СТАТЬЯ

Создание фильма «Женщина»: после съемок

Одна из участниц интервью, отснятых в Торонто, Канада. На этапе постобработки над материалами фильма работали редактор Филиппин Мероль и руководитель монтажа Томас Лаверн. © Марко Струллу

Более 80 съемок в 50 странах по всему миру и около 2000 интервью, каждое из которых снималось в формате 4K или даже выше — столь огромное количество материалов было создано в рамках кинопроекта «Женщина» Яна Артюс-Бертрана. Редактор Филиппин Мероль и руководитель монтажа Томас Лаверн рассказывают, как из исходных материалов создается окончательная версия фильма.

С технической точки зрения первой проблемой была банальная обработка столь большого объема данных. По словам Томаса, данных было настолько много, что для редактирования команде потребовалось выполнить транскодирование материалов в формат 2K. «Во время работы над "Человеком", который снимался в разрешении HD, нам не требовалось выполнять такие операции», — отмечает он.

Анастасия Микова, второй режиссер фильма, отмечает: «Работать с Яном невероятно, ведь его фильмы — это настоящие проекты. Есть основной фильм, который показывают в кинотеатрах, но помимо него организовывается и передвижная выставка. Также это серия документальных эпизодов для телевидения и контент для размещения в Интернете и продвижения проекта...» Это означает, что все материалы могут использоваться совершенно разным образом, из чего следует, что проблема с огромными объемами данных является далеко не единственной. Кроме того, одновременно с этим необходимо сохранять достаточно высокое качество, чтобы при необходимости включить тот или иной видеоролик в киноверсию редакторам не требовалось возвращаться к оригинальным 4K-материалам. «Поэтому мы выбрали Apple ProRes 422, — подытоживает Томас. — Это 10-битный кодек с хорошим соотношением качества и размера файлов».

Пока Томас разбирался с техническими аспектами постобработки, Филиппин необходимо было просмотреть сотни часов интервью с женщинами со всего мира и выбрать, какие материалы пройдут окончательный отбор. «Мы получили файлы после выборки журналистов, которые работали над созданием интервью, — рассказывает она. — Из более чем 50 часов интервью они отобрали около 11 часов материала. Мне нужно было выбрать из оставшихся видео те, что увидят Анастасия, Ян и редактор, поскольку у них не было времени смотреть все ролики. С 11 часов я сократила общее количество материала до 3–4 часов».

«В каждом интервью есть общие темы, например замужество или любовь. Моя коллега Анн-Клер работает над временной шкалой, на которую она помещает каждый из выбранных отрезков интервью, сортируя их по теме. После этого я просматриваю их в алфавитном порядке. Есть такие вопросы, как юность, усыновление, рождение и воспитание детей, а также многое другое — обсуждение этих тем в интервью с каждой женщиной занимает около 15 минут. Я просматриваю эти материалы, после чего перемещаю выбранные мной ролики на новую временную шкалу, которую будут просматривать Анастасия и Ян».

A view over the cinematographer's shoulder at a woman sitting in a darkened studio.
С такого ракурса оператор, работавший в Париже, наблюдал за интервью для фильма «Женщина». © Марко Струллу
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Для этой временной шкалы можно было выбрать любые видео с интервью, поскольку они выглядели одинаково вне зависимости от того, в какой части мира были созданы, — все благодаря строгому протоколу с инструкциями, которого придерживались все съемочные группы. Производственная компания Hope Production выдала каждой съемочной группе 24-страничный протокол, в котором были расписаны все необходимые параметры камер, а также требования к съемочному процессу. Камеру Canon EOS C300 Mark II с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM необходимо было располагать в 2,6 метра от кресла героя интервью; для съемок требовалось выбрать черный фон и должным образом установить источники освещения. Также им были даны четкие инструкции по композиции — голова и плечи объекта должны были находиться по центру кадра.

Операторам запретили устанавливать экспозицию, опираясь на светлые участки кадра, и попросили сделать акцент на тенях, пусть даже это приведет к некоторому переэкспонированию. В документе говорилось следующее: «Экспонируйте светлые участки белой кожи на 50–60% белого, в зависимости от тона кожи. Экспонируйте темную кожу на 30–50%». Целью было создание кадров, на которых можно легко различить черты лица, — Ян стремился получить материалы именно в таком стиле естественной эстетики.

В съемочном протоколе отдельным пунктом было указано, что операторам не следует выполнять точную настройку экспозиции или контрастности на основании материалов, которые они увидят на мониторах. Вместо этого им необходимо было придерживаться определенных технических значений и оптимизировать съемку для дальнейшей калибровки, а не прямой визуализации.

