СТАТЬЯ

10 советов эксперта по созданию черно-белых фотографий

A black and white image of a girl in silhouette holding a butterfly.
Амбассадор Canon Хелен Бартлетт построила карьеру фотографа, создавая черно-белые портреты семей с детьми. Она оттачивает свои навыки, чтобы делать еще более эффектные снимки, отражающие общую атмосферу и черты характера этих людей. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM и следующими параметрами: 88 мм, 1/1250 сек., f/8 и ISO 100. © Хелен Бартлетт

В современном мире, насыщенном яркими красками, амбассадор Canon Хелен Бартлетт работает над созданием запоминающихся моментов с помощью исключительно черно-белой фотографии. Хелен специализируется на семейной и детской фотографии, и ей удалось построить карьеру, создавая очаровательные изображения, которые становятся настоящей семейной реликвией. В этой статье с высоты своего многолетнего опыта она рассказывает о наиболее эффективных техниках съемки, а также делится своим мнением относительно лучших камер и объективов Canon для черно-белой фотографии, чтобы вы могли создавать еще более захватывающие черно-белые кадры.

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Хелен является фотографом-самоучкой. Ее мать организовала домашний детский сад, и Хелен увидела в этом свой шанс: еще будучи подростком, она начала фотографировать детей и продавать черно-белые фотокарточки их родителям. «Я поняла, что есть большая разница между тем, как люди смотрят на цветные и черно-белые фотографии, — объясняет Хелен. — На цветные фотографии многие реагируют как-то так: "Господи, что за ужасный наряд на мне!», тогда как на черно-белые изображения люди смотрят совершенно иначе. В них внимание привлекает сама ситуация, эмоции и взаимоотношения между объектами».

Это традиционная точка зрения, которой в недавнем прошлом придерживались многие фотожурналисты, но эти принципы можно применить и к другим типам съемки, например пейзажной или макрофотографии. Какой же совет даст Хелен, чтобы помочь вам улучшить навыки черно-белой фотографии?

A black and white portrait of two young girls kneeling on the floor; one is pulling a scary face while the other shrieks in mock fear.
Сверхбыстрая автофокусировка камеры Canon EOS R5 позволяет Хелен сосредоточиться на съемке особых моментов, таких как улыбки этих маленьких детей. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 50mm F1.2 USM и следующими параметрами: 1/800 сек., f/1.2 и ISO 1250. © Хелен Бартлетт

1. Переключите камеру в монохромный режим

Черно-белая фотография сильно отличается от съемки в цветном режиме, поэтому Хелен предлагает использовать преимущества возможностей камеры, которые помогут погрузиться в процесс съемки. Монохромный режим, который доступен в меню стилей изображения на большинстве камер EOS, включая Canon EOS R5, позволяет вести съемку в черно-белом формате. Если вы работаете с RAW, информация о цвете будет сохранена, и на стадии постобработки вы сможете как вернуть цвета, так и преобразовать цветные изображения в черно-белые.

«Съемка в черно-белом режиме с электронным видоискателем Canon EOS R5 изменила правила игры, ведь теперь я могу буквально "видеть" в монохромном формате», — говорит Хелен, которая всегда выбирает на камере монохромный режим.

«Он помогает работать с композициями и устраняет лишнюю преграду между изображением в моей голове и изображением в камере. Мне нравится иметь возможность менять экспозицию, что делает процесс съемки более экспериментальным, в частности при работе со сложным освещением, таким как подсветка контуров и частичные силуэты. Работая с монохромным режимом, я могу сосредоточиться на графических элементах, которые чрезвычайно важны при съемке в черно-белом формате».

2. Купите лучшую камеру Canon для черно-белой фотографии

Хелен работает с Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) и Canon EOS R5, создавая с их помощью неподвластные времени монохромные портреты.

«EOS R5 предлагает феноменальную автофокусировку и способна отслеживать лицо ребенка, прыгающего на кровати, бегущего среди деревьев или играющего в море шариков, — говорит она. — Это позволяет сосредоточиться на композиции и создании уникального изображения». «Дополнительные элементы управления на Canon EOS R5 позволяют без труда переключаться между режимами фокусировки — можно настроить для этого кольцо в задней части объектива, чтобы легко менять режим прямо во время работы».

«EOS R5 также невероятно эффективна при слабом освещении, а работая с детьми, часто оказываешься то в помещении, то на улице, и очень важно иметь возможность соответствующим образом выбирать выдержку и ISO».

A portrait of young boy wearing a puffa jacket looking away from the camera.
«Я смотрю, куда падает свет, и думаю, сможет ли такой свет создать более драматичное и насыщенное с точки зрения графики изображение, но также не забываю и о том, чего хочет семья, которую я фотографирую», — говорит Хелен. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 85mm f/1.4L IS USM. © Хелен Бартлетт

3. Используйте освещение

Printing specialist Jay Sinclair shows family photographer Helen Bartlett how to produce great black and white prints of her photos.

Советы по созданию идеальных черно-белых отпечатков

Специалист по печати Джей Синклер демонстрирует семейному фотографу Хелен Бартлетт процесс создания качественных печатных версий ее черно-белых фотографий.

Когда фотография лишена цвета, особое внимание уделяется игре света и тени. Хелен обычно использует естественное освещение или любое доступное освещение. «У меня есть светодиодная панель с постоянным светом, и я иногда использую ее, но обычно я выбираю те источники света, что доступны на месте съемки. Я смотрю, куда падает свет, и думаю, сможет ли такой свет создать более драматичное и насыщенное с точки зрения графики изображение, но также не забываю и о том, чего хочет семья, которую я фотографирую».

«Я обнаружила, что разное освещение по-разному работает при съемке людей разного возраста. Если вы используете красивый, но сильный свет, его лучше использовать для фотографирования более взрослых детей, потому что их можно направить в нужное положение. Но я фотографирую в совершенно разных условиях, и даже в пасмурный день можно найти плюсы в виде более мягкого и рассеянного света».

4. Ищите свет в неожиданных местах

«Когда я прихожу в дом, где будут происходить съемки, я сперва брожу по комнатам и осматриваюсь. Я захожу в спальни, чердачные помещения... Все для того, чтобы найти место с наилучшим освещением. И зачастую я нахожу его в совершенно неожиданных местах, о которых мои заказчики и не думали. К примеру, в гостиной может быть слишком темно, а вот в спальне на верхнем этаже, в которой спит бабушка, может быть большое окно, наполняющее комнату невероятным светом».

A close-up of a smiling, young boy wearing a hood with fur around the edges.
«На черно-белых снимках внимание сосредоточено на самой ситуации, на эмоциях и взаимоотношениях между объектами», — говорит Хелен. Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM. © Хелен Бартлетт
A baby is looking up, their eyes bright and curious.
Даже в пасмурный день можно найти плюсы в виде более мягкого и рассеянного света. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II. © Хелен Бартлетт

5. Научитесь видеть в оттенках серого

«Следует быть аккуратнее с черно-белой фотографией из-за отсутствия разницы в цвете — похожие тона могут сливаться воедино. Например, если ребенок в ярко-красной футболке бегает по саду, где полно зелени, обычно вы видите заметную разницу, ведь красный цвет выделяется на фоне зеленого. А вот в черно-белом режиме эти два тона будут сливаться. Именно поэтому вам нужно научиться предвидеть подобные вещи».

6. Работайте с контрастностью

«Вам нужно уметь поддерживать баланс между светом и тенью, — продолжает Хелен. — Если вы фотографируете темноволосого человека в тени, он может слиться с фоном. В этом случае необходимо расположить объект так, чтобы за ним было немного больше света — это поможет выделить его на фоне».

In a woodland clearing, a young boy and girl are standing facing each other.
Хелен всегда ищет место с оптимальным освещением. Это может быть помещение под крышей с большим количеством дневного света, место под окном или пространство на улице. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Хелен Бартлетт

7. Избегайте слишком ярких точек

Хелен советует следующее: «При съемке в черно-белом режиме не забывайте о слишком ярких источниках света. Например, свет может отражаться, попадая на фоторамку, и портить фон, поэтому нужно помнить о таких вещах, а также об отражениях. Но не стоит слишком беспокоиться о мелочах вроде ярких игрушек!»

8. Сделайте акцент на тональности с широким динамическим диапазоном

По словам Хелен, монохромные портреты могут выглядеть потрясающе, если ваша камера поддерживает съемку всего диапазона оттенков сцены. «Динамический диапазон действительно важен при создании черно-белых изображений, поскольку передача от глубоких оттенков черного до ярких оттенков белого может стать определяющим фактором их качества».

«Файлы 45 МП, которые создает камера Canon EOS R5, шокируют уровнем детализации, глубины и точности передачи тонов. Я часто просматриваю изображения на экранах диагональю до 75 см, и они выглядят потрясающе», — говорит она. Печать черно-белых изображений на принтере Canon поможет перенести эту глубину оттенков и исключительную детализацию на бумагу и вывести качество фотографий на новый уровень.

A black and white portrait of a child examining a bug on her father's hand.
По словам Хелен, изображения, созданные с помощью объектива Canon RF 50mm F1.2 L USM, были «чрезвычайно объемными и очень красивыми». Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 50mm F1.2 USM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/1.4 и ISO 100. © Хелен Бартлетт

9. Выберите лучшие объективы для черно-белой фотографии

Хелен предпочитает не менять объектив во время портретной съемки, поэтому работает с двумя камерами — одной в правой руке и одной в левой. «Я работаю с фикс-объективами, поэтому не хочу постоянно менять их во время съемки, однако мне нужна универсальность нескольких фокусных расстояний», — говорит она.

Хелен работает исключительно в монохромном формате уже 17 лет и использует фикс-объективы, такие как Canon RF 50mm F1.2 L USM и Canon RF 35mm F1.8 Macro IS STM, со своей камерой Canon EOS R5. Она часто использует камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM или Canon EF 85mm f/1.4L IS USM.

«Я всегда рекомендую людям начинать создавать портреты с помощью фикс-объектива. Мне нравится снимать с фиксированным фокусным расстоянием, и я считаю, что эти ограничения повышают мои творческие навыки, заставляют больше двигаться и экспериментировать с разными ракурсами и подходами к съемке. Съемка со светосильным фикс-объективом позволяет освоить навыки съемки с открытой диафрагмой, — говорит она. — Я считаю объектив Canon RF 50mm F1.2 L USM одним из лучших, что у меня когда-либо были. Он действительно невероятен, прекрасно справляется даже при нехватке света и позволяет фотографировать подвижных детей с открытой диафрагмой».

«Canon EF 85mm f/1.4L IS USM — это традиционный портретный объектив с фокусным расстоянием, которое мне особенно нравится, — говорит Хелен. — 85 мм позволяет взаимодействовать с объектом, находясь на небольшом расстоянии, и при этом работать с особенной перспективой. Если фотографировать бегающих или катающихся на велосипеде детей, этот объектив позволит оставаться на некотором расстоянии от них, но поддерживать взаимосвязь и сохранять их эмоции».

10. Черпайте вдохновение, работая с разными объектами

Когда Хелен ищет вдохновение, то обращается к съемке пейзажей и своего окружения, что затем помогает ей иначе раскрыться в портретной съемке. «Не стоит полностью привязываться к выбранному жанру. Во время весеннего карантина 2020 года, когда я не могла создавать семейные портреты, я часто снимала в парках и рощах неподалеку от дома. Я активно работала с освещением. Я смотрела, как свет падает на деревья и листья, и экспериментировала с различными способами его съемки, — говорит она.

— Я также создавала пейзажи, поскольку неторопливая работа со штативом и фильтрами помогает оттачивать навыки портретной съемки. Я смотрю на разные элементы композиции и то, как они взаимодействуют, чтобы создавать гармоничные изображения. Затем, когда я возвращаюсь к портретной съемке, эти навыки позволяют мне создавать для заказчиков более интересные работы».

Автор Erlingur Einarsson and Lorna Dockerill


Оборудование Хелен Бартлетт

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Two Canon EOS-1D X Mark II camera bodies, a Canon EOS R body, and various lenses, batteries and memory cards, plus a child’s toy train and gingerbread man.

Фотокамеры

Canon EOS R

Инновационная полнокадровая беззеркальная камера, которая устанавливает новые стандарты. Хелен говорит: «Теперь можно просто посмотреть в видоискатель и еще до создания фотографии внести нужные исправления прямо в камере».

Canon EOS-1D X Mark II

Камера с чувствительным полнокадровым датчиком изображения CMOS 20,2 МП, расширенной 61-точечной системой автофокусировки Dual Pixel AF и разрешением видео 4K. «Ее качество сборки позволяет мне не волноваться о рисках при съемке маленьких детей, которые любят строить из песка, играть в ванне с пеной и трогать все подряд липкими пальцами», — говорит Хелен.

Canon EOS R5

Создавайте потрясающие фотографии с разрешением 45 МП со скоростью до 20 кадров/сек. или кинематографичные 12-битные видео 8K RAW с полным охватом области датчика изображения. «Canon EOS R5 кажется камерой, которая демонстрирует прогресс системы EOS R — это феноменальная автофокусировка, невероятная эффективность при слабом освещении, улучшенная эргономика и преимущества совместимых объективов. Я планирую приобрести вторую камеру Canon EOS R5 и больше не работать с цифровыми зеркальными камерами, поскольку считаю, что мое будущее связано с беззеркальными устройствами Canon», — говорит Хелен.

Объективы

Canon EF 35mm f/1.4L II USM

Широкоугольный светосильный фикс-объектив с максимальной диафрагмой f/1.8 и возможностями съемки в макрорежиме. Хелен говорит: «35-мм объектив является устройством высочайшего класса. Его макрорежим идеально подходит для съемки новорожденных и маленьких детей».

Объективы

Canon RF 50mm F1.2L USM

Фикс-объектив 50 мм с диафрагмой f/1.2, обеспечивающий потрясающую резкость и позволяющий достигать достойного результата даже при слабом освещении. «Этот объектив обеспечивает невиданное ранее качество изображения, — говорит Хелен. — Он демонстрирует непревзойденную четкость в областях с фокусировкой и красивое боке при работе с малой глубиной резкости».

Canon RF 35mm F1.8 Macro IS STM

Светосильный макрообъектив 35 мм с диафрагмой f/1.8, широкоугольной перспективой, малой дистанцией фокусировки и гибридным режимом стабилизации Hybrid IS. «Я большой фанат этого объектива, в частности его возможностей макросъемки. Мне нравится иметь возможность снимать общие планы, после чего обратиться к съемке деталей, например ресниц ребенка или его вьющихся волос. Я часто использую его при съемке новорожденных, поскольку могу запечатлеть всю семью, после чего подойти поближе и запечатлеть детали. Он предлагает высокую светосилу и четкость», — говорит Хелен.

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Профессиональный зум-объектив серии L для повседневной съемки с постоянной максимальной диафрагмой f/2.8 обеспечивает превосходное качество изображения. «Я предпочитаю работать с фикс-объективами, однако модель 24–70 мм отлично подходит для универсальной съемки без лишнего оборудования, — говорит Хелен. — Если я знаю, что буду создавать и общие планы, и портреты, то выберу этот объектив за универсальность и превосходное оптическое качество».

Canon EF 70-200mm f/2.8L III IS USM

Телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием, который любят все фотографы. «Я работаю с телеобъективами, если снимаю с берега, а дети находятся в воде, либо когда снимаю, как они катаются на водных лыжах или лошадях, — говорит Хелен. — Если я понимаю, что буду снимать с некоторого расстояния, то установлю на камеру объектив 70–200 мм».

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас