ИНТЕРВЬЮ

Доверие и принципиальность: сэр Дон Маккалин рассказывает о своих главных ценностях

A grieving Turkish woman is comforted by others and clutches her hands to her chest as she mourns her husband, a victim of the Cyprus Civil War. In the background another woman can be seen weeping.
Турчанка скорбит по мужу, погибшему во время Гражданской войны на Кипре между греками и турками, которая началась за год до этого. Газиверам, Кипр, 1964 год. © Сэр Дон Маккалин

Сэр Дон Маккалин, наиболее известный своими захватывающими военными репортажами, всегда открыто и честно показывает даже самые жестокие реалии. В этом ролике, дающем почву для размышлений, он рассказал нам о некоторых ценностях, которые повлияли на его путь как фотографа, и о снимках, которые он отказался делать.

Турчанка скорбит по мужу, погибшему во время Гражданской войны на Кипре между греками и турками, которая началась за год до этого. Газиверам, Кипр, 1964 год. © Сэр Дон Маккалин

В том же сражении, во время которого Дону удалось создать легендарный портрет контуженого американского солдата, он стал свидетелем того, как мужчина умирал от страшных ранений в голову. «Однажды во Вьетнаме я увидел солдата, в лицо которого попали две пули, — рассказывает он. — Возможно, это изображение стало бы одним из самых невероятных портретов, сделанных когда-либо, но тогда я почувствовал, что не стоит этого делать. Когда я смотрю, как кто-то умирает, я доверяю этому человеку. Этот человек в агонии не мог говорить, но по его глазам я прочитал "Не делай этого", и я не стал. Кого волнует один из лучших портретов в мире? Фотография не принадлежит тебе. Когда ты видишь возможность, сначала убедись, что не пренебрегаешь моралью, и только потом цепляйся за нее».

Возможно, это изображение стало бы одним из самых невероятных портретов, сделанных когда-либо, но тогда я почувствовал, что не стоит этого делать.

Для Дона, который объездил весь мир, работая как в сфере социальной документалистики и военного репортажа, так и над пейзажами и портретами, вся фотография сводится к простому заключению: «На мой взгляд, фотографу должны быть присущи две вещи: честность и принципиальность».

Освещая конфликты и бедствия, Дон побывал в самом эпицентре Вьетнамской войны и конфликта в Северной Ирландии, стал свидетелем правления Красных кхмеров в Камбодже, Израильско-палестинского конфликта и эпидемии СПИДа в Африке — и везде отражал неописуемые страдания людей. Честность и тонкое восприятие ситуации имеют еще большую важность при съемке людей в худшие моменты их жизни.

A shell-shocked US Marine gazes at the camera, dressed in army fatigues and clutching his rifle between his hands, in Sir Don McCullin's iconic shot of the Vietnam War.
Контуженый морпех США во время битвы за Хюэ. На одном из наиболее известных портретов, сделанных Доном в разгар Вьетнамской войны, запечатлен контуженый солдат. Хюэ, Вьетнам, 1968 год. © Сэр Дон Маккалин
A homeless man from Ireland with bedraggled, grey hair sticking up in different directions, on the streets of the East End, London where he is living.
Бездомный ирландец, живущий на улицах Лондона. Его голубые глаза и взъерошенные волосы напомнили Дону бога морей Нептуна. Ист-Энд, Лондон, 1969 год. © Сэр Дон Маккалин

По мнению Дона, фотожурналистика в подобных условиях требует полной эмоциональной вовлеченности. Он считает, что каждый фотограф должен сам устанавливать для себя пределы психологической устойчивости, чтобы затем по прошествии времени быть способным отвечать за свои поступки. На протяжении всех тех лет, что Дон фотографирует в ужасающих условиях, он «с осторожностью и порой даже чересчур трепетно» относится к восприятию ситуации и фотосъемке трагедии. Он всегда стремится привлечь к ней внимание общественности и не терпит тех, кто занимается этим ради личной выгоды или делает из этого сенсацию.

«Самое главное в любой ситуации — это оставаться деликатным, — поясняет он. — Если вы не можете делать этого, то не берите в руки камеру, не садитесь в самолет и не стойте перед умирающими или ранеными людьми».

Это чувство ответственности отражается в неторопливости, которой придерживается фотожурналист при сближении с людьми, когда позволяет время. «Много лет назад я работал над серией снимков бездомных в Англии, — говорит Дон. — Всю первую неделю я находился рядом с ними и не брал с собой камеру. Неделю спустя я захватил с собой камеру, достал ее из-под пальто и осторожно начал фотографировать. Все вокруг начали дергаться и толкаться. Я подумал тогда, что в любую минуту может начаться рукоприкладство, но до этого не дошло».

A camel, with its rider perched on top, stands on a sand dune in Syria. Behind them the shapes of ancient buildings can be seen peeking out.
Помимо съемки суровых репортажей Дон также приложил руку к пейзажам и трэвел-фотографии, включая съемки на Ближнем Востоке и в Сирии. © Сэр Дон Маккалин

Маккалин убежден, что фотография — это одна из форм воровства: «Вам нужно убедить себя в том, что вы крадете нечто, что вам не принадлежит. Вы воруете образы других людей». Эта идеология формировала его видение фотографии на протяжении многих лет. Дон до сих пор ничего не воспринимает как должное и понимает, где пролегает его личная граница, — пример с умирающим мужчиной во Вьетнаме тому подтверждение.

У меня с фотографией невероятная любовная история, но в то же время она стала для меня и причиной страданий.

Вспоминая свою более чем 60-летнюю карьеру и «любовную историю» с фотографией, Дон говорит, что фотография сама выбрала его, предлагая все новые испытания и вознаграждая за это. «У меня с фотографией невероятная любовная история, — говорит он. — Я влюбился в нее случайно: не я ее выбрал, она выбрала меня. Но в то же время фотография стала для меня и причиной страданий». Если мы вернемся к высоким моральным принципам, которым следует наиболее уважаемый фотожурналист Великобритании, такие слова не вызовут у нас удивления.


Чтобы узнать больше о новейшей камере серии EOS 5D, EOS 5D Mark IV, которой сэр Дон пользовался во время съемок в Калькутте, перейдите на страницу продукта. Чтобы посмотреть документальный фильм о путешествии Дона, созданный амбассадором Canon Клайвом Бутом, нажмите здесь.

Автор Lucy Fulford


Похожие статьи

Смотреть все

Команда Canon Professional Services

Участники программы имеют доступ к приоритетной поддержке CPS в своей стране и на крупных мероприятиях, возможность приоритетного быстрого ремонта и — в зависимости от уровня участника — бесплатной аренды резервного оборудования, а также получения скидки на обслуживание и бесплатной доставки оборудования после его выполнения. Кроме того, они получают эксклюзивные предложения для участников.

Присоединяйтесь

Узнать больше

Canon Professional Services