Four examples of acceptable framing for filming interviews.
Протокол, выданный съемочным группам по всему миру, содержал подробные инструкции относительно съемочных студий и композиции, необходимые для единообразия материала.
A woman stands in a hillside plantation with a large knife and a wicker basket.
Один из кадров, сделанных на месте съемок; подобные планы будут фигурировать в фильме перед интервью с каждой женщиной и выступать в роли контекстных материалов.
A woman wears a silken headscarf with brown, green and red floral patterns.

За кадром: съемка интервью для фильма «Женщина»

От положения камеры до постановки сложных вопросов — узнайте, как съемочная группа подошла к съемке впечатляющих интервью.

Благодаря единообразию видеоматериалов с интервью Филиппин смогла делать выбор исключительно на основе целостности повествования и эмоций, что далеко не всегда было просто. Сложно, если у одного человека есть два отличных ответа, и он говорит одно и то же разными словами — выбрать одно из двух становится непростой задачей. Иногда один ответ содержит то, чего нет во втором, и наоборот. Но мне все равно приходилось делать выбор», — говорит она. Обычно на редактирование материалов с одного места съемки у Филиппин уходила неделя, но в некоторых случаях этот процесс занимал больше времени. «Материалы из Руанды содержали ответы на непростые вопросы, и на их обработку у меня ушло две недели, поскольку приходилось часто делать перерывы. С эмоциональной точки зрения это была самая насыщенная выборка из всех, что я просматривала. Но даже в материалах из Руанды находились забавные отрезки, где женщины говорили на тему сексуальности, и это сглаживало тяжелые ощущения от просмотренного ранее».

Томас поясняет, что камеры Canon EOS C300 Mark II были необходимы для съемки с разрешением 4096 x 2160, имеющим наибольший коэффициент сторон 1,89. Большая ширина кадра дала возможность использовать больше фона, чем при работе со стандартными материалами Ultra HD с коэффициентом сторон 1,77. «Поэтому при монтаже фильма под формат 1,77 у нас будет возможность немного обрезать каждый кадр», — говорит Томас и поясняет, что это может быть необходимо для привнесения динамики или правки композиции (например, для акцента на наиболее эмоциональных моментах) без необходимости выполнять сильное зумирование на объекте.

Говоря о том, как эмоции связаны с ее работой, Филиппин отмечает: «Я думаю, что отсутствие эмоций было бы серьезным "звоночком" для меня. Я рада, что могу сопереживать этим людям. Что интересно, часто я сопереживаю тем, кто прошел испытания, с которыми сама я не сталкивалась, например потерял ребенка. У меня нет детей, но это каждый раз заставляет меня плакать. Бывает, что я более отстраненно просматриваю материалы, даже если знаю, что смотрю что-то интересное. Это похоже на поиск друзей. Иногда между людьми возникает связь, а иногда нет».

An Irish nun wears a traditional black habit.
Сестра Мария Магдалена, монахиня из Ирландии, во время интервью для фильма «Женщина». © Марко Струллу
A woman from Mozambique in colourful traditional clothing.
Фатима Амисс из Мозамбика во время интервью для фильма «Женщина». © Марко Струллу

В дополнение к непосредственно интервью группа также занималась съемкой общих планов на локации, будь то дом, место работы или другое важное для участницы интервью место. От съемочных групп требовалось по возможности выполнить съемку вне помещений, используя только естественное освещение — в идеале ранним утром или вечером, чтобы избежать чрезмерно яркого дневного света. Оператор должен был в течение минуты снимать человека за каким-нибудь занятием, после чего тот должен был остановиться и повернуться лицом к камере.

К примеру, в протоколе говорится о «женщине, которая работает в поле» и собирает овощи, а затем встает во весь рост и смотрит в камеру. Если героем интервью была женщина-танцор, она могла сделать несколько танцевальных движений, а затем остановиться и взглянуть в камеру. В процессе монтажа эти кадры всегда были элементом перехода к интервью, которые снимались строго в анфас.

Операторов также попросили запечатлеть подготовку к интервью в режиме интервальной съемки — установку оборудования в студии, встречу журналиста с женщинами и то, что осталось за кадром. Идея заключалась в том, чтобы сделать этот материал доступным для редактирования, показать разнообразие мест и встреч, а также продемонстрировать, что во время интервью повседневная жизнь идет своим чередом.

Общие планы и контекстные материалы снимались в различных условиях освещения и на различные камеры (обычно это была Canon EOS C300 Mark II или EOS 5D Mark IV); в отдельных случаях съемка осуществлялась с дронов. «Мы снимали в столь большом количестве разных условий, что перед каждой съемкой нам приходилось вновь задумываться о выборе камеры», — говорит Томас и отмечает, что на стадии постобработки это стало огромной проблемой. Единственным общим требованием была съемка в разрешении 4K или выше с коэффициентом сторон 1,89.

Monitors in a darkened studio show a woman's face as she is being filmed.
Процесс съемки фильма «Женщина». © Марко Струллу

Томас рассказывает, что все эти разнообразные материалы были перекодированы в формат Apple ProRes 422 для дальнейшего редактирования в разрешении 2048 x 1080, сохраняющем изначальный коэффициент сторон 1,89.

«Мы провели множество тестов цветокоррекции на материале в исходном качестве, а также в формате для редактирования 2K, поскольку нам, вероятно, потребуется работать в этом формате, когда придет время обработки роликов для размещения в Сети. Интервью снимаются на черном фоне, но большинство кодеков не могут поддержать уровень детализации черного, который нам необходим». Поскольку им требовалось обработать огромное количество материала, необходимо было найти кодеки, создающие файлы относительно малого размера. К счастью, XF-AVC, базовый видеоформат камеры Canon EOS C300 Mark II, имеет скорость записи 410 Мбит/с, и, по словам Томаса, обеспечивает идеальный баланс между размером файлов и качеством изображения.

«В качестве формата для редактирования, — говорит он, — было бы естественно использовать встроенные кодеки DNxHD/HR в Avid Media Composer. Но они либо обеспечивают слишком малую глубину цвета 8 бит, либо создают файлы слишком большого размера. Для сохранения детализации черного нам нужны были 10-битные кодеки, не создающие чрезмерно больших файлов. Мы нашли золотую середину в виде Apple ProRes 422».

A Finnish woman in traditional costume with a red bonnet.
Интервью проходили в 50 странах по всему миру, включая Финляндию, где оператор Дмитрий Вершинин снимал на видео интервью с Ингер-Мари Айкио, которая на этом снимке одета в традиционную одежду саамов. © Марко Струллу
A woman wears a pink top, a large pink flower in her dark, curly hair, and a pearl necklace.
Женщины, которые стали героями фильма Яна Артюс-Бертрана «Женщина», представляли совершенно разные слои общества — для некоторых из них разговор на камеру был обычным делом, в то время как другие, выросшие в деревнях и селах, не были знакомы с тем, как работают камеры и снимаются фильмы. © Марко Струллу

Обычно на съемках присутствует большая команда — ассистент по фокусировке, оператор, а также оператор-постановщик и режиссер. В случае с интервью для фильма «Женщина» для создания камерной обстановки с оборудованием в студии работал только один оператор. Томас отмечает, что помимо него в команде, отвечающей за постобработку, работает еще шесть ассистентов по редактированию.

В конечном счете, все технические решения призваны удовлетворить режиссера. Томас давно работает с Яном и рассказывает о нем следующее: «Ян прежде всего фотограф. Поэтому изображение для него является способом выразить свои мысли. Одна из задач, которую мы решаем в отделе постобработки, — это быстрый монтаж текущего съемочного материала».

«Всегда здорово, когда Ян поддерживает нашу команду и вместо сугубо технических аспектов изображения направляет на работу в эмоциональной плоскости».

Автор Rachel Segal Hamilton and Alex Summersby


Оборудование для съемки фильма «Женщина»

Основная аппаратура для съемки международного документального фильма

Two men and a woman look at the back of a Canon video camera with a long lens.

Фотокамеры

Canon EOS C300 Mark II

EOS C300 Mark II обеспечивает съемку потрясающего видео 4K/Full HD с широким динамическим диапазоном в 15 ступеней. Доступный формат XF-AVC со скоростью записи 410 Мбит/сек., по словам Томаса Лаверна, руководящего монтажом фильма «Женщина», представляет идеальный баланс между размером файлов и качеством изображения.

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера с разрешением 30,4 МП обеспечивает невероятную детализацию даже при очень высокой контрастности, а видео в формате 4K — сверхвысокое разрешение в соответствии со стандартом DCI (4096x2160). Она использовалась в качестве второй камеры на съемках фильма «Женщина» и обеспечивала качество на уровне камер Cinema EOS, включая широкий динамический диапазон.

Объективы

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Этот надежный телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием имеет прочную конструкцию и систему стабилизации изображения с эффектом, эквивалентным четырем ступеням выдержки, а ультранизкодисперсионные линзы обеспечивают высокую контрастность и естественную цветопередачу. В протоколе съемки фильма «Женщина» этот объектив всегда использовался с камерой C300 Mark II, расположенной в 2,6 метра от кресла героя интервью.

Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4x

Профессиональный объектив 200-400 мм f/4 со встроенным экстендером 1,4x, который увеличивает фокусные расстояния до 280-560 мм. Стабилизатор изображения с эффектом, эквивалентным 4 ступеням выдержки, обеспечивает максимальную резкость изображения, а удобные элементы управления позволяют без труда управлять устройством. Этот объектив использовался съемочной группой фильма «Женщина» для создания общих планов.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас