СТАТЬЯ

Ник Николс об этичности постановки при съемке дикой природы

A Northern spotted owl in flight, shot by wildlife photographer Michael Nichols
Северная пятнистая неясыть, округ Гумбольдт, Калифорния, 2008 год; из книги «A Wild Life» (Aperture, 2017 год) © Майкл Николс/Национальное географическое общество

«Вы хотите, чтобы ваши фотографии отражали реальность или вымысел?» эксперт Canon и бывший колумнист National Geographic Майкл «Ник» Николс имеет четкую позицию по поводу постановки сцен при съемке дикой природы: «Я всю жизнь стремлюсь к тому, чтобы мои снимки соответствовали действительности и были максимально естественными».

Это вопрос не только теоретического характера: обработка может дорого обойтись фотографу — американский морской биолог Нэнси Блэк была оштрафована на 12 500 долларов за видеоролик с кормлением косаток.

На протяжении десятилетий Николс, чьи работы будут представлены на стенде Canon на фестивале Visa Pour l’Image 2017 в городе Перпиньян, Франция, следил за переменами в технологиях, трансформирующих искусство фотографии. Но, несмотря на это, он говорит нам, что смысл его работы — «сохранять подлинную природу»...

The chimpanzee Whiskey, chained in a garage in Burundi, photographed in 1989 by Michael Nichols
Шимпанзе Виски, прикованный цепью в гараже, Бужумбура, Бурунди, 1989 год; из книги «A Wild Life» (Aperture, 2017 год) © Майкл Николс/Национальное географическое общество

Придерживаетесь ли вы каких-либо этических норм во время съемки дикой природы?
«Я начинал карьеру не со съемки дикой природы, а в качестве фотожурналиста, поэтому у меня было такое правило: фотограф всегда должен быть способен открыто говорить о том, чем он занимается, — нельзя ничего скрывать. Работая в National Geographic, нужно помнить, что при публикации твоих работ редактор ставит на кон репутацию, на создание которой ушло 100 лет, поэтому на этапе редактирования и подготовки все выяснится. В моем случае все всегда упиралось в вопрос открытости: могу ли я рассказать всему миру, как получились эти снимки? Я не был готов сделать что-то такое, что потом не смог бы отстоять».

Чем обусловлено ваше стремление к подлинности?
«Я хочу, чтобы мои снимки соответствовали действительности и были максимально естественными Я не хочу приручать объект съемки — тигра или леопарда приручить невозможно. Можно привить некоторые рефлексы, но приручение — это совсем другое. Приручение — это абсолютно другое слово».

A camera-trap photograph with a Canon 1DX of the tiger Bachhi, in Bandhavgarh National Park
Тигр Баччи (съемка с использованием фотоловушки), национальный парк Бандхавгарх, 1996 год; из книги «A Wild Life» (Aperture, 2017 год) © Майкл Николс/Национальное географическое общество

Использование приманки для привлечения сов — это распространенная практика. Где вы проводите черту?
«Если я сделаю снимок бородатой неясыти, приманив ее мышью, я укажу это в подписи. Я никогда не стал бы уверять мир в том, что мои рефлексы так хороши и что я такой потрясающий натуралист, что я могу найти бородатую неясыть и запечатлеть ее в момент, когда она ловит мышь. Точность этих фотографий наводит на мысль о том, что фотограф положил мышь в определенное место и навел на нее фокус. Я думаю, фотографу следует уделять особое внимание тому, как его действия будут восприняты».

Сейчас обработка фотографий пользуется огромной популярностью. Что вы считаете допустимым?
«Каждый пиксель должен остаться на своем месте. Смысл фотографии — запечатлеть то, что произошло в действительности, а не отражать фантазии. Если фотограф собирается напечатать свои снимки, ему хочется достичь большей глубины изображения, поэтому он может отредактировать тона, контраст и насыщенность. Но результат должен соответствовать тому, каким был тот день. Если небо приобрело зловещий оттенок, но в тот день не было шторма, фотограф зашел слишком далеко».

Смысл фотографии — запечатлеть то, что произошло в действительности, а не отражать фантазии.

Почему во время съемки львов в Серенгети вы использовали роботизированный мини-танк?
«Цель была в том, чтобы не тревожить львов. Мы установили его правильно между ними, пока они спали, и они отнеслись к нему спокойно. Вы предпочитаете, чтобы животное вступало в контакт или чтобы оно вело себя естественно? Я не опубликовал фотографии, на которых они проявили интерес к оборудованию, потому что это не было нашей целью».

По вашему мнению, привело ли развитие технологий к размытию этических границ при съемке дикой природы? 
«Благодаря технологиям мы получаем возможность стать ближе к объекту съемки, но это не должно сказываться на этике. Использовать технологии можно ей на пользу».

An infrared non-visible photography of the lion C-Boy in Serengeti National Park
Си-бой (съемка с использованием невидимой инфракрасной подсветки), национальный парк Серенгети, 2012 год; из книги «A Wild Life» (Aperture, 2017 год) © Майкл Николс/Национальное географическое общество

Как вы относитесь к экотуризму и фотосафари?
«Самое отвратительное, что можно сделать, — это отправиться к реке Мара в сезон миграции, потому что никто не следит за тем, где путешественники оставляют автомобили. В итоге люди окружают гепарда, и он не может охотиться, а антилопы гну не переходят реку, потому что боятся машин. Необходимо ввести ограничения».

Назовите самый значительный прорыв в развитии камер и объективов.
«Композиционные фотографии. Например, мои композиционные снимки секвой; во времена пленки делать такие фотографии было невозможно. В начале карьеры, когда цветовая гамма фотографий зависела от пленки, я выработал свой собственный стиль. Технологии нужны мне, только чтобы использовать их для творчества. Датчики стали более совершенными, и необходимость в частом использовании стробоскопа отпала, а скорость работы моторного привода так выросла, что фактически происходит съемка фильма. Теперь мы можем делать все что угодно».

A camera-trap photographer of a crocodile’s tail in Zakouma National Park
Крокодил (съемка с использованием фотоловушки), национальный парк Закума, 2006 год; из книги «A Wild Life» (Aperture, 2017 год) © Майкл Николс/Национальное географическое общество

Я стараюсь сделать свои снимки как можно интереснее, но не изменяю их.

Какая идея лежит в основе вашей новой книги «A Wild Life, A Visual Biography of Photographer Michael Nichols» («Дикая природа: визуальная биография фотографа Майкла Николса»)?
«Неважно, кто вы и откуда: каждый может воплотить свою мечту. Я вырос в бедности, но у меня была мечта, и она сбылась: я получил любовь, работу и цель».

Назовите своего любимого этичного фотографа.
«Стив Уинтер — он придерживается своей темы и всегда находит способ сделать невозможное. Его прорывом на National Geographic стали ягуары. 20 лет спустя он продолжает их снимать и неустанно осуществлять проекты, посвященные большим кошкам. Умение найти общий язык с хищниками — необходимая черта для каждого фотографа, занимающегося съемками на тему охраны природы».

Можете назвать еще кого-нибудь?
«Чарли Хэмильтон-Джеймс — он любит технологии и демонстрирует нам то, чего мы не замечаем сами, и при этом находит способ связать свои истории с идеей охраны природы. Еще один фотограф — Брайан Скерри: его подводные снимки красноречиво свидетельствуют о важности охраны природы. Его фотографии заставляют думать и способны изменить поведение. Все эти фотографы живут под слишком пристальным вниманием со стороны, чтобы следовать моему правилу полной открытости. Давление общественности может быть направляющей силой».

Подпишитесь на наш Twitter @CanonProNetwork, чтобы быть в курсе всех событий Canon на Visa Pour I’Image.

Автор Keith Wilson