Даниэль Эттер запечатлел двух друзей, играющих с рогатками возле лагеря шахтеров в горах Джайнтия. Мегхалая, Индия, 21 октября 2010 года. Дурсе (слева) работал в шахтах, а его друг Нуну жил здесь со своей семьей. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом EF 35mm f/1.4L USM. © Даниэль Эттер

Печатных изданий становится все меньше, какую роль готовит для фотожурналистики будущее? Ждут ли ее мрачные перспективы? Или у фотографов все же есть возможность взять судьбу в свои руки? Ларс Беринг, управляющий директор World Press Photo (WPP), и Стивен Мейс, бывший управляющий директор фотоагентства VII и исполнительный директор Tim Hetherington Trust, делятся своими мнениями.

С самого начала XX века фотожурналистика играла важнейшую роль в том, как люди воспринимали происходящие в мире события. Изображения, которые создавали фотографы, позволяли людям узнать о важных проблемах, раскрывали шокирующую правду и призывали общество (и даже государства) действовать.

A young girl poses for the camera wearing a bright turquoise, frilly dress, framed by breeze block walls.
Восемнадцатилетняя Натали де Вее и ее родители (вся семья живет в Кейптауне, ЮАР) несколько месяцев копили деньги, чтобы купить это платье стоимостью 220 евро. «В последующие годы, — говорит фотограф Илви Ньокиктьен, — она отдавала это платье в аренду другим девушкам на их выпускной». Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM. © Илви Ньокиктьен

Стивен Мейс считает, что фотожурналистика играет важную роль и в новом медиамире. «Я считаю, что для фотожурналистики настали хорошие времена, как и для тех, кто работает с видео и звуком, — говорит он. — Всех заботит только то, что фотожурналистикой стало сложнее заработать на жизнь, но мы еще не проработали бизнес-модель в этом новом мире».

Мы еще не проработали бизнес-модель в этом новом мире.

Эффективная фотожурналистика подразумевает создание сенсационных изображений, которые представляют собой визуальное отражение истории и в некоторых случаях требуют от создателя смелости перед лицом опасности. Подобные примеры можно найти на протяжении всей истории фотографии: изображения США во время Великой депрессии, сделанные в 1930-е годы Доротеей Ланж, кадры с высадки в Нормандии во Второй мировой войне за авторством Роберта Капы, репортаж сэра Дона Маккалина с Вьетнамской войны, а также провокационные изображения рабочих золотых рудников Бразилии, сделанные в 80-х годах прошлого века Себастьяном Сальгадо. Фотожурналисты создали многие из самых известных и запоминающихся изображений в истории фотографии, и это неоспоримый факт.

В последние годы неослабевающую силу фотографии продемонстрировали те выдающиеся изображения, которые были опубликованы во многих средствах массовой информации и оказали большое влияние на мировое развитие. К таким фотографиям можно отнести кадры фотографа Нилуфер Демир 2015 года с изображением Айлана Курди, трехлетнего беженца из Сирии, который утонул в Средиземном море и спустя некоторое время был найден на побережье Турции. Также к этой категории можно причислить фотографию Джонатана Бахмана 2016 года, на которой изображена женщина, стоящая перед полицейскими из специальных подразделений во время протеста в городе Батон-Руж, штат Луизиана (США).

Three men wearing green helmets and civilian clothes sit in front of barricades made from scrap wood, furniture and blankets. Behind them, smoke fills the city.
Антиправительственные протестующие удерживают баррикады на площади Независимости в Киеве. Украина, 19 февраля 2014 года. За день до этого было убито 18 человек, включая 7 полицейских. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II. © Жером Сессини / Magnum Photos
Christian Ziegler’s

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Медиакризис

Несмотря на успех некоторых изображений, представители современной фотожурналистики столкнулись с кризисом отрасли. Тиражи печатных изданий продолжают сокращаться, и все меньшему числу фотожурналистов предлагают оплату за освещение конфликтов, стихийных бедствий и проблем общественности.

Ларс Беринг из WPP считает, что будущему фотожурналистики угрожает, прежде всего, разрушение устоявшейся бизнес-модели. «Главной проблемой является кризис СМИ, а не кризис фотожурналистики, — говорит он. — Хотя все еще существует большое число газет и журналов, переход на цифровые носители уже практически завершен. Далеко не всем фотожурналистам удастся зарабатывать на жизнь в таких условиях. На всех банально не хватит денег».

An old car drives through a large puddle in the rain on Havana’s seafront road, the Malecon.
Набережная Малекон в Гаване, Куба. Этот кадр сделан спустя некоторое время после того, как Рауль Кастро принял власть на Кубе от своего брата Фиделя, который возглавлял страну почти 50 лет. «Все население Кубы было в ожидании этого события», — говорит фотограф Жером Сессини. Снято 17 июня 2008 года на камеру Canon EOS 5D. © Жером Сессини / Magnum Photos
A man with wrinkled skin, a beard and green eyes cries. The picture shows just his face, and is dimly lit.
Слезы текут по лицу Матте во время последнего прощания с его лучшим другом Пеккой в приходской церкви Сала. Швеция, октябрь 2017 года. Они жили на улицах Стокгольма более 20 лет и называли друг друга братьями. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Магнус Веннман

«Если вы хотите монетизировать визуальную журналистику, вашим приоритетом будет видео, — продолжает Ларс. — Большие медиа-организации утверждают, что видео в пять раз легче монетизировать, чем фотографию (поскольку в них можно встраивать различные типы рекламы, например бегущую строку или наложение), что говорит само за себя. Более того, теперь видео играет очень большую роль в мире визуальных историй и визуальной журналистики. Это значит, что фотожурналистику необходимо переосмыслить, найти для нее место, где эта отрасль будет по-настоящему ценной».

Стивен говорит, что он понял, насколько быстро меняется фотожурналистика, когда стал руководить фотоагентством VII в 2008 году. Старые принципы, такие как дневная ставка для фотографов и лицензирование, с которого агентство получало комиссионные, уже тогда ушли в небытие. В то же самое время фотографы-одиночки были при деле — они продавали свои изображения, проводили мастер-классы и получали гранты. Стивен считает, что это является частью глобальной трансформации, в результате которой ценностью стал считаться сам фотограф, а не фотография.

Это бизнес, и фотожурналисты должны понимать, как он устроен.

Ларс присоединяется к его словам. «Многие из хороших фотожурналистов теперь создают в социальных сетях свои платформы, которые связаны с другими крупными платформами, имеющими миллионы подписчиков», — говорит он. К примеру, фотожурналист Дэвид Гуттенфельдер, работающий в National Geographic, имеет в Instagram более 1,1 миллиона подписчиков. «Некоторые также создают свои фонды и занимаются благотворительной деятельностью, связанной с окружающей средой или помощью беженцам. В некотором смысле эти фотографы сейчас охватывают гораздо большую аудиторию, чем когда-либо ранее. Через эти фонды они могут получать коммерческие предложения и оставаться на плаву, при этом полностью сохраняя контроль над ситуацией».

A Sudanese boy in a yellow patterned outfit wears a silver theatrical mask. Other children are seen in the background, watching the photographer. Run-down wooden houses and a channel of water are seen in the background.
Джон Фрэнсис, 12 лет, позирует с маской на лице в лагере ООН для беженцев, расположенном в местечке Вау в провинции Бахр-эль-Газаль. Южный Судан, март 2017 года. Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Илви Ньокиктьен

По словам Ларса, фотожурналистика исторически являлась смежной отраслью, а теперь на новый уровень вышла как конечная продукция, так и ее создатели. «Раньше фотографы делали снимок, а затем журнал, газета или веб-сайт писали о нем историю, — говорит он. — Теперь ситуацию контролируют те фотографы, которые сами создают конечную продукцию (сами пишут истории, снимают видео или создают другие материалы, дополняющие их фотографии) и продают ее. Это бизнес, и фотожурналисты должны понимать, как он устроен, ведь только тогда они смогут определять свое развитие, а не ждать, пока редактор позвонит им и даст задание. Я думаю, что текущий процесс можно назвать освобождением фотографов — и это очередной этап эволюции отрасли».

Фотожурналистика — это мир «пост-правды»

Пока фотожурналисты пытаются справиться с экономическими трудностями и изменениями в распределении работы, цифровые манипуляции с изображениями только усложняют задачу, поскольку они усложняют процесс определения, где правда, а фейк. Легкость, с которой изображения искажаются ради поддержки одной из точек зрения, означает необходимость в максимальной беспристрастности представителей отрасли. Так как же в эпоху «пост-правды» фотожурналисты могут бороться с информационными вбросами?

A smartly dressed man with one leg lies against a cushion, on a patterned rug, in a tent.
Мужчина, потерявший ногу во время бомбардировки в Идлибе, северо-запад Сирии, лежит в походной палатке в районе Западная Бекаа, Ливан. Снято в октябре 2013 года на камеру Canon EOS 5D Mark III. © Жером Сессини / Magnum Photos

«Я не думаю, что мы живем в эпоху "пост-правды". Я думаю, что мы находимся на пороге эпохи, когда люди будут искать надежные источники информации, — говорит Ларс. — Мы в World Press Photo тоже ощущаем это. Организации и фонды хотят поддерживать нас, поскольку мы демонстрируем только проверенный материал, заслуживающий доверия. Если ваш бренд имеет высокий уровень доверия, он будет жить. Чем больше люди говорят об информационных вбросах, тем чаще они будут обращаться к проверенным источникам; честность в этой сфере всегда окупается».

Стивен убежден, что работы разных фотографов имеют разную ценность — точно так же различается и уровень доверия. «Вы смотрите на изображение и не можете сказать, правда это или нет, но вы знаете, что его создал, например, Рон Хавив, а у него хорошая репутация.

Это порождает множество сложных ситуаций, но если вы можете придерживаться этических норм и сделать это неотъемлемой частью ваших работ, уровень доверия вам будет расти — именно вам, а не вашим изображениям».

Я считаю, что фотожурналистику ждет светлое будущее, и ее цели изменятся.

Фотожурналистика в будущем

В быстро меняющемся медиамире выживает тот, кто лучше адаптируется, и сейчас фотожурналистика переходит на новый этап развития. «Я считаю, что фотожурналистику ждет светлое будущее, и ее цели изменятся, — говорит Стивен. — Раньше фотожурналисты продавали изображения представителям изданий. Теперь на одной продаже фотографий для публикации в изданиях долго не продержишься. Важно заниматься и другими вещами: можно фотографировать для изданий четыре дня в неделю, но на пятый день нужно сделать что-то еще, например поработать над документальным сюжетом или заняться некоммерческой деятельностью. Существует много способов оставаться эффективным, не нужно цепляться исключительно за работу с изданиями».

People holding up their hands and crying are seen through the window of a hearse. Inside the hearse is a coffin draped with the South African flag.
Люди стоят на обочине, чтобы увидеть катафалк, в котором тело Нельсона Манделы провозят по улицам Претории, ЮАР. Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Илви Ньокиктьен

Нам только предстоит узнать, останется ли фотожурналистика на плаву в новую эру. Отвечая на вопрос о будущем отрасли, Ларс реалистично отзывается о трудностях, которые необходимо преодолеть: «Я вижу светлое будущее для визуальных историй. Новые технологии могут нарушить статус-кво в фотожурналистике и фотографии, но если фотография будет связана с дизайном или любыми другими творческими средствами, она может сохранить главенствующее положение.

Если говорить о визуальной журналистике, ее ждет яркое будущее. Слоган World Press Photo "объединяя мир для решения самых важных вопросов" всегда будет работать, и мы ежедневно доказываем это. Но если говорить исключительно о фотографии, я бы с осторожностью отнесся к этой отрасли. Не думаю, что фотография в будущем сможет выжить как отдельная индустрия. Но если фотожурналистика будет качественной и влиятельной, фотография сможет играть важную роль».

Автор: David Clark


Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас