СТАТЬЯ

Моя самая волнующая история: Крис Стил-Перкинс рассказывает о съемке голода в Сомали

Men unload large sacks from the top of a bus.
Голод в Сомали стал катастрофой, которая унесла жизни 300 000 человек. Фотограф из агентства Magnum Крис Стил-Перкинс говорит, что эта история вызывает у него самые сильные эмоции. Снято на камеру Canon F-1. © Крис Стил-Перкинс / Magnum Photos

Член агентства Magnum Photos Крис Стил-Перкинс за свою карьеру фотожурналиста, которая длится уже около 50 лет, успел поработать над сотнями историй. Но история, которая вызывает у него самые сильные эмоции, — это съемки в Сомали более 25 лет назад. В этой статье он рассказывает, почему этот период так сильно отпечатался у него в памяти.

В 1992 году Крис находился в Сомали и работал над заданием для журнала The Independent. От него требовалось собрать материалы о голоде, который в то время уже стал причиной смерти тысяч жителей Сомали. Но причиной голода стала не засуха или стихийные бедствия, а гражданская война, которая началась через год после свержения президента Барре.

«Голода определенно можно было избежать, — вспоминает Крис. — В стране было достаточно еды, но ее воровали и удерживали на своих складах вооруженные группировки, пока цены на продовольствие не выросли в разы. Вся эта ситуация — кошмарна по своей сути».

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Рассказывая историю

Когда Крис прибыл в Могадишо, столицу Сомали, он обнаружил, что люди буквально умирали на улицах города. «Я и до этого освещал войны и голод, но на этот раз ощутил странную бессердечность, которую так и не смог понять, — продолжает он. — Был случай, когда женщина с ребенком лежали возле дороги на грани истощения, а люди просто игнорировали их. Я ходил с вооруженной охраной, потому что без этого там никак, но и они помогали людям крайне неохотно. Поэтому я чувствовал себя так безнадежно, как никогда в жизни».

Для того чтобы более полно рассказать историю, Крис отправился в лагерь, в котором проживало несколько тысяч перемещенных людей. Несмотря на то, что люди страдали от нехватки продовольствия и медикаментов, им не предоставляли ни того, ни другого. По его словам, каждый день в одном лишь этом лагере умирало около 100 человек.

Он запечатлел эту шокирующую ситуацию, и среди его кадров можно найти даже фотографии матерей, которые готовились хоронить своих детей. Он также снимал вооруженных повстанцев, которые регулировали поток продовольствия в стране, и прибытие грузов с едой, большая часть которых сразу же перемещалась на склады вооруженных повстанческих группировок.

Men roll red barrels out of the sea onto the beach.
Эндрю Нациос, бывший директор Отдела по оказанию гуманитарной помощи при чрезвычайных ситуациях США, охарактеризовал этот голод как «самую ужасную гуманитарную катастрофу современности». Снято на камеру Canon F-1. © Крис Стил-Перкинс / Magnum Photos
A small child looks through a gap between iron gates.
Во время голода Крис посетил лагерь для перемещенных людей в Сомали, где он увидел взрослых и детей, отчаянно нуждавшихся в еде и медикаментах. Снято на камеру Canon F-1. © Крис Стил-Перкинс / Magnum Photos

Для Криса самым памятным изображением за время съемок в Сомали стала фотография, на которой изображена мать, кормящая грудью своего ребенка в продовольственном центре (см. ниже). Несмотря на то, что Крис не говорил с этой женщиной и сделал всего четыре кадра, он до сих пор во всех деталях помнит тот момент.

Жизни этих людей определенно угрожала опасность, но Крис считает, что это изображение несет другой посыл, чем остальные кадры, которые он сделал в Сомали. «У всех, кто работал там, было много фотографий матерей с детьми, но именно этот кадр чем-то напоминает мне библейский сюжет, — говорит он. — Другим, возможно, будет трудно понять это, но для меня этот снимок олицетворяет надежду. Ребенок выглядит очень исхудавшим, но пьет молоко матери и, возможно, ему удастся выжить».

Крис освещал ситуацию с голодом в течение приблизительно четырех недель в условиях палящего солнца, мертвых тел и трупного смрада. «Это была одна из немногих ситуаций, когда я видел, как "ломались" закаленные журналисты и фотографы, — говорит он. — Я раньше уже бывал в голодающих регионах и думал, что спокойно справлюсь и там, но в тот раз ситуация была действительно ужасающей. Я помню, как общался с журналистом из Франции, с которым я хорошо знаком, и мы согласились с тем, что если Ад и существует, то он здесь. Думаю, что эта фраза правдива и на сегодняшний день».

От пленки к цифровому формату

A man, woman and child stand in a room with patterned wallpaper. The child is supported with crutches and the woman with a staff.
Многим из тех, кого в 1992 Крис фотографировал в Сомали во время голода, также требовалось и наблюдение врачей. Снято на камеру Canon F-1. © Крис Стил-Перкинс / Magnum Photos
A woman breastfeeds a painfully thin baby.
Это изображение, на котором мать кормит своего ребенка грудью, вселяет в Криса надежду и является для него символом того, что эти люди могли пережить голод в Сомали. Снято на камеру Canon F-1. © Крис Стил-Перкинс / Magnum Photos

Все кадры во время съемок сомалийского голода Крис создавал с помощью камеры Canon F-1 и цветной пленки. «Камеры Canon F-1 были моими "рабочими лошадками" и продолжали работать даже в условиях пыли и жары, — вспоминает он. — Они очень простые; это было именно то, что нужно. Примерно 90% времени я снимал с объективом 35 мм, но иногда я хотел оставаться незамеченным и использовал 100-мм объектив».

Сейчас Крис продолжает работать над личными проектами. Одним из таких проектов является The New Londoners (Новые жители Лондона), посвященный мигрантам со всего мира, живущим в Лондоне. Он использует Canon EOS 5D Mark II и Canon 5D Mark III в качестве основных устройств и наслаждается преимуществами цифровых зеркальных камер, такими как быстрая автофокусировка и отличные возможности съемки при слабом освещении.

Two woman cling onto each other bravely. One has a tear rolling down her cheek, but looks ahead resolutely, while the other partially hides her face.

Есть ли у фотожурналистики будущее в информационной эре?

Известные фотожурналисты обсуждают будущее отрасли, и их прогнозы могут оказаться для вас крайне неожиданными...

«У меня нет никакой ностальгии по пленке, — говорит он. — Для меня двумя основными преимуществами цифрового формата является отсутствие ограничения в 36 кадров и возможность мгновенно изменять значение ISO. Раньше для этого мне приходилось перематывать пленку, извлекать ее и менять на другую, либо использовать несколько камер».

«Теперь можно выполнить настройку за считанные секунды. На 5D Mark II и 5D Mark III можно значительно повысить ISO без ощущения потери качества. Мне нравятся простые камеры. Надежный корпус, хорошие объективы и рабочая вспышка — это все, что мне нужно для счастья».

Когда Крис в ретроспективе смотрит на изображения 1992 года из Сомали, он, несмотря на гораздо меньший оптимизм в отношении влияния фотожурналистики на мир, чувствует, что его присутствие там и попытки продемонстрировать миру эту боль уже многое значат.

«Журнал The Independent опубликовал историю о голоде и его причинах, и в ней использовались мои изображения. Я не знаю, чем в итоге смог помочь, но по крайней мере я знаю, что моя история попала в издание, и ее увидело большое количество людей. Она не просто осталась пылиться на столе редактора».

Автор David Clark


Оборудование Криса Стила-Перкинса

Ключевое оборудование для съемки событий мирового масштаба

Photographer Chris Steele-Perkins stands in a room at home beside some flowers.

Камера

Canon EOS 5D Mark III

Полнокадровая зеркальная камера с датчиком изображения 22,3 МП, 61-точечной автофокусировкой и режимом серийной съемки 6 кадров/сек. «Я использую 5D Mark III, поскольку она, как и старая F1, в любых условиях работает именно так, как мне необходимо. Она позволяет значительно повышать ISO без ощущения потери качества», — говорит Крис.

Объектив

Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM

Этот объектив обеспечивает потрясающее качество изображения и оснащен улучшенной системой стабилизации изображения. Крис говорит: «24-105mm f/4 обеспечивает четкость по всему диапазону зумирования, а стабилизация позволяет мне снимать в различных условиях. Я мог бы работать, используя исключительно этот объектив».

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас