СТАТЬЯ

Летим на луну: 10 советов по фотосъемке луны

Эндрю Фьюзек Питерс всегда ищет новые, неизведанные способы запечатлеть луну. В этой статье он делится советами по созданию необычных кадров луны и рассказывает о том, как правильно подобранное оборудование помогает ему реализовывать свои творческие идеи.
Восход луны над каменистым выступом Манстоун-Рок на холме Стиперстонс в графстве Шропшир, Великобритания.

Эндрю Фьюзек Питерс установил на камеру Canon EOS R5 объектив Canon RF 600mm F4L IS USM, чтобы запечатлеть восход луны над Манстоун-Рок, вершиной холма Стиперстонс в графстве Шропшир, Великобритания. «Хороший совет для фотографов луны — ее можно запечатлеть днем, за несколько дней до полнолуния, поскольку ее восход происходит ранним вечером, — говорит он. — При достаточном освещении можно сделать прекрасные снимки». Снято со следующими параметрами: 1/500 сек., f/9 и ISO 100. © Эндрю Фьюзек Питерс

Будь то сияющая оранжевым светом сфера, возвышающаяся над горизонтом, или очертания серебристого месяца на фоне городской панорамы, луна — самый яркий и крупный объект на ночном небе — давно будоражит воображение фотографов. Полнолуние и такие явления, как полная луна перед осенним равноденствием, «голубая» луна, «кровавая» луна и затмения, зачастую провоцируют целый шквал фотографий в социальных сетях. В основном это крупные планы, однако фотографы, охотящиеся за более креативными снимками, могут вдохновиться советами и техниками съемки луны Эндрю Фьюзека Питерса.

Британский фотограф, чьи работы регулярно появляются в национальных газетах и журналах, предпочитает фотографировать луну как часть более крупного кадра, таким образом рассказывая целую историю. «Я всегда ищу интересный передний план, чтобы запечатлеть луну в рамках пейзажа или создать особую среду», — объясняет он.

Его подход проработан до таких мелочей, что порой люди ошибочно принимают его снимки за искусственно созданные композиции. В действительности каждый элемент фотографии запечатлен на камеру в формате RAW. И это задача не из легких, ведь для ее осуществления требуется тщательное планирование, использование подходящего оборудования и умение оказаться в нужном месте в нужное время. В этой статье Эндрю делится советами по съемке оригинальных фотографий луны в разное время года.
Полная луна за радиолокационной станцией и телефонной вышкой на холме Титтерстоун-Кли в графстве Шропшир.

Попробуйте включить в кадр окружающие предметы, создав интересный передний план, как на этом снимке, где луна находится за радиолокационной станцией и телефонной вышкой на холме Титтерстон-Кли в Шропшире, Великобритания. «Я видел, что луна поднимается за башней, но пока не начал обработку изображения, не заметил сходства серых спутниковых антенн на вышке и пятен на поверхности луны, что создает потрясающий эффект отражения», — говорит Эндрю. Снято на камеру Canon EOS 7D Mark II с объективом Canon EF 500mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 1/500 сек., f/4 и ISO 320. © Эндрю Фьюзек Питерс

1. Выбор подходящего места съемки

Первый шаг — понять, где и когда взойдет луна. Раньше для этого требовались утомительные расчеты, но сегодня есть специальные программы, которые сделают эту работу за вас. Эндрю использует Photographer's Ephemeris 3D — инструмент визуализации для фотографов, занимающихся пейзажной и выездной съемкой. «Приложение позволяет спланировать местоположение в пределах 50 метров и увидеть, где взойдет луна и за какими предметами она может скрыться», — объясняет он.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.

2. Выбор подходящего времени

Может показаться, что лучшее время для съемки — полнолуние, однако Эндрю утверждает, что это не всегда так. «Начните съемку за несколько дней до полнолуния, — говорит он. — В этом случае вам не придется ориентироваться на очертания и силуэты, поскольку вы все еще застанете достаточное количество света на сцене съемки». В качестве примера он приводит свой снимок замка Клан в Шропшире (ниже). «На фотографии вы видите прибывающую луну, она поднимается над замком на закате, и поэтому мне удалось запечатлеть множество окружающих деталей», — объясняет он.
Растущая луна высоко в небе за руинами замка Клан в графстве Шропшир.

Луна над замком Клан в Шропшире, Великобритания. «Снимок сделан в ноябре, поэтому луна излучает восхитительное желтое свечение, — говорит Эндрю. — На нем явно чувствуется осеннее настроение, и мне нравится, как расположена луна по отношению к зданию. Именно в этом случае мне пришла идея, что луна необязательно должна быть крупной, можно придумать более оригинальную композицию». Снято на камеру Canon EOS 6D Mark II с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/9 и ISO 100. © Эндрю Фьюзек Питерс

3. Постоянная импровизация

«Как бы тщательно вы все не спланировали, в реальных условиях вам постоянно приходится быстро подстраиваться под обстоятельства», — говорит Эндрю. «Съемку луны можно сравнить со съемкой диких животных в их среде обитания, — объясняет он. — Вы должны понимать принципы их поведения. Луна застенчива, и никогда не появится в нужный вам момент. Даже небольшие облака могут испортить снимок».

Снимок суперлуния, сделанный Эндрю в 2016 году (ниже) и попавший на обложку британской национальной газеты The Times, мог вовсе не получиться. Погодные условия не подходили для съемки, и он решил бросить затею и уже направлялся домой. «Вдруг, подъезжая к Черч-Стреттону в Шропшире, я увидел, что небо прояснилось, — рассказывает он. — Луна находилась позади вулканической структуры, которая, как я теперь знаю, называется "Трехпалая гора" (Three Fingers Rock). Это зрелище очень впечатлило меня».

«Я понимал, что с помощью Canon EOS 7D Mark II, объектива Canon EF 500mm f/4L IS II USM и экстендера Canon 2x III, обеспечивающего дополнительные 1600 мм, я смогу добиться максимально возможного фокусного расстояния. В качестве штатива я использовал изгородь, и таким образом сделал серию из трех снимков. Я знал, где находится точка фокусировки, и поэтому решил расположить луну не в центре кадра, а создать ведущую композиционную линию, и первый снимок получился именно таким, каким я его задумал».
Суперлуние над «Трехпалой горой» (Three Fingers Rock) в графстве Шропшир.

Снимок суперлуния за «Трехпалой горой» (Three Fingers Rock) в Шропшире, Великобритания, сделанный Эндрю, попал на обложку The Times. «Это была чистая случайность: я не знал, что луна взойдет в этом месте. Но я быстро отреагировал на ситуацию. Самым волнующим моментом стало возвращение домой, когда я понял, что кадр не обрезан и от меня требуется лишь незначительная обработка», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS 7D Mark II с объективом Canon EF 500mm f/4L IS II USM + экстендером Canon 2x III и следующими параметрами: 1/60 сек., f/8 и ISO 800. © Эндрю Фьюзек Питерс

4. Учитывайте атмосферные помехи

Эндрю вынес важный урок из ситуации со снимком суперлуния для The Times. «Когда фотография была готова, луна выглядела нечетко и немного размыто, — вспоминает он. — Помню, я тогда подумал: "Все потому, что я плохой фотограф". Но кто-то сказал мне: "Вовсе нет. При восходе луны в воздухе присутствует намного больше атмосферных загрязнений, через которые выполняется съемка, и не нужно забывать про атмосферу Земли. Именно поэтому луна выглядит размытой". Когда она находится высоко в небе, атмосферные помехи не так сильны и вы можете сделать четкий снимок».

5. Не используйте штатив

Как говорит Эндрю, штатив незаменим при съемке звездного неба, однако для фотографии луны лучше отдать предпочтение съемке с рук. «Основная проблема при съемке со штативом заключается в том, что луна может появиться вовсе не там, где вы ожидаете ее увидеть, — объясняет он. — У вас должна быть возможность быстро среагировать и изменить свое положение, чтобы в кадре луна располагалась именно там, где вам это нужно — как и в случае с удаленной съемкой заходящего за холмы солнца. У вас будет совсем мало времени, чтобы не упустить оптимальное освещение — сумеречный свет. Таким образом, чтобы поймать свой идеальный кадр, вам потребуется выполнять съемку с рук».

6. Лучшие настройки камеры для фотосъемки луны

Когда речь идет о настройках, Эндрю советует использовать потенциал вашей камеры по максимуму. «Регулярно проверяйте светлые участки. Здесь вам на помощь придет электронный видоискатель. Очень тщательно выбирайте экспозицию. И еще одно надежное правило, которое особенно актуально для съемки в сумерках: выбирая экспозицию, ориентируйтесь на луну, а не на общий пейзаж. Если выставить экспозицию в зависимости от пейзажа, луна будет выглядеть тускло.

«Конечно же, следует снимать с минимальным значением ISO, однако перед вами также стоит и другая задача — создать идеальный кадр, — добавляет он. — Если для этого нужно снимать с более короткой выдержкой, например при использовании длиннофокусного объектива, значит, это именно то, что вы должны сделать».
Rocky outcrops in Zion National park, Utah, USA, pictured at night. Blurred lights run along the road and the Milky Way can be seen in the sky above.

На темной стороне: фотосъемка при слабом освещении

Вальтери Хирвонен выработал особый стиль съемки, работая в родной Финляндии долгими темными зимами. В этой статье он делится советами по съемке в условиях нехватки света.
Силуэт дрозда, сидящего на ветке перед размытой луной.

«Фотография была сделана в январе на закате, примерно в 18:00, в моем саду, — вспоминает Эндрю. — Я забрался на крышу оранжереи, и это был один из редких случаев, когда птица не упорхнула. Луна выглядывает из-за птицы и ее клюва. Это одна из лучших моих фотографий». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 500mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 1/640 сек., f/8 и ISO 1600. © Эндрю Фьюзек Питерс

7. Лучшие объективы для фотосъемки луны

При выставлении экспозиции на луну количество деталей пейзажа, которые вам удастся запечатлеть, будет зависеть от качества вашего объектива и характеристик камеры при съемке в условиях нехватки света — именно эти аспекты помогут запечатлеть объекты в тенях с высокой детализацией.

Люди регулярно спрашивают, как фотографам удается запечатлеть луну такой большой. Основа такого эффекта — это сжатие перспективы телеобъективом. Эндрю использует объективы Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM и EF 500mm f/4L IS II USM с экстендером Canon 2x III, которые идеально подходят для его целей благодаря большому увеличению и высокой точности. «Чтобы сделать качественный крупный план луны, — объясняет он, — нужен большой объектив».

Однако недавно ему удалось поработать с камерой Canon EOS R5 и объективом Canon RF 600mm F4L IS USM. «Это невероятная четкость и быстрая фокусировка. Уровень детализации действительно впечатляет», — говорит Эндрю. Стабилизация изображения в объективе, эквивалентная 5 ступеням экспозиции, также стала для Эндрю большим преимуществом при съемке луны. «Я смог работать с довольно длительной выдержкой, — говорит он. — Это необходимо, поскольку луна быстро движется. Я буквально следую за ней, поэтому такая функция мне действительно необходима».
Восход призрачной луны над «Стулом дьявола» — каменистым выступом на холме Стиперстонс в графстве Шропшир.

Восход луны над «Стулом дьявола» — самым большим и известным каменистым выступом на холме Стиперстонс в графстве Шропшир, Великобритания. «Динамический диапазон на камере уровня EOS R5 позволяет повысить уровень яркости для пейзажа, который удалось запечатлеть уже после наступления темноты», — говорит Эндрю. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 600mm F4L IS USM и следующими параметрами: 1/500 сек., f/8 и ISO 100. © Эндрю Фьюзек Питерс

8. Лучшие камеры для фотосъемки луны

Полнокадровые беззеркальные камеры Canon EOS R5 и EOS R6 предлагают отличные показатели при слабом освещении, и Эндрю был впечатлен результатами съемки с EOS R5, когда установил на нее супертелеобъектив Canon RF 600mm F4L IS USM. «Это значительный шаг вперед, — говорит он. — Это сочетание обеспечивает невероятный уровень детализации. 45-мегапиксельный полнокадровый датчик изображения позволяет зумировать и обрезать кадр, поддерживая высокую детализацию».

Для Эндрю при съемке луны дополнительным бонусом стал электронный видоискатель. «Электронный видоискатель просто невероятен, ведь он позволяет выставить нужные параметры экспозиции на луну и сразу же увидеть результат, — говорит он. — Поскольку я снимаю с рук, мне нужно следить за происходящим с помощью видоискателя, и я быстро могу оценить ситуацию».
Крупный план поверхности луны, созданный с помощью супертелеобъектива и экстендера.

Эндрю особенно впечатлил стабилизатор изображения Canon RF 600mm F4L IS USM с эффектом 5 ступеней экспозиции — именно он позволил ему фотографировать луну в ночное время без штатива даже с использованием экстендера. Супертелеобъективы Canon RF 600mm F11 IS STM и Canon RF 800mm F11 IS STM также совместимы с экстендерами Canon RF. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 600mm F4L IS USM + экстендером Canon RF 2x и следующими параметрами: 1200 мм, 1/200 сек., f/10 и ISO 400. © Эндрю Фьюзек Питерс

9. Как создавать четкие фотографии луны при большом фокусном расстоянии

Новые телеобъективы, такие как Canon RF 600mm F4L IS USM и Canon RF 400mm F2.8L IS USM, оснащены сложными системами стабилизации изображения, которые нивелируют сотрясение камеры с эффектом до 5 ступеней экспозиции, однако для съемки луны с рук фотографу все еще нужно быть мастером работы без штатива.

«Существует пара способов добиться нужного результата, — рассказывает Эндрю. — Во-первых, можно использовать голову в качестве точки баланса — камера балансируется по отношению ко лбу, и голова используется в качестве основы. Во-вторых, если у вас появилась возможность сделать снимок во время прогулки на природе, лучше всего использовать в качестве штатива столб ограды. Наконец, можно опереть камеру на колено. Колени очень помогают: можно быстро присесть и опереть локоть о колено для дополнительной статичности».

10. Уделяйте достаточно времени постобработке

Как подчеркивает Эндрю, создание детализированного снимка луны и окружающих предметов в формате RAW — это лишь часть уравнения. Вам также потребуется проделать большую работу при постобработке фотографий. «Если вы правильно выставите экспозицию, луна все равно будет выглядеть тусклой, — объясняет он. — Вам потребуется уделить особое внимание светлым, белым участкам и теням, использовать радиальные фильтры [которые позволяют корректировать отдельные участки], а также выделить множество деталей. И конечно же, понадобится обработать передний план, проработав тени и, возможно, применив различные градуированные фильтры».

Эндрю также добавляет: «Вы делаете все возможное, чтобы вдохнуть жизнь в ваш файл RAW. Ансел Адамс как-то сказал знаменитые слова: "Негатив похож на ноты, а отпечаток — на целый концерт". Это применимо и к съемке луны, когда речь идет о файлах RAW и обработанных фотографиях».

Автор Tom May and Phil Hall


Оборудование Эндрю Фьюзека Питерса

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Фотограф Эндрю Фьюзек Питерс смотрит в видоискатель камеры Canon.

Фотокамеры

Canon EOS 6D Mark II

Собираетесь ли вы создавать более амбициозные проекты или решили стать профессиональным фотографом — камера EOS 6D Mark II обеспечит вас всем необходимым для того, чтобы сделать следующий шаг.

Canon EOS-1D X Mark III

Новое поколение камеры EOS-1D X, которую использует Эндрю, — это идеальный инструмент для творчества, оснащенный системой автофокусировки на основе глубинного обучения, функцией съемки видео 5.5K RAW и возможностями для эффективной съемки при слабом освещении.

Объективы

Аксессуары

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro