Мигранты из Нигерии плачут и обнимают друг друга. Центр временного проживания для беженцев и мигрантов. Сурман, Ливия, август 2016 года. Сотни женщин живут здесь в ужасных условиях — большинство из них пытались попасть в Европу с помощью контрабандистов, переправляющих людей через Средиземное море. Фотограф Даниэль Эттер стал обладателем третьего приза конкурса WPP 2017 года в категории «Проблемы современности: одиночные фотографии» с этим изображением под названием «Ловушка для мигрантов из Ливии». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом EF 24-70mm f/4L IS USM. © Даниэль Эттер

Сокращение бюджета изданий, усиление конкуренции и недоверие к прессе — это лишь некоторые из факторов, которые оказывают влияние на будущее фотожурналистики. Но фотографии не теряют своей силы, а технологии открывают фотографам невиданную ранее свободу творчества. Мир ждет новых визуальных историй, но выживет ли в этом мире фотожурналистика?

Christian Ziegler’s

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

По мнению известного фотожурналиста сэра Дона Маккалина, эта отрасль безвозвратно изменилась с тех времен, когда его фотоистории занимали десятки страниц в различных изданиях. В этой связи он говорит следующее: «Фотожурналистика умирает. Молодежь агитируют идти в фотожурналистику, но в этом нет смысла: газеты и журналы гораздо более заинтересованы в мире богатых и гламурных, мире "селебрити". В своих изданиях они не хотят видеть страдания людей. Это не приносит прибыли владельцам. Фотожурналистика пока не умерла, но ее плотно задвинули на второй план».

Мы пообщались с представителями современной фотожурналистики о текущем положении дел и узнали их мнение относительно будущего этой отрасли в информационную эру.

 
Larry Towell

О Ларри Тауэлле

Ларри работает фриланс-фотографом в агентстве Magnum Photos. На его счету — репортажи войны и ее последствий в Палестине, во Вьетнаме, в Афганистане и во многих других странах, а также репортаж о последствиях урагана Катрина в США. За свои проекты он был удостоен множества наград, включая победу в номинации «Фотография года» по версии World Press Photo.

Ларри Тауэлл

«Я бы сказал, что в мире всегда было слишком много фотографий, но хороших снимков всегда недоставало. Даже тем из нас, кто работает над самыми острыми социальными проблемами, стало сложно найти аудиторию. Я думаю, что отчасти причиной этому является наличие слишком большого количества отвлекающих факторов».

«Стать фотографом не было моим выбором, просто так случилось, что мне довелось им стать. Я хотел рассказывать истории, заниматься вопросами нарушений прав человека и стать корреспондентом. Отсутствие тех, кто вас слушает, не должно заставлять вас опустить руки. Напротив, если никто не слушает, вам нужно сделать еще больше и никогда не останавливаться».

«Культура "селебрити" — это, конечно, болезнь. Желание стать знаменитым — это психическое заболевание, но почему-то считается нормой. А теперь оно стало настоящей эпидемией, и сегодня даже фотографы должны быть "селебрити" в большей степени, чем журналисты. Конечно же, это опасно».

A young blonde boy in military uniform stands in a field of long grass, adjusting his hat.
Этот парень, родившийся в ЮАР после окончания апартеида в 1994 году, понял, что искоренить расизм в этой стране — трудная задача. Это кадр из серии «Кровь буров», которая помогла Илви Ньокиктьен стать обладательницей второго приза конкурса WPP 2012 года в категории «Проблемы современности: одиночные фотографии». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом 40 мм. © Илви Ньокиктьен
Ilvy Njiokiktjien

Об Илви Ньокиктьен

Илви, амбассадор Canon, является независимым голландским фотографом-документалистом и создателем новостных сюжетов. В рамках своей карьеры она создала множество сюжетов о текущих событиях и социальных проблемах по всему миру для негосударственных организаций и крупнейших мировых изданий. Она является обладателем премии Canon для женщин-фотожурналистов и премии World Press Photo Multimedia.

Илви Ньокиктьен

«Задания стали другими, теперь вас гораздо реже стремятся отправить в другое место ради одного долгосрочного проекта. В целом для работы над долгосрочными проектами приходится вкладывать и свои деньги».

«Когда изображения Дона Маккалина попадали в газеты, уже сами изображения были новостью. Теперь же если я, к примеру, фотографирую на похоронах Нельсона Манделы, помимо меня там присутствует 300 других фотографов. При таком переизбытке изображений просто невозможно создать легендарный кадр. В этом плане все очень изменилось. Теперь фотографируешь не только ты, ведь есть твои коллеги, а еще обычные люди с телефонами».

«Я не думаю, что одиночные изображения когда-либо потеряют свою силу. Одиночные фотографии, на мой взгляд, несут в себе серьезный посыл. Я могу взглянуть на изображение и запомнить его на всю жизнь. Но появление новых способов создания историй, таких как телефоны, интерактивные онлайн-сервисы и виртуальная реальность, приводит к необходимости выбирать, как лучше донести историю».

Fires burn beside a large apartment building, while people hold riot-style shields in front of themselves.
Снайперы, личности которых остались неустановленными, открыли огонь по протестующим, пока те продвигались по Институтской улице в Киеве. Украина, 20 февраля 2014 года. Это кадр из серии «Последний бой за Майдан», которая принесла Жерому Сессини второй приз на конкурсе WPP 2015 года в категории «Проблемы современности: одиночные фотографии». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 40mm f/2.8 STM. © Жером Сессини
Jérôme Sessini

О Жероме Сессини

Амбассадор Canon Жером Сессини запечатлел самые серьезные события последних 20 лет; его портфолио включает фотографии из Косово, Сирии и Украины в период военных конфликтов.

Жером Сессини

«Думаю, что теперь мы имеем большую свободу действий, чем раньше. В первую очередь, благодаря технологиям, а во вторую очередь потому, что я, как и другие молодые фотографы, могу не задумываться над тем, что нравится газетам, как это было принято раньше. Мы свободны от требований газет и можем рассказывать истории так, как лично мы этого хотим».

«Опасностью же стало то, что в наше время фотографы зачастую являются приоритетной мишенью в зонах боевых действий. И я чувствую, что если поддамся страху, не смогу выполнить свою работу должным образом».

«Я верю в силу историй и всегда говорю себе создавать истории, а не просто делать фотографии. Я не пытаюсь объяснять фотографией, потому что она не может рассказать обо всем. Фотография может передать эмоции, и в эмоции я верю больше, чем в рациональный подход. Я не хочу говорить людям что-то вроде "это было так или эдак". Я хочу, чтобы они почувствовали что-нибудь, тогда у них появятся вопросы. И ответы на эти вопросы они должны найти сами».

Two teenage girls lie asleep in beds touching each other, with hospital tubes in their noses.
Синдром «уппгивенхетс», как его называют в Швеции, или синдром отстраненности, наблюдается только у беженцев в Швеции. Подверженные синдрому люди выглядят, будто бы они потеряли желание жить. Дженета прикована к постели и ни на что не реагирует уже два с половиной года, а ее сестра Ибадета — более полугода. Это изображение Магнуса Веннмана является номинантом конкурса WPP 2018 года в категории «Люди: одиночные фотографии». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon TS-E 45mm f/2.8 с механизмом наклона и сдвига. © Магнус Веннман
Magnus Wennman

О Магнусе Веннмане

Амбассадор Canon Магнус Веннман занимается фотожурналистикой с 17 лет. В этом возрасте он начал работать в местной шведской газете. Теперь он является штатным фотографом самой большой ежедневной газеты в Скандинавии под названием Aftonbladet и имеет на своем счету четыре награды World Press Photo.

Магнус Веннман

«В самом начале моего пути репортажная фотография была профессией "старой школы", но сегодня все перевернулось с ног на голову. Теперь главное — не технические приемы, а истории и способы их повествования, что открывает перед каждым из нас безграничные возможности. Если вы фотограф, которому по душе сидеть в офисе издания и ждать, пока вам предложат работу, — вы не выживете. Но если вы работаете над историями, у вас большой потенциал».

«Заданий для штатных сотрудников остается все меньше, а фотожурналистика становится все более демократичной — все могут заниматься этим, а не только сотрудники изданий».

«На сегодняшний день у вас есть возможность выбирать между фотографиями, видеороликами, аудиозаписями и текстом. Новое поколение фотожурналистов работает совершенно иначе по сравнению с предыдущим. Они знают о возможностях работы с социальными сетями и не ограничиваются созданием только фотографий. Как видите, визуальные истории играют все более важную роль, и если вам удается создавать хорошие истории, вы определенно сможете удержаться на плаву».

A jockey flies over a mass of branches, with a brown horse ducking below her and other horses' tails entering the frame.
Том Дженкинс запечатлел момент, когда жокей Нина Карберри падает со своей лошади. Это изображение принесло ему первый приз на конкурсе WPP 2017 года в категории «Спорт». Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Том Дженкинс
Tom Jenkins

О Томе Дженкинсе

Амбассадор Canon Том Дженкинс путешествует по миру и освещает спортивные события для британских изданий The Guardian и Observer. В мире фотографии он известен как создатель захватывающих историй как о самих мероприятиях, так и о том, что происходит за их пределами.

Том Дженкинс

«Фотожурналистика находится не в лучшей форме, я бы сказал. Технологии и информационная эра стали для фотожурналистики настоящим потрясением: теперь у каждого есть телефон, все делают фотографии и видят в себе фотографов. Это оказало огромное влияние на фотожурналистику».

«Поскольку рынок просто завален фотографиями, их стоимость резко снизилась, и за публикацию фотографии в сети ты получишь совершенно мизерные деньги. Издания теперь имеют возможность выбирать фотографии среди огромного числа источников, и это сильно повлияло на процесс выбора и использования фотографов — все меньше людей работает в штате, за наши услуги люди не готовы платить большие суммы, особенно это касается издательской и спортивной фотографии». 

«Чтобы заработать себе на жизнь, необходимо думать о различных способах заработка. Например, вам придется заниматься коммерческими проектами, чтобы иметь возможность в дальнейшем отправиться на съемку беженцев на месяц».

A man clings to his children and cries. All of them are wearing life jackets, and they stand on a beach beside a rubber dinghy.
Лаит Маджид, беженец из Багдада, обнимает сына Таху и дочь Нур со слезами на глазах после того, как все они благополучно прибыли на побережье греческого острова Кос. 15 августа 2015 года. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM. © Даниэль Эттер
Daniel Etter

О Даниэле Эттере

Амбассадор Canon Даниэль Эттер — уважаемый фотограф, эссеист и кинематографист. В своих работах он обращается к вопросу неравенства в обществе, делая особый акцент на эксплуатации детского труда, миграции и жизни беженцев на границах Европы, а также зонах конфликтов на Ближнем Востоке.

Даниэль Эттер

«Уже достаточно давно люди говорят о том, что фотожурналистика умерла, а она каким-то образом продолжает оставаться популярной. Эта отрасль продолжает жить, хотя и не так процветает, как во времена Дона Маккалина, но до сих пор имеет большое значение. Конечно, ее влияние не столь велико, как раньше, и уже никогда не вернется к тому уровню. Это связано с тем, что она была не сколько заменена, сколько дополнена иными технологиями. Я считаю, что фотография всегда будет играть определенную роль, но если появятся новые, лучшие способы создания визуальных историй, я не против».

«Самая большая трудность сейчас — это недоверие людей. Посмотрите, насколько очевидные факты сейчас вызывают сомнение у общественности. Работа в таких условиях и борьба за статус надежного источника информации — самая сложная для нас задача. Я не смог найти способ сделать новостные сюжеты более достойными доверия, и единственное, что мы можем сделать, — это продолжать делать свою работу на высшем уровне. Это означает не только исследование и поиск ответов на правильные вопросы, но и честное отображение событий».

Автор: Lucy Fulford


Оборудование фотожурналиста

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

A photojournalist crouches beside a man in tribal African dress to take his photograph, while others dressed in traditional tribal clothes clap and dance.

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. Непрерывная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение высокой четкости.

Объектив

Canon EF 50mm f/1.2L USM

Потрясающая диафрагма f/1.2 и ультразвуковая автофокусировка позволяют по праву считать этот светосильный объектив лучшим вариантом для съемки при слабом освещении.

Объектив

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Постоянная диафрагма f/2.8 позволяет делать отменные фотографии даже при слабом освещении и легко контролировать глубину резкости.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас