СТАТЬЯ

Море волнуется: советы и технические приемы по океанической фотосъемке

A black-and-white image of a wave during a storm, with spray coming off the top of the wave.
Океанический фотограф Рейчел Талибарт назвала эту фотографию гигантской штормовой волны «Медуза». Рейчел предпочитает фотографировать бушующее море, поскольку ей нравятся выразительные силуэты брызг воды. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM) и следующими параметрами: 160 мм, 1/1000 сек., f/9 и ISO 200. © Рейчел Талибарт

Многие фотографы, которых привлекает великолепие океана и загадки подводного мира, долгие годы учатся создавать выразительные изображения, чтобы рассказать людям об этой особой красоте. Фотосъемка океана — это не только бесконечный творческий вызов фотографу, но и возможность запечатлеть важность и хрупкость океанов и морской фауны на нашей планете.

В этой статье ведущие профессионалы расскажут о разных подходах к фотосъемке океанов — от драматичных пейзажей морского шторма и абстрактных портретов побережья до подводной фотосъемки и создания кадров с поверхности воды — а также поделятся советами по выбору оборудования и техник съемки.

A black and white image of a wave during a storm.
Выбрав 50,6-мегапиксельную камеру Canon EOS 5DS R, которая поддерживает съемку до 5 кадров/сек., и светосильный зум-телеобъектив, Рейчел смогла создать ряд изображений высочайшей четкости даже в условиях нехватки света. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 200 мм, 1/1000 сек., f/10 и ISO 400. © Рейчел Талибарт

1. Съемка штормовых волн с короткой выдержкой и телеобъективами

Вдохновляясь видом моря во время шторма, создатель живописных фотографий побережья Рейчел Талибарт успешно продает печатные версии своих изображений, которые переносят зрителя в самое сердце океана. Люди зачастую не верят, что фотографии из проекта Sirens (Сирены), который рассказывает о том, каким бывает морской шторм, были созданы ей на побережье Ньюхейвена, Великобритания, с помощью камеры Canon EOS 5DS R и зум-объективов Canon. «Почти все изображения сняты с помощью объектива Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM — обычно я лежала или сидела на пляже, снимая с рук, и многие удивляются тому, что я смогла создать такие изображения с берега, — говорит она.

— Я делаю такие снимки только во время действительно сильного шторма, поскольку мне нужны большие волны особой формы, для чего необходим сильный ветер и время прилива. В 10-балльный шторм нельзя отправляться в море, однако с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM можно добиться схожего эффекта. У меня есть зум-объективы и с большим фокусным расстоянием, однако с ними сложнее работать без штатива, когда со всех сторон дует ветер. С Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM этого не происходит, поскольку для телеобъектива он довольно компактный».

Съемка в условиях штормового ветра может стать непростой задачей, однако с объективом, способным справиться с нехваткой света, с защищенной от непогоды камерой Canon EOS 5DS R, выдержкой около 1/1000 сек. и режимом высокоскоростной серийной съемки Рейчел смогла во всей красе запечатлеть мощные волны океана.

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

«Я снимаю в высокоскоростном режиме и создаю много серий, иногда работая по шесть часов в день, — наверное, количество моих фотографий можно сравнить с фотографами дикой природы, а не с другими пейзажистами, — говорит Рейчел. — Однако моя камера достаточно мощная и надежная, что позволяет мне создавать кадры высокого разрешения. Большинство заказов на печатные версии приходит из США, где люди заказывают большие форматы шириной до 180 см».

По словам Рейчел, для съемки моря во время шторма нужно обязательно выбрать камеру с защитой от атмосферных воздействий и использовать бленду объектива. «Даже если во время шторма нет дождя, ветер разносит повсюду водяную пыль, — говорит она. — Без бленды вам придется постоянно очищать свой объектив от воды, так что она абсолютно необходима для такой съемки. Мне нравится, что объективы Canon L-серии изначально поставляются с блендой в комплекте».

«Я всегда протираю камеру и объектив от воды и обращаю особое внимание на металлические компоненты, такие как гнездо внешней вспышки, — говорит Рейчел. — Бывает полезно, особенно при съемке на песчаном пляже, взять с собой небольшую щеточку для очистки всех элементов управления».

An abstract shot of a beach scene, the colours blurred.
Эта яркая абстрактная фотография стала возможной благодаря выбору длительной выдержки и использованию техники проводки. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM и следующими параметрами: 371 мм, 0,3 сек., f/22 и ISO 100. © Карла Реглер
An abstract shot of a beach scene, with blurred mountains in the background.
Карла использовала проводку для съемки гор с длительной выдержкой, чтобы создать это изображение на острове Гаррис. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 70 мм, 0,4 сек., f/14 и ISO 50. © Карла Реглер
Six sperm whales surfacing for air, as freediver Guillaume Néry swims beneath them.

Погружение в морские пучины: фридайвинг в океане

Фотограф Франк Сегин рассказывает историю невероятных фотографий, на которых фридайвер Гийом Нери плавает в окружении китов.

2. Съемка движения с техникой проводки

Карла Реглер, удостоенный наград морской и пейзажный фотограф, организовала бизнес по продаже печатных версий своих изображений, которые создает в прибрежном городке Портлевен, графство Корнуолл, Великобритания, где она раньше жила, а также на Внешних Гебридах, где живет теперь.

Карла обычно работает с камерой Canon EOS 5D Mark IV и говорит, что заказчики чаще всего выбирают ее фотографии, на которых волны разбиваются о часовую башню Портлевена, однако ей нравится использовать новые подходы к съемке, что позволило ей стать известной в том числе за яркие абстрактные эксперименты с техникой проводки. «Мне нравится динамика мощных волн, однако в то же время я люблю стоять и смотреть на воду, а потом применять эффекты замедленной съемки», — говорит она.

Сюрреалистичные фотографии Карлы сочетают в себе игру, эксперименты с проводкой и длительную выдержку. «При ровной линии горизонта я быстро провожу камерой слева направо, стараясь не искажать горизонт. Я выбираю 2-секундный автоспуск, чтобы камера не регистрировала вертикальное движение при нажатии кнопки спуска затвора».

«Иногда я использую проводку иначе, используя горы на фоне и волны на переднем плане для создания текстуры и иллюзии перекрестного движения воды. Я перемещаю камеру слева направо, повторяя движение волн, а также вверх и вниз, следуя контурам горных хребтов».

По словам Карлы, ее любимый объектив Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM позволяет с безопасного расстояния фотографировать мощные волны крупным планом. «Это мой основной объектив, который я использую большую часть времени. Иногда я дополняю его экстендером Canon EF 1.4x III, что превращает его в 560-мм объектив и позволяет эффективнее снимать издалека».

An underwater shot of a diver swimming through a cave of stalagmites and stalactites.
Роберт Марк Леманн расположил вспышки на максимальном расстоянии от камеры, чтобы сбоку подсветить мутную воду и не позволить плохой видимости испортить кадр. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 11-24mm f/4L USM и следующими параметрами: 11 мм, 1/50 сек., f/8 и ISO 1250. © Роберт Марк Леманн

3. Продуманное использование света под водой

Создатель фотографий и видео о дикой природе Роберт Марк Леманн уже более 10 лет занимается дайвингом и работает исследователем морской фауны. Его вдохновляет не столько желание создавать красивые изображения, сколько стремление запечатлеть текущее положение обитателей подводного мира.

Роберт, обладатель премии «Фотограф-натуралист года по версии National Geographic» 2015 года, говорит, что даже в мутной воде, где в почти кромешной темноте живут небольшие представители морской фауны, можно создать уникальные изображения. В таких условиях важно понимать, как эффективно воспользоваться доступными вспышками, ведь они могут устранить эффект рассеивания, который создается при подсветке объекта в воде с помощью вспышки на камере.

«Главное — это создать под водой нужное освещение, — поясняет он. — Там, где я живу и фотографию, в 95% случаев вода бывает очень мутной, с большим количеством частиц, поэтому правильно использовать вспышку очень важно. Необходимо установить вспышки как можно дальше от камеры, под углом 30–40 градусов к объекту, чтобы они подсветили частицы сбоку, а не со стороны камеры».

Роберт использует камеру Canon EOS-1D X Mark III, бокс для подводной съемки и вспышки, а также объективы Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM и Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM. Они обеспечивают широкий угол съемки, позволяющий использовать все доступное под водой освещение и создавать изображения с широкой перспективой. Наряду с расширенным диапазоном ISO на модели Canon EOS-1D X Mark III (до ISO 102 400, расширяется до 819 200) это позволяет создавать необходимый уровень освещения даже в темных подводных пещерах.

A split-level image of a blue shark swimming under the water, and the clouds in the sky above it.
Эта фотография синей акулы с поверхности воды стала для Роберта одной из самых сложных в создании. Ему необходимо было убедиться, что на корпусе бокса для подводной съемки нет воды, что привело бы к размытию изображения. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) со следующими параметрами: 15 мм, 1/160 сек., f/7.1 и ISO 320. © Роберт Марк Леманн

4. Съемка с поверхности воды

Для съемки быстрых жителей подводного мира, например акул и дельфинов, от Роберта требуется использовать точную автофокусировку и серийную съемку 20 кадров/сек. камеры Canon EOS-1D X Mark III. Однако сложнее всего разобраться с созданием легендарных изображений с поверхности воды.

«Нужно добиться ровного разделения на половины, использовать вспышку и запечатлеть риф или животное на переднем плане. Очень сложно поддерживать фокус на нужных объектах, поэтому стоит выбрать закрытую диафрагму со значением около f/22».

«Сложнее всего очищать от воды бокс для подводной съемки, точнее большой купол для объектива. Нужно поплевать на него, окунуть камеру в воду и дождаться, пока на куполе не останется воды. После этого у вас будет менее полутора секунд, чтобы создать четкое изображение».

Автор Lorna Dockerill


Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас