СТАТЬЯ

Фотографии свободы: фотосъемка вымирающих видов с помощью камер Canon EOS 5D и вспышек Speedlite

«В тот день солнце светило безумно ярко, поэтому тени казались особенно темными. Я фотографировал при ярком солнечном свете весь день, поэтому мне пришлось сделать перерыв и переставить источник заполняющего света, чтобы устранить некоторые тени», — говорит фотограф Нил Олдридж, который был удостоен главного приза в категории «Окружающая среда: одиночные фотографии» на конкурсе World Press Photo 2018 с этим изображением под названием «В ожидании свободы». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L USM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/8 и ISO 500. © Нил Олдридж

Члены организации «Носороги без границ» недавно вывезли молодого носорога и его мать из зоны активного браконьерства в ЮАР. Целью проекта является вывоз хотя бы 100 носорогов из таких областей в Ботсвану, где браконьерства практически не существует благодаря строгим законам. Животных везли на грузовике через пустыню Калахари в дельту Окаванго — пастбищные угодья Ботсваны и дом для бегемотов, слонов, львов и леопардов. Там их уже ждал фотограф Нил Олдридж.

Британский фотожурналист находился там вместе с командой из местной организации по сохранению носорогов. Молодой носорог все еще был под действием транквилизаторов и лежал с повязкой на глазах в большом пространстве с металлическими стенами, которое называется бома. Его необходимо было разлучить с матерью. Вокруг животного разворачивалась активная деятельность — грузовики для его перемещения, ветеринары для контроля его здоровья, вертолеты для защиты от браконьеров — но так получилось, что в какой-то момент Нил остался с этим носорогом наедине. Сделанная им фотография как нельзя лучше передает суть операции. Он назвал ее «В ожидании свободы».

«Я остановился и обернулся, потому что знал, что минуты спокойствия будут большой редкостью в столь стремительной операции, — говорит Нил. — Эта фотография стала для меня одним из моментов, которые я не мог не запечатлеть. Когда все покинули бому, я остановился и отложил все свои дела. Я сделал три кадра, которые просто идеально отражали происходящее».

«Именно в тот момент неподвижный носорог находился на пороге новой жизни — вместо находящегося под угрозой носорога он вдруг стал носорогом, которого вот-вот выпустят и который получит второй шанс на жизнь. Я запечатлел его и сам момент. Именно поэтому этот снимок стал самым показательным с той операции».

План съемки

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Повествование — это основа работы Нила. Он говорит, что многих людей отталкивает вид «крови», который часто является неотъемлемой частью съемки вымирающих видов. Даже если зрители могут воспринимать такие изображения, они зачастую не проникаются ими. По словам Нила, в среднем на территории ЮАР каждый день браконьеры убивают три носорога — обычно целью браконьеров являются рога, поскольку ошибочно считается, что они обладают целебными свойствами. Вместо того чтобы делать кадры, демонстрирующие непосредственно акты браконьерства, он сосредоточился на работе людей, которые стараются решить проблему, и создает позитивные истории о сложившейся ситуации.

Нил старается проработать композиции снимков еще до приезда на место съемок. Многие из самых известных фотографий носорогов, сделанных Нилом, были спланированы. «Я еще перед съемкой стараюсь продумывать максимальное количество деталей, а не просто приезжать на место и надеяться, что все сложится наиболее удачным для меня образом. Когда я только еду фотографировать, я уже представляю, какой кадр хочу получить, — объясняет он.

— В большинстве случаев этот подход работает, потому что я тщательно готовлюсь к процессу. Я надеюсь, что люди, которые посмотрят на мои снимки, заинтересуются причиной их создания и проблемами, стоящими за этими изображениями».

«Большинство фотографов стремятся сделать фотографии дикой природы в условиях непосредственно такой природы или во время путешествий. Не так-то просто сесть и распланировать проект, посвященный, например, барсукам, а потом еще и создать снимки, которые вы задумали. На это может уйти много времени и сил».

An African elephant with prominent tusks, photographed in black-and-white.
На фотографии под названием «Выживший» африканский слон бредет по равнине в заповеднике Масаи-Мара, Кения. Несмотря на то что в Кении становится все меньше и меньше браконьеров, охотящихся за слонами, взрослые особи с бивнями встречаются очень редко. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с супертелеобъективом Canon EF 400mm f/2.8L IS USM и следующими параметрами: 1/4 сек., f/14 и ISO 100. © Нил Олдридж

Камеры, работающие в любых условиях

‘The day is never done’

«Нет времени отдыхать»: интервью о дикой природе с Крисом Пэкхемом

Телеведущий Крис Пэкхем рассказывает о важности фотографии и о своей увлеченности природой и экологией.

План съемки — это важно, но также для Нила важно наличие надежных инструментов для создания фотографий. Обычно он берет с собой две камеры Canon EOS 5D Mark II — одну с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L USM, а вторую с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS USM. Он также ценит возможность работы с высокими значениями ISO, поскольку часто фотографирует рано утром или поздно вечером, а некоторых ночных животных может спугнуть срабатывание вспышки. По мнению фотографа, камера EOS 5D Mark II (предшественник новой Canon EOS 5D Mark IV) особенно хорошо справляется с такими ситуациями.

Еще одним важным фактором является устойчивость камеры к погодным условиям. В рамках посвященного носорогам проекта в Ботсване Нил каждый день ходил в восьмичасовые походы и жил в палатке. Было пыльно, и стояла жаркая погода. Он убрал из сумки все, кроме самого необходимого оборудования, и захватил с собой солнечную панель для зарядки аккумуляторов. Однако вскоре панель перегрелась и перестала работать. «У нее была всего лишь одна задача, — говорит Нил. — Она должна была смотреть на солнце и давать мне энергию. Но она посмотрела на солнце и сказала: "Это уж слишком!" Так ты понимаешь, в каких трудных условиях работаешь». Но камера EOS 5D Mark II выдержала и такую жару.

Нил также использует камеру для удаленной съемки и даже использует прием камеры-ловушки, подключая ее к датчику движения и тепловизору, поэтому ему требуется устройство, способное выдержать воздействие стихий. «В Африке и Великобритании основными проблемами являются дождь и пыль. Я должен быть уверен, что мои камеры могут работать даже в таких условиях и позволят создавать нужные кадры».

Еще одним преимуществом профессиональных камер EOS 5D, по мнению Нила, является автофокусировка. Когда ему нужно быстро двигаться, например при съемке носорога, которого только что выпустили из клетки, ему требуется надежная, быстрая и точная фокусировка.

A young woman squats next to a placid young rhino, one hand on its cheek and one on its leg.
Нил фотографирует, как работают увлеченные специалисты в этой сфере, — например, на этой фотографии, сделанной в питомнике носорогов в ЮАР, запечатлен белый носорог, которого успокаивает его «приемная мама» — ветеринар из Великобритании. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с супертелеобъективом Canon EF 400mm f/2.8L IS USM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/4.0 и ISO 1000. © Нил Олдридж

Первым в сумку для камеры Нил кладет объектив Canon EF 16-35mm f/2.8L USM. Он фотографирует с диафрагмой f/16 – f/22 и вспышкой малой мощности. «За последние несколько лет я стал все чаще использовать этот объектив 16–35 мм. Он позволяет мне приблизить объект съемки и запечатлеть его в движении. Иногда мне может представиться возможность запечатлеть статичный объект, например носорога в боме; в других случаях это будет носорог, которого только что освободили, и тогда в кадре будет много движения. Этот объектив позволяет подобраться поближе и передать атмосферу происходящего».

«Я не особенно привередлив в том, что касается частоты кадров. Для меня это далеко не главное. Думаю, раньше это имело для меня большее значение, потому что я часто фотографировал птиц в полете и диких животных в движении. Но теперь все упирается в качество изображения».

Свет и движение

Нил также обнаружил, что на заданиях от него все чаще требуют не только фотографии, но и видео. «Мы наблюдаем в поведении и взаимодействии диких животных много удивительных моментов, которые иногда невозможно передать с помощью фотографии», — говорит он. Поэтому для него важна возможность создавать качественные фотографии и видео 4K без необходимости носить с собой дополнительное тяжелое оборудование или менять объективы на месте съемок — это исключает возможность попадания пыли на датчик изображения и позволяет не упустить ни одного момента.

Для создания должного освещения Нил всегда носит с собой пару вспышек Speedlite. Ему нравится управлять экспозицией и обеспечивать нужный уровень освещения важных участков кадра — обычно это лицо животного или человека. «Вспышку можно установить на штатив, где-нибудь закрепить или даже держать в руке, второй рукой управляя камерой», — объясняет он.

Two antelope-like blesbok blurred by motion to resemble an abstract cave painting.
Пара блесбоков, запечатленная при слабом освещении на равнинах заповедника Кариега, Южная Африка. Благодаря длительной выдержке фотография напоминает бушменскую наскальную живопись, примеры которой можно встретить в расположенных неподалеку пещерах. Эта фотография принесла Нилу звание «Европейский фотограф-натуралист года» по версии GDT в 2014 году. Снято на камеру Canon EOS-1D Mark III с объективом Canon EF 400mm f/2.8L IS USM , телеконвертером 1.4x и следующими параметрами: 1/13 сек., f/4.0 и ISO 400. © Нил Олдридж

К нашему удивлению, фотограф рассказал следующее: «В Ботсване невероятно трудно фотографировать. Там невероятное освещение, прекрасное золотое солнце как на рассвете, так и на закате, но, на мой взгляд, свет недостаточно объемный, а еще он слишком яркий и белый. Мне кажется, что источник белого света — это пыль в Макгадикгади, соляной впадине посреди пустыни Калахари, и именно из-за нее поглощаются все насыщенные цвета, которые мы обычно представляем себе, думая об Африке. Это очень резкое освещение для фотосъемки». По словам фотографа, это также является одной из причин, почему он всегда старается использовать вспышку в попытке сбалансировать и контролировать освещение.

Начало профессиональной деятельности

Дикая природа давно стала важной частью жизни Нила. Он родился в Великобритании, но переехал в Южную Африку, когда был еще ребенком. Внезапно он был окружен «удивительной и невероятной дикой природой», что естественным образом привело к тому, что он начал фотографировать этих животных. Поначалу Нил работал с телеобъективами — он использовал их для создания красивых портретов и кадры с приятным освещением, а также фотографировал птиц в полете. Но его стиль постепенно перешел в документальный и журналистский из-за желания фотографа освещать проблемы, связанные с охраной природы.

В своем первом крупном проекте Нил обратился к проблеме истребления африканских гиеновидных собак, также известных как «расписные волки». Он узнал об этих животных, когда проходил курсы проводников по дикой природе Южной Африки. «Я просто подумал, что не могу не рассказать эту историю, — говорит Нил. — Эти животные редко упоминаются где-либо.

О гиеновидных собаках не снимали документальные фильмы, да и фотографы не были ими заинтересованы. На них также не обращали внимания в заповедниках и организациях, посвященных дикой природе и сохранению видов. Многие все еще видели в них только вредителей. Я хотел изменить эту ситуацию».

An African wild dog lies on its side on the tailgate of a pickup truck as a vet examines it.
На этой фотографии из уникального проекта Нила изображена обездвиженная гиеновидная собака, которую осматривают ветеринары перед отправкой в новое место обитания. Снято на камеру Canon EOS-1D Mark III со следующими параметрами: 1/100 сек., f/6.3 и ISO 200. © Нил Олдридж

Это был далеко не очевидный выбор для первого проекта. Нил впервые увидел гиеновидную собаку только спустя 15 лет жизни в ЮАР. Более того, когда он начинал этот проект, он жил в Великобритании, в 10 000 км от их ареала. Тем не менее ему удалось завершить проект, после чего он представил серию фотографий журналу BBC Wildlife. Изображения так и не попали в издание, но были отмечены редакцией, и вскоре Нил получил от журнала задание.

В целях привлечь внимание общественности к африканским гиеновидным собакам он опубликовал свой проект в виде книги «Underdogs» и, по его подсчетам, этот проект увидели более трех миллионов людей по всему миру — как на выставке «Фотограф-натуралист 2010 года», так и посредством книги.

«Я подумал, что лучший способ начать карьеру — это сразу обозначить, над чем я хочу работать и за счет чего хочу получить известность», — говорит Нил. Он также понял, что такой подход поможет наладить связи с «правильными» издательствами и редакторами. «А потом люди смогут посмотреть на мои работы и сказать: "Вот этот парень точно фотожурналист. А еще он борется за охрану природы и думает, как лучше передать историю"».

A badger bolts from a cage at night while a person in gloves and overalls looks on.
Европейского барсука выпускают из клетки-ловушки после вакцинации работниками Британского министерства окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства в рамках испытания вакцины от бычьего туберкулеза в Глостершире, Англия. Снято на камеру Canon EOS-1D Mark III со следующими параметрами: 1/250 сек., f/5.0 и ISO 400. © Нил Олдридж

Нил окончил Лондонский университет искусств и получил степень магистра фотожурналистики, а теперь преподает естествоведческую и морскую фотографию в университете Фалмута. Между проектами, посвященными гиеновидным собакам и носорогам в Ботсване, он работал над проектами о дельте Окаванго, о важности разведения птиц в неволе, а также о неоднозначном отношении к лисам в Великобритании. В своем следующем проекте он рассмотрит проблему отстрела барсуков на территории Соединенного Королевства.

«Довольно сложно рассказывать о различных проблемах в положительном ключе, — говорит он. — Это требует времени и концентрации на работе. Я занимаюсь этим уже 10 лет, и моей мотивацией является то, что мои работы привлекают внимание людей, побуждают их обращаться к причинам этих проблем и поддерживать замечательных людей, которые работают непосредственно с животными и вдохновляют меня. Именно так я оцениваю успешность своих работ. Вместо "лайков" на Facebook или подписчиков в Instagram моей целью является передать важное сообщение».

Что же случилось с молодым носорогом, которого фотографировал Нил? По словам фотографа, когда он только начал посещать Ботсвану, там не было носорогов. Но теперь те, кому доведется пролетать над дельтой Окаванго, могут взглянуть вниз и увидеть целые скопления диких носорогов в своей естественной среде обитания. «Это плоды работы всех, кто участвует в этом процессе», — говорит Нил.

Специалисты, следящие за носорогами, недавно заметили в дельте и молодого носорога, которого фотографировал Нил. Он был рядом со своей матерью, и теперь это упитанный здоровый самец. «По всей видимости, он даже не пугается людей, — говорит фотограф. — Это очень здорово!»

Автор Gary Evans


Оборудование Нила Олдриджа

Ключевое оборудование для съемки документальных сюжетов о дикой природе

Neil Aldridge in a light aircraft looking out over the African grasslands below, holding a Canon EOS 5D camera.

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. Серийная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение высочайшей четкости, соответствующее стандартам DCI.

Объективы

Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM

Благодаря превосходному качеству от края до края изображения, а также прочной и влагозащищенной конструкции этот сверхширокоугольный зум-объектив L-серии с постоянной максимальной диафрагмой f/2.8 обеспечивает четкие результаты вне зависимости от условий освещения. «Я стал все чаще использовать объектив 16–35 мм — он позволяет мне приблизить объект съемки и запечатлеть его в движении».

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Этот надежный телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием, имеющий прочную конструкцию и систему стабилизации изображения с эффектом, эквивалентным четырем ступеням выдержки, идеально подходит для съемки с рук в условиях слабого освещения, а ультранизкодисперсионные линзы обеспечивают высокую контрастность и естественную цветопередачу.

Аксессуары

Вспышки Canon Speedlite

Вспышки Speedlite позволяют добавить света и управлять освещением. «Я всегда беру с собой хотя бы две вспышки, когда отправляюсь на место съемок, — говорит Нил. — Я стараюсь создать сбалансированное освещение, контролировать экспозицию и подсветить важные участки кадра».

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас