СТАТЬЯ

«Нет времени отдыхать»: Крис Пэкхем рассказывает о страсти к съемке дикой природы

Для создания этого кадра Крис Пэкхем решил сделать акцент на одном из сотен королевских пингвинов, обитающих в колонии на равнине Солсбери, остров Южная Георгия. Двухсекундная фокусировка на пингвине, который пробирался через толпу, позволила создать кадр с интересным эффектом размытия. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 500mm f/4L IS II USM. © Крис Пэкхем

Крис Пэкхем, один из самых известных телеведущих Великобритании, рассказал нам о своей любви к природе и желании пролить свет на современные вопросы экологии, а также о телепередачах, посвященных дикой природе. Крис не только работает телеведущим, но также является увлеченным писателем, борцом за сохранение видов и организатором кампаний по защите прав животных. В молодости Крис хотел стать исключительно фотографом-натуралистом, и эта приверженность делу продолжает мотивировать его и по сей день.

В своих проектах он направляет объектив на объекты живой природы, пейзажи и кочевые племена, а в недавнем проекте он затронул тему мусора и его влияния на дикую природу и экологию. Его опыт ценится сообществом фотографов, что доказывают приглашения стать членом совета жюри на престижных конкурсах, включая «Фотограф-натуралист года». В этом интервью Крис рассказал нам о своей любви к природе, о стиле съемки и о том, почему он использует только оборудование Canon.

Canon Professional Services

Ваше оборудование в надежных руках

Получайте доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services (CPS).

С чего началось ваше увлечение природой?

«Все живое мне нравилось уже тогда, когда мне было года два-три от роду. Все детство меня тянуло к биологии, но мне также очень нравилось искусство. В школе хорошие оценки я получал только по естественным наукам и рисованию».

«Я очень хотел заниматься в художественной школе, но отец убедил меня, что это не лучший вариант. В итоге лет до 20 я постоянно читал различные учебники и журналы. Искусство было отодвинуто на второй план, и в итоге я очень пожалел о том, что бросил его. Мне хотелось создавать что-нибудь и проявлять себя в творчестве».

Как вы в итоге стали работать фотографом?

«Я писал диссертацию, которую в конце концов забросил. Я взял в аренду гараж, стал рисовать и создавать в нем скульптуры. Проблема заключалась в том, что я все время потратил на понимание механизмов животного мира, поэтому не мог реализовать свои идеи по причине отсутствия технических навыков. Я купил камеру, но быстро понял, что эта область искусства ничуть не легче, чем рисовать маслом, пастелью или чем-то еще».

«Ради денег, которые помогли бы мне заниматься фотографией, я устроился ассистентом оператора, который занимался съемками естествоведческих передач для BBC, и это помогло мне окупить покупку камеры Canon, пленки и даже машины. Я ездил по Великобритании, ночевал в машине на парковках возле заповедников, просыпался рано утром и учился фотографировать дикую природу. Я также ходил на вечерние занятия для фотолаборантов, где многому научился. Можно сказать, что в свои 20 с небольшим лет я рванул с места в карьер в попытке вернуть ту страсть к творчеству, которую задвинул на второй план, но так и не смог подавить».

Two four-wheel-drive vehicles drive down a dusty road in the middle of the countryside. Some trees have had their tops chopped off, but there are lots of lush green plants.
Недавно Крис ездил в Суматру, где фотографировал влияние экологического урона на жизнь местных сообществ. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. © Крис Пэкхем

Вы работали на телевидении… Всегда ли вы хотели работать именно фотографом?

«Я бы сказал, что да. Я учился ремеслу ассистента оператора, а впоследствии и операторскому делу, но все это было лишь дополнительным доходом, позволяющим мне заниматься фотографией. На тот момент у меня не было денег. Оборудование и хорошая фотопленка стоили больших денег, так что каждый кадр был на счету. Я начал работать на телевидении, потому что устроиться работать оператором не удалось, а мне нужны были деньги».

«Я подал заявку на участие в детской телепередаче и думал только о том, что смогу на эти деньги купить новый объектив. Именно это я и сделал. Мы снимали эпизод, и уже через минуту после окончания съемок я ехал в машине и думал о том, что я буду фотографировать сегодня».

Как синдром Аспергера влияет на вашу фотографию?

«Думаю, что наличие этого синдрома — это огромный плюс в том, что касается создания фотографий. Думаю, что я вижу мир совсем по-другому. Я не знаю, как его видят остальные, но я научился считать, что все дело в этом. Я вижу полный деталей мир, который состоит из шаблонов, и начал понимать, что большинство людей видят его совсем иначе. Еще у меня хорошая память на вещи и изображения. Люди с таким синдромом иногда склонны к более точному восприятию одним из органов чувств, и в моем случае это зрение. Это очень помогает мне».

A brown skua bird lands on snowy ground, wings outstretched to show white and brown striped markings.
Антарктический поморник на фоне белого снега. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 500mm f/4L IS II USM. © Крис Пэкхем

Как вы относитесь к своим фотографиям?

«Я всегда вижу в своих фотографиях то, что можно улучшить. Я всегда знаю, что происходило прямо перед созданием кадра или после этого, поэтому знаю, что мои фотографии неидеальны. Мне гораздо больше нравится смотреть на изображения других фотографов, чем на свои. У меня на стене висит много фотографий в рамках, и среди них нет ни одной, сделанной мной».

«Я считаю, что строгая критика своих работ — это очень полезно, поскольку каждый раз, когда я отправляюсь на съемки, я знаю, что могу создать нечто более качественное, чем в предыдущий раз. Лесть и похвала ничего для меня не значат, но я всегда готов воспринимать критику в свой адрес. Я буду рад, если кто-нибудь даст мне совет или скажет, что я что-то сделал не так. Возможно, этот человек прав, а я принял неправильное решение. Такое у меня отношение к делу».

Вы используете камеру Canon EOS 5DS R. Почему вы выбрали именно ее?

«Мой подход к съемке дикой природы можно назвать странным, потому что мне нравятся ограничения, и я очень консервативен в том, что касается новых идей. Но сейчас я получил новый источник мотивации, ведь Canon EOS 5DS R — это лучшая камера из всех, которые я когда-либо использовал. Это не какая-то реклама, это правда. Она не очень подходит для съемки дикой природы, но с ее появлением у меня появилось явно больше возможностей, чем ограничений».

«Она оснащена 50-мегапиксельным датчиком изображения, который позволяет создавать потрясающе четкие изображения, и возможности последующей обрезки с таким датчиком просто невероятны. Эта камера прекрасно справляется в разных условиях освещения. Мне нравятся файлы, которые она создает».

Two people’s feet are shown, wearing flip flops. The grassy ground is strewn with food wrappers, packets and pots.
«Когда я спросил, почему в этом лагере повсюду валяется пластик, мне сказали, что люди из этого племени раньше ели из листьев, а затем выкидывали их прямо на землю, где они разлагались», — говорит Крис, рассказывая о том, что людям из лагеря Оранг Римба в Суматре только предстоит привыкнуть к использованию пластика и других неразлагающихся материалов. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. © Крис Пэкхем

Какие объективы вы обычно используете?

«Моя рабочая лошадка — это Canon EF 500mm f/4L IS II USM. Он невероятен. Он легкий, его удобно использовать при съемке с рук. Но самое главное — это широкое поле зрения и малая глубина резкости, которую он обеспечивает. Я использую его для создания портретов, а также съемки животных и даже растений».

«В качестве второго объектива я беру с собой Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM, который обеспечивает универсальный диапазон зумирования, полезный при съемке с близкого расстояния. Лично мне удобнее использовать телеобъективы; с их помощью можно управлять многими факторами, которые неподвластны тем, кто использует широкоугольные объективы. Недавно я приобрел Canon EF 11-24mm f/4L USM. Это прекрасный объектив, и с его помощью мне удалось создать несколько крайне занятных изображений, но все же с 500 мм я могу делать гораздо больше».

Почему вы используете бинокль Canon? Что вам в нем нравится?

«Раньше я использовал бинокли совершенно разных производителей. Затем в журнале Ethical Consumer вышел отчет о производителях биноклей. Они рассказали, что многие из этих компаний рассматривают в качестве основных покупателей сообщества охотников, предлагая призовые за добычу и спонсируя телепередачи про охоту. Но был там один производитель, который был совершенно чист в том, что касается производственного процесса и отношения к дикой природе. Этот производитель — Canon».

«Я использую бинокль со стабилизацией изображения 10x32, и на моей памяти это лучший бинокль. Он позволяет мне делать то, чего раньше я делать не мог — рассматривать расположенные далеко от меня небольшие объекты. Все эти мелкие детали, которые позволяют отличать один вид от другого, видны как на ладони. Для меня Canon — это идеальное сочетание высокого качества продукции и высокой морали компании».

A close-up shows a penguin’s orange feet tucked under its white feathers, droplets of water on its feathers.
Веселые лапки? Ярко-оранжевые. Камера идеально запечатлела все детали на лапах пингвина, а также капли воды на его оперении. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 500mm f/4L IS II USM. © Крис Пэкхем

Как вы думаете, допустимо ли выманивать животное или провоцировать его на определенное поведение ради хорошей фотографии?

«Этот вопрос вызывает множество споров в сообществе фотографов-натуралистов, но если вы не даете им запрещенной еды и не вызываете зависимость от чего-либо, то почему бы и нет? Я тоже постоянно использую приманки, и птицы регулярно прилетают в сад, где я развесил кормушки. Никто ведь не жалуется на то, что люди кормят птиц, ведь это отличный способ сфотографировать их вблизи, прямо из окна кухни. Думаю, что с учетом всех факторов это вопрос, на который каждый может ответить по-своему».

Что вы думаете об использовании фотоловушек?

«Они также являются предметом большого количества споров. Чем это считать — фотографией или жульничеством? Думаю, нужно кое-что прояснить. Всему сообществу фотографов-натуралистов нужно кое-что понять. Все знают, что теперь мы располагаем потрясающими технологиями, которые люди могут использовать по-разному. Я считаю, что если экология, поведение и здоровье животных не подвергаются негативному воздействию, а фотограф не рассказывает небылицы о том, как он сделал тот или иной кадр, то все в порядке».

A group of penguins is almost silhouetted against a bright expanse of water behind them. The light reflected off the water forms circular bokeh patterns.
Красивый эффект боке позволил создать прекрасный фон для этой фотографии королевских пингвинов, сделанной в гавани Голд-Харбор, остров Южная Георгия. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 500mm f/4L IS II USM. © Крис Пэкхем

Может ли фотография помочь в сохранении видов? Что вы думаете о работах других фотографов?

«Мне доводится смотреть на работы многих фотографов, и некоторые из них бывают довольно отталкивающими с визуальной точки зрения. Но все же это очень сильные изображения, которые надолго остаются в памяти. В 2017 году Брент Стиртон сфотографировал носорога со спиленным рогом, и это принесло ему награду "Фотограф-натуралист года". С точки зрения фотографии этот кадр — не произведение искусства, но это изображение несет в себе очень важный посыл. Брент видит фотографию в особом ключе и использует ее как инструмент воздействия».

«Я не думаю, что пустые разговоры как-либо влияют на сохранение видов. Я считаю, что всем нам важно знать, что происходит в мире, и именно в этом призвание фотографов-натуралистов. Это не то, чем занимаюсь я, поэтому меня можно обвинить в лицемерии, но я стараюсь показать всю красоту природы, чтобы пробудить в людях желание защищать ее. При этом многие фотографы изо всех сил трудятся, чтобы показать, как человек разрушает природу, и некоторые из их изображений действительно серьезно влияют на ситуацию».

Какой совет вы можете дать начинающим фотографам-натуралистам?

«Очень важно никогда не заниматься просмотром или удалением файлов на месте съемок. Если вы работаете в полевых условиях и находитесь прямо возле диких животных, не тратьте время на просмотр файлов или их удаление. Купите еще одну карту памяти — они стоят копейки. Забудьте об этом — просто продолжайте снимать. Еще вам нужно найти свою нишу, поэтому просматривайте фотографии других людей и создавайте то, о чем они еще не додумались. Можно ли позаимствовать техники съемки из других сфер фотографии? Можно ли использовать то или иное оборудование? Можно ли выбрать другой объектив? Можно сделать все что угодно. Вы должны пробовать новое и создавать совершенно новые изображения.

«Один из моих принципов: ложись спать только когда уже не держишься на ногах, и ешь прямо перед сном. Вам нужно делать снимки. Нет времени отдыхать. Вы должны продолжать пытаться, в этом вся суть. Критикуйте свои работы, придирайтесь даже к мелочам. Даже если другие говорят, что вы мастер, даже если вы выигрываете в конкурсах, это ничего не значит. Именно стремление к лучшему станет для вас самой главной мотивацией».

Автор: David Clark and Beren Neale


Оборудование Криса Пэкхема

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Chris Packham stands in a woodland wearing a green jacket, his hands resting on his Canon 5DS R fitted with a Canon telephoto lens, on a stand.

Камера

Canon EOS 5DS R

Полнокадровый датчик изображения CMOS 50,6 МП в этой цифровой зеркальной камере поддерживает съемку с невероятным уровнем детализации. Сверхвысокое разрешение обеспечивает расширенные возможности для обрезки, при этом позволяя сохранить превосходное качество изображения.

Объективы

Canon EF 500mm f/4L IS II USM

Этот супертелеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием и большим увеличением оснащен встроенной технологией стабилизации изображения, которая позволяет создавать четкие изображения при съемке с рук. Он отличается легкой конструкцией с качеством сборки L-серии, которая делает съемочный процесс гораздо удобнее.

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Этот надежный телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием, имеющий прочную конструкцию и систему стабилизации изображения с эффектом, эквивалентным четырем ступеням выдержки, идеально подходит для съемки с рук в условиях слабого освещения, а ультранизкодисперсионные линзы обеспечивают высокую контрастность и естественную цветопередачу.

Canon EF 11-24mm f/4L USM

В конструкции этого объектива есть ультранизко- и супер-ультранизкодисперсионные, а также большие асферические элементы, которые обеспечивают исключительное оптическое качество и чрезвычайно широкий угол обзора с минимальным искажением по всему диапазону фокусных расстояний. Ультразвуковой мотор кольцевого типа обеспечивает быструю и бесшумную фокусировку с возможностью перехода в ручной режим.

Бинокли

Бинокль Canon 10x32 IS

Рассматривайте самые разные объекты на расстоянии благодаря этому первоклассному биноклю 10x. За счет высокоточной оптики Canon и улучшенного стабилизатора изображения Powered IS, компенсирующего движения, бинокль обеспечивает яркость изображения с высокой детализацией, способствуя простому и удобному наблюдению за объектом.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас