СТАТЬЯ

Почему Жан Гоми из Magnum Photos использует в Арктике только зум-объективы

Чтобы запечатлеть арктические пейзажи, фотографу Magnum Photos Жану Гоми требуется самое надежное оборудование. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/250 сек., f/8 и ISO 200. © Жан Гоми / Magnum Photos

Фотография привела члена Magnum Photos Жана Гоми в одни из самых суровых мест на планете. Будучи у истоков жанра долгосрочного фотопроекта, он фотографировал в здании тюрьмы, побывал внутри айсбергов Арктики, а также погружался в воды океана на атомной подводной лодке.

Неважно, насколько сложные условия его ждут, — борьба со стихиями на рыболовецком судне для книги Pleine Mer (Мужчины в море), съемки экипажа французской атомной подводной лодки Le Terrible или изучение последствий атомных катастроф в Чернобыле и Фукусиме — Жана привлекают ситуации, полные напряжения. «Меня интересуют места, которые видело очень мало людей. В таких местах я нахожу настоящую суть жизни, — говорит он. — Я с детства мечтал побывать на подводной лодке, отправиться в Арктику и подобные места...»

A room strewn with discarded furniture and rubble, its bare concrete walls peeling.
Пустынный город Припять в Украине, жители которого были эвакуированы после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фотография сделана в 2008 году. Снято на камеру Canon EOS 5D со следующими параметрами: 1/80 сек., f/6.3 и ISO 200. © Жан Гоми / Magnum Photos

Зачастую в своих проектах он сопровождает людей, которые вместе работают в опасных условиях, — рыбаков на легких траулерах, ученых во время арктических экспедиций, а также французских докторов и пожарных, которые на учениях отрабатывают действия при возможных террористических атаках. Его отношения с этими людьми строятся на взаимном уважении. «Как и многие фотографы, я быстро налаживаю контакт с людьми, но сохраняю необходимую дистанцию, — говорит он. — Люди, которых я фотографирую, чувствуют, что я работаю рядом с ними и что меня действительно интересует то, что они делают».

Боится ли он? «У меня не бывает паники, но я испытывал сильное чувство страха», — признается фотограф агентства Magnum. По его словам, звуковые сигналы счетчика Гейгера (прибор для определения уровня радиации), нарушающие тишину в лесу возле Чернобыля, вызывали особенно неприятные ощущения. «Эту опасность нельзя увидеть, понять или ощутить. Трава, воздух и сама природа вдруг становятся твоими врагами».

Two crew members on the bridge of a submarine at dusk.
Во время сумерек на мостике французской атомной подводной лодки Le Terrible члены экипажа занимаются надводной навигацией перед погружением. Мостик также называют «ванной», и это сравнение становится очевидным в плохую погоду. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II со следующими параметрами: 1/4 сек., f/2.8 и ISO 3200. © Жан Гоми / Magnum Photos

На край Земли

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

С 2008 года Жан регулярно сопровождает группу ученых, которые изучают влияние глобального потепления на природу в Арктике. Он документирует их работу, отправляясь вместе с ними в 30-градусный мороз на сбор образцов для исследований, но также фотографирует потрясающие пейзажи Арктики, которых мы можем лишиться уже совсем скоро. Фотограф описывает их как «красивые, но сложные».

«В Арктике все занимает больше времени и отнимает больше сил, чем в повседневной жизни. Даже пройти небольшое расстояние, вытащить руки из карманов и сделать простое техническое действие займет у вас в 12 раз больше времени, — объясняет Жан. — Каждое движение здесь вызывает физическую усталость. После 8–10 часов работы на таком холоде для выполнения любого действия требуется настоящее упорство. Иногда вы просто не можете пройти лишние 100 метров, потому что это опасно или потому, что вы выжаты как лимон. Именно поэтому там или во время работы на судах я использую зум-объективы. Мне нравится работать с фикс-объективами, но в этих сложных условиях это просто невозможно. Они не обеспечивают универсальность».

Насколько более универсальными в таких ситуациях оказываются зум-объективы? «Я требую от используемого оборудования определенного уровня гибкости, — объясняет Жан, — а также высокого качества получаемых результатов. Все зависит от типа выполняемой работы. Например, мне очень нравится рыбалка, и я использую определенные типы удочек или способы ловли для разной рыбы, на разных локациях и в разных типах водоемов — на реках, порогах, в прудах или море. В фотографии все точно так же».

Jagged rocks stand out in a snow-covered landscape, forming an almost abstract pattern.
Пейзаж в Гренландии, который Жан запечатлел во время полярной экспедиции. Снято на камеру Canon EOS 5DS R со следующими параметрами: 1/500 сек., f/11 и ISO 200. © Жан Гоми / Magnum Photos

«Оборудование, которое я использую каждый день, — это легкие устройства, которые я настроил под себя, но когда у меня плотный график съемок, я должен быть уверен в том, что зум-объективы и камеры Canon обеспечивают необходимое качество, и здесь размер и вес уже не играют особой роли. С этим оборудованием я полностью уверен, что смогу сделать все необходимое для выполнения задания».

Во время поездок в Арктику фотограф брал с собой камеры Canon EOS 5D Mark IV и Canon EOS 5DS, а также объективы Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и Canon EF 70-200mm f/4L USM. «Объектив 24–70 мм отличается высокой точностью, но не оснащен стабилизатором изображения, поэтому я стараюсь использовать его в более спокойных условиях съемки, например при создании пейзажей. Я использую его с камерой EOS 5DS, чтобы получать кадры высочайшего разрешения. С точки зрения фокусировки оба зум-объектива отлично справляются с быстрым движением.

«Мое снаряжение Canon эффективное, быстрое и надежное. В экстремальных условиях, таких как Арктика, это очень важно. Мне нужно оборудование, которое не создает лишних проблем и позволяет создавать превосходные снимки без предварительного планирования».

Spikes of vegetation stick up through the water in a flooded field
Жан представил это затопленное поле в области Пей-де-Ко (Нормандия, Франция) в виде абстрактного графического изображения за счет правильного выбора композиции. 2014 год. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/7.1 и ISO 400. © Жан Гоми / Magnum Photos
A close-up of a frozen puddle, with ripples in the ice forming leaf pattern.
Крупный план лужи. Италия, 2009 год. Снято на камеру Canon EOS-1Ds Mark III со следующими параметрами: 1/60 сек., f/6.3 и ISO 250. © Жан Гоми / Magnum Photos

Инноватор в сфере проектов

Director Don McCullin and members of his film crew on a crowded street in Kolkata.

Сэр Дон Маккалин: человек-легенда

Узнайте о работе великого фотожурналиста и получите несколько его советов в информативных статьях и видео этой подборки.

Жан родился в 1948 году и всегда хотел быть журналистом. Он получил первую работу в местной газете Paris Normandie, когда изучал литературу в Руане. Впоследствии он понял, что ему гораздо проще выражать себя через фотографии. «Я был скромным и довольно одиноким человеком», — признает фотограф. Фотография стала для него поводом увидеть что-то новое, встретить новых людей и испытать себя. Ему нравилось самовыражаться с помощью фотографии, и это хорошо у него получалось.

В возрасте около 25 лет он создал две серии фотографий, которые впоследствии стали основополагающими в его работе, — L'Hopital и Les Incarcérés. «В те дни, когда большинство фотографов работали в штате газетных изданий, я был молодым независимым фотографом», — вспоминает Жан. В то время фотографы крайне редко занимались долгосрочными проектами, длившимися по несколько месяцев и рассказывающими о жизни в больших общественных учреждениях, но Жан решил заняться именно этим и проявил в работе упорство, достойное уважения.

«Я пообщался с министром юстиции, чтобы мне дали возможность посетить тюрьму [для проекта Les Incarcérés]. Он был мэром городка, в котором я жил. Когда я работал в Paris Normandie, он давал пресс-конференцию о своих планах. Тогда же я спросил его, могу ли я приехать в тюрьму и пофотографировать происходящее. Он дал согласие, и уже через несколько дней я пришел к нему на прием вместе с юристом, чтобы оформить все официально».

Clothes fluttering on a line look blurred.
Домик смотрителя Кордуанского маяка во Франции. Фотография создана в 2013 году в рамках проекта Жана, посвященного маяку, который считается самым старым в мире. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 0,4 сек., f/8 и ISO 400. © Жан Гоми / Magnum Photos

В 1976 году на фестивале «Встречи в Арле» (Rencontres d'Arles) члены фотоагентства Magnum Марк Рибу и Бруно Барби увидели работы Жана и сразу же пригласили его присоединиться к своему коллективу фотографов. За последующие четыре десятилетия Жану удалось построить звездную карьеру, специализируясь на особых объектах съемки. Он дважды становился обладателем премии Prix Nadar за лучшую фотокнигу года во Франции. Он был удостоен звания Художника флота, которым министр обороны Франции отмечает заслуги представителей искусства, работающих с морской тематикой, а в 2018 году был принят в состав престижной Академии изящных искусств Франции.

Благодаря богатым тонам и особой геометрии композиций арктические пейзажи Жана выглядят как абстрактные рисунки и завораживают своей эстетикой. Они создают тонкую грань между документалистикой и эстетикой, элементы которой можно обнаружить и в других работах фотографа.

Чувствует ли он конфликт между столь суровыми условиям и созданием эстетичных снимков? «Это можно сравнить с хождением по канату, — говорит он. — Между красотой и реальностью не существует четких границ, так почему бы реальности не быть красивой?». Фотограф также говорит, что делает акцент на простоте восприятия своих фотографий.

Villagers in historic costume, including a girl in a striking white dress and a bonnet.
Жители деревень Роре, Кальчезио и Виллар в регионе Пьемонт, Италия, проводят традиционный фестиваль Байо каждые пять лет. На фотографии Жана представлены традиционные костюмы и обычаи. Снято на камеру Canon EOS 5D с объективом Canon EF 28-135mm f/3.5-5.6 IS USM и следующими параметрами: 1/50 сек., f/4.5 и ISO 640. © Жан Гоми / Magnum Photos

Быстрая работа, медленная работа

Жан путешествует уже более 40 лет и не собирается останавливаться. Он показывает нам свои проекты — текущая работа, посвященная самому старому в мире Кордуанскому маяку, проект о саде художника Клода Моне в Живерни, а также исследование в Нигере, на которое фотографа вдохновили работы кинематографиста и этнолога Жана Руша, — но в последнее время Жан сочетает документальный подход с более современной перспективой.

«Фотография, как и любое ремесло, это постоянное изучение нового. Я все еще познаю себя и окружающий мир, — говорит он. — Когда я, например, фотографирую людей за работой, мне необходимо следить за тем, что они делают, чтобы выбрать для съемки самые значимые моменты. В то же время пейзажи создаются иначе — горы никуда не денутся, а освещение меняется достаточно медленно. Я использую оба эти подхода в работе — быстрый и медленный — но могу, наоборот, быстро создать пейзаж или более размеренно подойти к съемке людей. Как бы то ни было, я довольно неторопливый человек, который любит вникать в детали».

Начинающим фотографам Жан советует оставаться упорными, как и он сам, когда в 25 лет подошел к министру юстиции с просьбой. «Сохраняйте баланс. Будьте собой и оставайтесь честными, — говорит он. — Сперва важно сопоставить себя с фотографами, художниками, создателями фильмов или другими представителями визуальной культуры, которых вы уважаете и которые могут оказать влияние на ваш стиль. Но также важно не забывать о своих стремлениях и целях. Не пренебрегайте своим личным видением». Этому совету сам Жан следует уже более 40 лет. «Я стараюсь оставаться собой, быть искренним и познавать новое, — говорит он. — Необходимо поддерживать в себе это детское любопытство».

Автор Rachel Segal Hamilton


Оборудование Жана Гоми

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Jean Gaumy with his kitbag over his shoulder standing in a windswept field

Фотокамеры

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности, а непрерывная съемка со скоростью 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент. «С этим оборудованием я полностью уверен, что смогу сделать все необходимое для выполнения задания», — говорит Жан.

Canon EOS 5DS

Цифровая зеркальная камера, сочетающая быстрое и интуитивно понятное управление с разрешением 50,6 МП, позволит вам запечатлеть каждый момент, не упустив ни одной детали. EOS 5DS позволит вам взглянуть на мир по-новому.

Объективы

Canon EF 24-70mm f/2.8

Этот объектив, включающий последние улучшения оптической конструкции, имеет три асферических элемента, призванных обеспечить максимально высокое качество изображения для объектива с соответствующим фокусным расстоянием. «Я требую от используемого оборудования определенного уровня гибкости, а также высокого качества получаемых результатов», — говорит Жан.

Canon EF 70-200mm f/4L USM

Этот высококачественный телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием обеспечивает превосходное качество изображения в различных ситуациях. Компактный дизайн и небольшой вес делают его идеальным спутником в поездках. Жан говорит: «Мое снаряжение Canon эффективное, быстрое и надежное».

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас