В пейзажной съемке для Дэвида главным аспектом является идеальное освещение, для которого нужно «поймать нужный момент». Но даже в рамках создания одной серии изображений иногда свет значительно менялся.

The sun rising over blue-tinged, misty hills in the English countryside.
«Всегда можно поймать момент с идеальным освещением», — говорит Дэвид. На этом изображении Дэвиду удалось запечатлеть прекрасное летнее утро в сельской местности возле прихода Комптон Паунсфут в графстве Сомерсет, Англия. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM и следующими параметрами: 1/8 сек., f/11 и ISO 200. © Дэвид Нотон
Katya Mukhina with her Canon EOS R at a frozen lake in Russia.

Использование объективов EF с системой Canon EOS R

Портретный фотограф Гия Бесана и свадебный фотограф Катя Мухина рассказывают о том, как адаптеры крепления помогли им добиться свободы творчества и раскрыть потенциал своих объективов.

«Всегда можно поймать момент с идеальным освещением, поэтому я добираюсь до места съемок и тщательно исследую его, чтобы понимать, что делать дальше, — говорит он. — Когда наступает момент с наилучшим освещением, я начинаю создавать серии снимков в ручном режиме, не меняя экспозицию. Я делаю несколько серий по мере изменения условий съемки, чтобы убедиться в том, что я не упустил тот самый идеальный момент».

Помимо выбора наилучшего времени для съемки Дэвиду пришлось задуматься о разнице в освещении на разных участках кадра. «Правильная настройка экспозиции — это сложная задача, ведь замер стоит производить с середины сцены, — говорит он. — Но наличие хорошей камеры, такой как EOS R, очень помогает, ведь она обеспечивает хороший баланс между светлыми и темными участками кадра. Затем на этапе постобработки вы сможете повысить уровень детализации в таких участках кадра».

Новая камера линейки EOS R — модель Canon EOS R5 с датчиком изображения 45 МП — обеспечивает еще более высокую детализацию изображения.

Ночью разница в освещении не была столь серьезной проблемой, но съемка в этих условиях была еще более трудоемкой, чем днем. «При ночной съемке вся трудность заключается в том, что приходится работать с примерно 30-секундной выдержкой, — говорит Дэвид. — Так что если вы хотите сделать композицию из 21 фотографии, и только на экспонирование каждой из них у вас уходит по 30 секунд, с учетом компоновки каждого кадра на создание одной серии у вас уйдет около 20 минут».

The tower of the church and surrounding houses nestle among greenery in the village of Corton Denham in Somerset, England.
Летний вечер, вид на деревню Кортон Денхэм в графстве Сомерсет; подобные изображения обычно используются для создания композиций сверхвысокого разрешения. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM и следующими параметрами: 1/10 сек., f/11 и ISO 200. © Дэвид Нотон
A high-resolution 'stitched' image of the Milky Way over Kimmeridge Bay on the Jurassic Coast of Dorset.
Потрясающая фотокомпозиция Млечного Пути, созданная в Дорсете, на Юрском побережье залива Киммеридж. Все кадры, из которых составлена композиция, созданы с помощью камеры Canon EOS R со следующими параметрами: 15,0 сек, f/1.4 и ISO 3200. © Дэвид Нотон

Советы от Дэвида по созданию композиций

Дэвид говорит, что главным фактором для создания качественной композиции, будь то склейка из нескольких изображений или горизонтальная панорама, является этап планирования, но при этом важно быстро выполнять задуманное. «Вам нужно приехать на место для пробной съемки. Захватите с собой штатив, поскольку если вы "завалите" горизонт, композиция получится отвратительной, — говорит он.

— Затем подумайте о перекрытии между кадрами, чтобы не упустить ни один из участков будущей композиции. Вам нужно создавать больше кадров, чем вам впоследствии понадобится. Вы всегда можете обрезать изображение. Поэтому несмотря на то, что мои композиции для этого проекта созданы из 21 кадра или около того, изначально я делал гораздо больше фотографий. Это позволило мне выполнять точную обрезку кадра на этапе постобработки, для чего я использовал программу PTGui Pro».

Для съемки панорам Дэвид использовал как 2 изображения с пейзажной ориентацией, так и до 24 портретных изображений, однако обычно он создает около 10 фотографий с портретной ориентацией и наложением около 30%.

«Вы должны тщательно продумать рабочий процесс, но при этом не медлить, поскольку свет постоянно меняется — даже тогда, когда вы настраиваете экспозицию. При создании композиции очень важно иметь в голове образ конечного изображения, поскольку посмотреть на результат в камере не удастся. Нужно с самого начала представлять себе, как все будет выглядеть в итоге».

A panoramic shot of a frosty autumnal morning in Dorset, England, taken by landscape photographer David Noton.
Прохладное осеннее утро в деревне Минтерн Магна, графство Дорсет, Англия. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 60 мм, 0,6 сек., f/11 и ISO 100. © Дэвид Нотон

Печать изображения

Потрясающий уровень детализации в композициях лучше всего передают широкоформатные принтеры, такие как Canon imagePROGRAF PRO-4000. Композиции, созданные Дэвидом с помощью камеры Canon EOS R, были затем обработаны в программе Digital Photo Professional и улучшены с помощью нового программного решения для печати от Canon — Professional Print & Layout. Эта программа оснащена функцией печати DPRAW, которая обеспечивает печать в высоком разрешении, а также функцией печати HDR, которая позволяет выполнять точную настройку светлых участков изображений с высоким уровнем контрастности.

«С помощью этой программы мне удалось повысить уровень детализации в светлых участках изображений, включая засвеченные участки, и расширить общий тональный диапазон печатных изображений, — говорит он. — Разница между изображениями "до" и "после" просто невероятна. В итоге я получил сверхчеткие печатные изображения с потрясающим уровнем детализации; отчасти их качество обусловлено способом их создания, но также впечатляющим тональным диапазоном».

Дэвид самостоятельно печатает многие из своих фотографий на принтере Canon imagePROGRAF PRO-1000. «Он обеспечивает превосходное качество изображения, — говорит он. — 12-цветная система чернил отвечает за передачу всех оттенков и тонов цвета, включая глубокие оттенки черного».

По словам Дэвида, возможность печати панорамных изображений на моделях Canon imagePROGRAF PRO-1000 и CANON IMAGEPROGRAF PRO-300 является ценным преимуществом настольных профессиональных принтеров Canon. «Панорамные изображения выглядят далеко не так здорово в Instagram и других социальных сетях, но зато прекрасно смотрятся в виде печатных версий большого формата». «Демонстрируя печатные версии изображений заказчикам или зрителям, вы сможете сильнее впечатлить их, чем с помощью фотографий на экране».

Сухаиб Хусейн, эксперт по печати Canon, отмечает технические преимущества функции печати панорамных изображений. «Она позволяет сохранить широкий формат изображений без необходимости в обрезке, печати с рамкой или изменении соотношения сторон, — говорит он.

— Теперь пользователи могут в меню пользовательских настроек выбирать для длины отпечатка необходимые значения, а максимальная длина составляет 990,6 мм (CANON IMAGEPROGRAF PRO-300) или 1200 мм (Canon imagePROGRAF PRO-1000). На предыдущих моделях максимальная длина была ограничена 676 мм. Принтеры также поддерживают носители для панорамной печати, к примеру бумагу от Hahnemühle, размером до 594x210 мм. Большее значение максимальной длины печати позволяет размещать на одном участке бумаги больше изображений для оптимального расхода чернил и носителя».

Дэвид говорит, что конечная версия изображений стоит всех усилий, затраченных на их создание. «Я все еще считаю, что возможность с помощью программы создать одно изображение из нескольких, затем посмотреть его на экране и распечатать — это фантастика, — говорит он. — Даже после стольких лет пейзажной съемки это мотивирует меня ничуть не меньше, чем раньше».

Автор David Clark


Оборудование Дэвида Нотона

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

David Noton with a Canon DSLR as he stands in a woodland.

Фотокамеры

Canon EOS R

Инновационная полнокадровая беззеркальная камера, которая устанавливает новые стандарты. Полнокадровый датчик 30,3 МП с впечатляющим уровнем детализации, высокой чувствительностью ISO и технологией Dual Pixel CMOS AF. Камера EOS R, совместимая с новыми объективами RF, позволяет создавать истории совершенно нового уровня.

Canon EOS 5DS R

Вариант модели EOS 5DS с разрешением 50,6 Мпикс и технологией нейтрализации эффекта фильтра нижних частот для еще более высокой детализации изображения.

Объективы

Canon RF 50mm F1.2L USM

Фикс-объектив 50 мм с диафрагмой f/1.2, обеспечивающий потрясающую резкость и позволяющий достигать достойного результата даже при слабом освещении.

Canon RF 24-105mm F4L IS USM

Универсальный зум-объектив 24-105 мм, предлагающий фотографам и видеографам идеальный баланс производительности, портативности и качества изображения.

Canon EF 100-400mm F4.5-5.6L IS II USM

Этот универсальный компактный и портативный супертелеобъектив с зумом обеспечивает стабилизацию изображения, эквивалентную 4 ступеням экспозиции, для превосходной четкости.

Принтеры

Canon imagePROGRAF PRO-4000

Canon imagePROGRAF PRO-4000 обеспечивает превосходное качество печати на носителях размером до 112 см (44 дюймов). 12-цветная система чернил LUCIA PRO и печатающая головка размером в 1,28 дюйма обеспечивают яркие цвета, насыщенные оттенки черного, высокую скорость печати и отменное качество.

Canon imagePROGRAF PRO-1000

Уверенно печатайте материалы с высоким уровнем детализации с помощью PRO-1000, оснащенного 12-цветной системой чернил для передачи более широкой цветовой гаммы и удобства процесса печати на всех этапах.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас