ИНТЕРВЬЮ

Съемки на передовой: художественный фильм Оливье Сарбиля «Мосул»

Оливье лично побывал в самом эпицентре конфликта. Каждый день он находился рядом со сражающимися солдатами и становился свидетелем все новых баталий, происходивших у него на глазах. Снято на камеру Canon EOS C300 Mark II. Мосул, 2017 год. © Оливье Сарбиль

Борьба Сил специальных операций Ирака (ССОИ) за освобождение иракского города Мосул, находившегося под контролем Исламского Государства (ИГ), продолжалась с октября 2016 года по июль 2017. На протяжении шести месяцев кровопролитных сражений французский кинематографист Оливье Сарбиль находился среди бойцов ССОИ. В этой статье он рассказал нам историю создания фильма, съемками которого он занимался в это трудное время и который позднее был отмечен наградами.

«Мне 47 лет, и я начал заниматься съемками фильмов достаточно поздно, когда мне было 40, — так Оливье начал рассказ о своей карьере кинематографиста. — После трехгодичной службы в рядах морского десанта Вооруженных сил Франции в 1990-х годах я посвятил себя моей первой любви — фотографии». А в 2011 году он решил снимать фильмы. «До этого мне не хотелось снимать видео, потому что мне не нравились характеристики выпускаемых тогда видеокамер, — объясняет он. — Но потом мне довелось попробовать в деле EOS 5D Mark II, и я впервые ощутил, что в видео можно работать с ISO, совсем как в фотографии. Это позволяет создавать видео, которые выглядят очень фотогенично». В это же время телеканалы, такие как Al Jazeera, стали принимать материалы, созданные фриланс-операторами на EOS 5D Mark II. «Люди были потрясены картинкой, которую они видели в новостях. Это был совершенно новый уровень, изображение выглядело кинематографично. Так я и открыл для себя мир создания видео».

Но новый виток в карьере оператора-самоучки мог стать и последним, ведь во время создания сюжета о битве за ливийский город Сирт он получил тяжелую травму правой руки. «Меня зацепило выстрелом из ручного противотанкового гранатомета, — говорит он. — Я провел восемь месяцев в госпитале во Франции, перенес десятки операций и в итоге потерял часть правой руки». Но снимать видео Оливье не перестал, ведь упорства ему не занимать.

В 2016 году он получил от новостного отдела телеканала Channel 4 задание на съемку 14-минутного фильма о битве против ИГ в Ираке (в рамках битвы за Мосул), что по сравнению с его стандартными трехминутными видео было большим проектом. «Я провел в Мосуле шесть недель и создал фильм, который был хорошо воспринят», — объясняет Оливье. После выхода фильма с ним связались представители выходящей на американском телевидении передачи о проблемах современности «На передовой». «Им понравился фильм, и они хотели, чтобы я сделал фильм продолжительностью 25 минут. После этого они решили, что хорошей идеей будет создать художественный фильм в стиле "скрытой камеры" с более глубоким материалом и без четких временных рамок. Так я создал "Мосул"».

В эпоху излишней драматизации войны и коротких фрагментов, в спешке отснятых убегающими очевидцами, «Мосул» — это настоящее достижение. Фильм объективно демонстрирует зрителю настоящие, жестокие боевые действия современности, а также затрагивает тему переживаний солдат. В центре 40-минутного фильма — четверо молодых иракских солдат — Анмар, Джамал, Хусейн и Амджад, которые на протяжении девяти месяцев находятся в центре сражений, но не теряют своих человеческих чувств. Несмотря на то, что Оливье не являлся членом подразделения, благодаря расположению командира он добился особого уровня доступа.

A silhouette of an Iraqi Special Operations Forces soldier standing next to a tree on the horizon. Captured with a Canon EOS C300 Mark II in Mosul, 2017. © Olivier Sarbil
Трудностью, с которой Оливье пришлось справляться, стало отсутствие доступа к электричеству для зарядки аккумуляторов и создания резервных копий материалов, что заставило его экономить ресурсы. Зачастую это означало ожидание идеального кадра, такого как этот эффектный силуэт солдата, стоящего возле дерева. Снято на камеру Canon EOS C300 Mark II. Мосул, 2017 год. © Оливье Сарбиль

Материалы для этого документального фильма, который увидел свет в августе 2017 года, были отсняты, когда Оливье был частью отряда ССОИ во время битвы за Мосул. «Я находился с ними круглые сутки — мы спали вместе, ели вместе и каждый день выходили на боевые операции, — вспоминает он. — Было очень трудно. Я пять-шесть недель подряд занимался съемками, затем возвращался в Европу, чтобы обработать материал, а потом вновь ехал в Ирак. Это длилось восемь месяцев, четыре или пять из которых я провел на передовой».

Проект требовал серьезных ресурсов, и Оливье нужна была камера, которая смогла бы работать в суровых условиях фронта и пыльной пустыни. «Большую часть времени я снимаю с рук, поэтому мне была нужна максимально компактная и легкая камера, — говорит он. — Моя камера Canon EOS C300 Mark II очень надежна. Для продолжительных съемок в зоне военных действий необходима именно такая, максимально надежная камера. Я снимал "Мосул" на одну камеру, и не думаю, что существует много камер со столь серьезным уровнем защиты, как у Mark II, которые прослужили бы восемь месяцев в таких условиях».

Изначально Оливье использовал камеры Canon для фотосъемки, и EOS C300 (а затем и EOS C300 Mark II) приглянулась ему, поскольку он был хорошо знаком с камерами этого типа. А совместимость камер Canon линейки Cinema EOS с объективами EF только подкрепила его уверенность в этом выборе. «Мне нравится эргономичность C300 Mark II, а возможность менять фикс-объектив на небольшой объектив 17–55 мм просто невероятна. Мне нравилось работать над созданием фотографий, поэтому я стал с удовольствием использовать объективы EF и на видеокамере… C300 была моей рабочей камерой в течение многих лет, а когда вышла Mark II, думаю, я стал первым во Франции, кому довелось опробовать ее».

A side-on portrait of an Iraqi Special Operations Forces soldier sitting in the dark. He wears a scarf around his neck that covers his mouth. Captured with a Canon EOS C300 Mark II in Mosul, 2017. © Olivier Sarbil
Перед тем как стать кинематографистом, Оливье Сарбиль на протяжении трех лет служил в войсках морского десанта Вооруженных сил Франции, поэтому не испытывал напряжения при нахождении в зоне конфликта рядом с военными. Во время съемки солдат, исполняющих свой долг, этот опыт дал ему преимущество. Снято на камеру Canon EOS C300 Mark II. Мосул, 2017 год. © Оливье Сарбиль

Во время съемки в Ираке помимо очевидных опасностей зоны боевых действий, таких как бомбы в автомобилях, снайперы и стрельба, Оливье также столкнулся с изоляцией, будучи единственным участником отряда, не говорящим по-арабски. «У меня не было никого, с кем я мог бы оценить риски или пообщаться об отснятом материале. Это оказывает большое давление, потому что иногда тебя посещают мысли о том, что ты снимаешь неправильно или недостаточно».

Как-то раз я увидел, как грязь и пыль вылетают из вентилятора камеры, но она продолжала работать без единого сбоя.

«Когда ты пробираешься по пустыне, прямо по полю боя, вокруг много грязи и все покрыто дымкой, — продолжает Оливье. — Как-то раз я увидел, как грязь и пыль вылетают из вентилятора камеры, но она продолжала работать без единого сбоя». Ему необходимо было иметь снаряжение хотя бы на три дня непрерывной съемки, и он знал, что очистка объектива станет очень трудной задачей, когда пыль повсюду вокруг. Он взял с собой пять объективов 17–55 мм, чтобы продолжать снимать в едином стиле, если какие-то из них будут повреждены. «Около 90% фильма было снято на EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM, — говорит он. — Это далеко не самый дорогой объектив, но камера C300 оснащена кроп-матрицей, поэтому я выбрал именно его. По возвращении я сдал объективы в сервисный центр Canon, после чего они стали как новые, несмотря на то, что использовались на полях сражений!»

Ограничение или полное отсутствие электричества означало, что Оливье требовалось по максимуму использовать доступный заряд аккумулятора. Для съемок в Ираке он взял пять аккумуляторов BP-A30 за их компактность и малый вес. Он планировал использовать не больше двух из них каждый день, ведь невозможно было предугадать, когда в следующий раз появится возможность зарядить их. «Большая часть заряда уходит на просмотр и анализ отснятого материала», — объясняет он.

A side-on close-up of an Iraqi Special Operations Forces soldier inside a military vehicle. Captured with a Canon EOS C300 Mark II in Mosul, 2017. © Olivier Sarbil
Оливье не говорит по-арабски; он работал один, и у него не было англоговорящего коллеги, который выступал бы в качестве переводчика. Тем не менее ему удалось завоевать доверие солдат, что позволило ему создать эмоциональные снимки этих мужчин в столь тяжелое для них время. Снято на камеру Canon EOS C300 Mark II. Мосул, 2017 год. © Оливье Сарбиль

Ограничение означало, что во время съемки Оливье должен был экономить ресурсы. «В результате у меня на руках было около 60 часов материала, и это совсем не много, учитывая, что я провел там несколько месяцев, — говорит он. — Я брал с собой ограниченное количество карт памяти и не мог постоянно держать при себе много жестких дисков».

В одном Оливье был уверен — в качестве отснятого материала. «Эта камера позволяет создавать потрясающие изображения. Меня всегда впечатляло, насколько красиво C300 Mark II передает различные тона кожи, а также ее 15 ступеней динамического диапазона, — говорит он. — Это все, что мне нужно: надежность, эргономичность и возможность получить именно такой материал, каким я его себе представляю».

Видеокамера также помогла ему оптимизировать рабочий процесс. Оливье мог вести внутреннюю съемку в формате 2K с глубиной цвета до 12 бит в RGB 4:4:4 (по сравнению с кодеком Full HD на C300, обеспечивающим глубину 8 бит с субдискретизацией 4:2:2) и внутреннюю съемку в 4K, что с точки зрения кодеков открыло перед ним новые возможности. Он решил снимать в формате Full HD по причине ограниченной памяти на носителях. «Каждый день я создавал по две резервные копии отснятого материала, — объясняет он, — и мне нужно было сэкономить место на картах, поскольку их количество было ограничено».

An Iraqi Special Operations Forces soldier points a rifle through a small opening in a window. The barrel of the rifle rests on a cushion on the window sill. Captured with a Canon EOS C300 Mark II in Mosul, 2017. © Olivier Sarbil
Оливье искал компактную и универсальную камеру, которая позволяла бы быстро реагировать при появлении возможности сделать хороший снимок. Он говорит, что камера Canon EOS C300 Mark II является идеальным вариантом, поскольку не снижает его мобильности в тех трудных ситуациях, когда события разворачиваются моментально. Снято на камеру Canon EOS C300 Mark II. Мосул, 2016 год. © Оливье Сарбиль

На этапе постобработки Оливье каждый день редактировал материалы вместе со вторым режиссером Джеймсом Джонсом. «Я сам редактирую материалы, и поэтому сразу снимаю с расчетом на дальнейшую обработку — уже на этом этапе у меня есть план развития сюжета и концепция истории, — говорит он. — При переходе из сферы фотографии в кинематограф это один из самых трудных аспектов для освоения. Ты имеешь представление о композиции и так далее, но многие фотожурналисты не знают, как последовательно расположить материал, чтобы он подошел для видео».

Развитие сюжета в «Мосуле» предсказуемо ведет к трагедии, и кульминацией фильма является смерть и отчаяние, но, по словам режиссера, за этим не стоит какой-либо морали. «Этот фильм, можно сказать, рассказывает об оттенках серости, присущих войне».

Фильм определенно покорил сердца зрителей и был удостоен главного приза в категории «Телевидение» на премии для военных корреспондентов Bayeux Calvados Awards, а также завоевал премию Рори Пека в номинации «Новости». Он также прошел отбор для участия в премии «Оскар» за лучший документальный короткометражный фильм. Несмотря на известность в качестве создателя фильма о зоне конфликта, Оливье не заинтересован в статусе режиссера фильмов о войне. «Меня не привлекает война, — говорит он. — Некоторые начинают собираться в путь, как только слышат о начале конфликта, но я отправлюсь туда, только если там найдется интересующая меня история».


Чтобы узнать больше об Оливье и его работе, посетите его веб-сайт. Обратите внимание! На сайте представлены материалы, которые могут быть расценены как шокирующие.

Чтобы узнать больше о камере EOS C300 Mark II, перейдите на страницу продукта.

Автор: Steve Fairclough


Команда Canon Professional Services

Члены команды имеют доступ к поддержке CPS в своей стране и на крупных мероприятиях, право на приоритетный ремонт и — в зависимости от вашего уровня участника — бесплатную аренду резервного оборудования.

Присоединяйтесь

Узнать больше

Canon Professional Services