СТАТЬЯ

Мартин Парр: «Я превращаю реальность в выдумку»

Пляж на юге Франции. Ницца, 2015 год. Мартин Парр, фотограф Magnum Photos, известен благодаря своей яркой и контрастной документальной фотографии. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro. © Мартин Парр / Magnum Photos

Мартин Парр прочно зарекомендовал себя в качестве одного из самых известных и успешных фотографов-документалистов в мире. В своих работах, выполненных в уникальном узнаваемом стиле, он успел отразить все — от культа потребительства и массового туризма до стиля жизни самых богатых людей мира. С помощью ярких и насыщенных цветов он отмечает причуды и недостатки людей и сообществ и создает изображения, которые зачастую содержат в себе тонкую иронию и даже сарказм.

Недавно он основал Фонд Мартина Парра, который располагается в Бристоле, Англия, и выполняет функции архива как для собрания работ Мартина, так и других британских представителей сферы документальной фотографии. Когда мы одним ярким солнечным утром встретились с ним возле здания Фонда, он был одет в свою фирменную обувь — сандалии с носками. Его энергичный и бодрый вид не удивил нас, ведь мы наслышаны о его боевом подходе к жизни. Он провел нам экскурсию по зданию Фонда и отметил одну отличительную особенность — коллекцию материалов о советских собаках в космосе, которые украшают стены кухни.

Мартин создал множество фотокниг, включая The Last Resort: Photographs of New Brighton (Последний приют: фотографии Нью-Брайтона) (1986 г.), Small World (Тесный мир) (1995 г.) и Common Sense (Здравый смысл) (1999 г.); на данный момент в его активе уже более 100 книг. В 1994 году он стал сотрудником престижного фотоагентства Magnum Photos, а с 2013 по 2017 год являлся его президентом. Сейчас Мартину идет седьмой десяток, но он продолжает активно работать над фотопроектами — в феврале 2019 года выходит его новая книга под названием Beach Therapy (Пляжная терапия), а уже в марте в Национальной портретной галерее Лондона откроется крупномасштабная выставка его работ под названием Only Human (Только человек).

В этом интервью Мартин рассказывает о том, как он развивал свой уникальный стиль, о своем оборудовании, о хороших историях, а также о том, почему вне зависимости от технологического совершенства камер создавать хорошие кадры всегда будет трудно.

Насыщенные цвета и вспышка

A red butterfly sits on the side of a white horse in the foreground. Behind, people in smart clothes walk around a field with a large white marquee.
На ярмарке графства Чешир. Великобритания, 2015 год. «Делать хорошие фотографии и придерживаться своего видения всегда будет нелегко», — говорит Мартин. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro. © Мартин Парр / Magnum Photos

Вы начинали с черно-белой фотографии и использовали естественное освещение, но в начале 80-х вы переключились на насыщенные цвета и стали использовать вспышку даже днем. Что привело к этому радикальному изменению стиля?

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

«Я думаю, что эти стили гораздо более взаимосвязаны, чем вам кажется. В обоих важно ощущение пространства. Это то, чему я научился у американских фотографов, таких как Гарри Виногранд и Роберт Франк».

«Затем, когда в начале 70-х я учился в Политехническом университете Манчестера, я узнал о Тони Рей-Джонсе, который, пожалуй, сильнее всего повлиял на мою карьеру. Его способность чувствовать пространство, которую он открыл для себя в Америке и применил к Великобритании, по-настоящему поразила меня».

«Можно сказать, что мои черно-белые работы направлены на прославление общества, а работы в цвете, особенно начиная с проекта о Нью-Брайтоне, захудалом курорте возле Ливерпуля, были попыткой раскритиковать его. Несмотря на это, во всех моих работах в той или иной форме есть это ощущение пространства».

Когда вы начали использовать вспышку при дневном свете, были ли другие фотографы, которые так делали?
«Некоторые использовали ее таким образом. Крис Киллип в начале своей карьеры зачастую снимал со вспышкой. Энди Эрл, еще один британский фотограф, также довольно рано пришел к цветному формату и использованию вспышки. Я помню, как увидел его фотографии из таких мест, как Аскот, и очень заинтересовался тем, как он создал такие кадры. Так что да, такой прием использовали, но не так часто, как в наши дни».

«Я также перенял кое-что из коммерческой фотографии, например яркое освещение объекта и насыщенные цвета. Тогда я старался взять то, что меня окружало, то есть стиль рекламы и моды, и применить его в документалистике. Это было новым подходом, но я не собираюсь претендовать на то, что это изобрел именно я и никто другой. Многие тогда экспериментировали в фотографии. Я просто сделал это частью моего стиля, и мне повезло — это сработало».

A Liberation Day tea on Guernsey in 2012. Somebody spreads jam and cream onto a scone while in the foreground is a vivid Union flag and a vase of flowers.
Чаепитие в честь Дня освобождения в методистской церкви Forest United на острове Гернси, 2012 год. Мартин считает, что еда может рассказывать истории так же, как и другие предметы. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro. © Мартин Парр / Magnum Photos

Использовали ли другие кольцевую вспышку для создания документальных сюжетов, как это делали вы?
«В 90-е было несколько человек, которые использовали кольцевую вспышку, но это не было популярным решением. Когда я открыл для себя сочетание макрообъектива и кольцевой вспышки, я решил узнать, что может из этого получиться. Это позволило мне понять, что даже такие избитые объекты съемки, как еда, могут рассказать о мире не меньше, чем другие предметы и объекты».

В чем преимущества использования кольцевой вспышки?
«Я считаю преимуществом то, что эта вспышка позволяла создавать сюрреалистичные изображения, и мне очень это нравилось. Когда я использовал цветную негативную пленку ISO 50, кольцевая вспышка обеспечивала яркие цвета. На тот момент мне очень нравилось использовать сверхнасыщенную гамму цветов. Я превращаю реальность в выдумку, поэтому в каком-то смысле это помогает отделить реальность от фотографий. Даже сейчас я часто использую широкоугольный объектив в сочетании с кольцевой вспышкой. Для меня это не столько технический прием, сколько средство, позволяющее добиться определенной эстетики».

Большие камеры, большие файлы

Какой камерой вы сейчас пользуетесь чаще всего?

A family in a black car look up at Christmas lights and a USA flag outside a home.

Бике Депоортер рассказывает о преодолении границ и завоевании доверия

Фотограф Бике Депоортер объясняет, как она использует свое положение «незнакомки, которая здесь проездом», чтобы создавать глубокие и личные изображения семейной жизни.

«Сейчас я использую Canon EOS 5D Mark IV [новое поколение камеры Canon EOS 5D Mark III, с помощью которой созданы фотографии из этой статьи]. У меня были все камеры Canon EOS 5D. Еще у меня есть EOS 5DS R, которую я использую для коммерческих съемок. Но я думаю, что EOS 5D Mark IV хорошо подходит для съемки документальных сюжетов, и размер получаемых файлов меня устраивает. Мой главный источник дохода — продажа печатных версий фотографий. Я также выполняю заказы, но продажа печатных версий — неотъемлемая часть этого процесса. Мне нужно создавать хорошие отпечатки, поэтому я работаю с большими файлами».

«Я не очень пристально слежу за технологиями, но мне нравится эргономика и внешний вид цифровых зеркальных камер Canon; это интуитивно понятные устройства. Бывают моменты, когда я работаю с другими камерами, но держать в руках эту удобнее всего. Я также использую вспышку Canon Speedlite 580EX II с рассеивателем, который обеспечивает баланс между светом вспышки и естественным освещением. Мы с моей командой используем принтер Canon imagePROGRAF PRO-4000 и просто обожаем его».

Вы начали использовать цифровые камеры в 2006 году. Они изменили ваш рабочий процесс?
«Да, они сделали мою жизнь намного проще. Главное преимущество, конечно же, это отсутствие необходимости менять пленку после каждых 10 кадров, что требовалось на моих пленочных камерах среднего формата. Я получаю изображения сравнимого с ними качества, но при этом на карте памяти помещается 520 изображений. Теперь я не могу оправдываться тем, что менял пленку в момент, когда произошло нужное событие. Также здорово, что можно работать с ISO до 6000, но качество при этом остается на уровне. Да, появляется немного шума, но это не так критично. Сочетая высокие значения ISO со вспышкой и различными техниками съемки, вы можете полностью контролировать картинку.

И, конечно же, на задней панели камеры вы видите получившееся изображение, поэтому вам не приходится гадать, какой кадр вы сделали. Для меня это стало настоящим открытием».

A plate containing two frankfurter sausages, a roll, a gherkin and small dishes of sauces sits on a table.
В кафе Landtmann. Вена, Австрия, 2015 год. Мартин считает, что видение мира связано с тем, как человек относится к нему. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro. © Мартин Парр / Magnum Photos

Люди часто говорят о том, что технические нововведения позволяют называть современность «золотым веком фотографии». Считаете ли вы, что это правда?
«И да, и нет. Конечно, можно сказать, что сейчас с технической точки зрения быть фотографом проще, поскольку больше не нужно корпеть над экспозицией и прочими параметрами — камера сделает все за тебя. Но при этом находить уникальные истории и выражать с их помощью свое уникальное видение мира все так же сложно. Это никогда не изменится. Поэтому наличие огромного количества платформ для фотографов и техническая простота создания четких фотографий не означают, что стало легче выражать свои взгляды и создавать тем самым по-настоящему ценные кадры. В некотором смысле, это даже хорошо, поскольку именно это позволяет отличить хороших фотографов от лучших».

Насколько важны для фотографа технические навыки?
«Чтобы продать печатную версию фотографии форматом 50x76 см по цене около 4000 фунтов, необходима печать высокого качества. Поэтому я стараюсь в первую очередь сделать так, чтобы с технической точки зрения печатные версии выглядели красиво на стене, а для этого требуется высокий уровень четкости, отличная цветопередача и баланс цветовой гаммы. Все это должно работать вместе. И если печатная версия выглядит красиво, кто-нибудь обязательно ее купит. Так что я хочу сказать, что я со всей ответственностью подхожу к выбору разрешения кадра и созданию файлов, поскольку стиль должен подкрепляться и техническим исполнением. Это похоже на язык: чем больше глаголов и существительных вы понимаете, тем больше у вас шансов сказать именно то, что вы хотите сказать».

Как вы редактируете файлы на этапе постобработки?
«За всю свою жизнь я ни разу не обрабатывал файлы. Я просто знаю, что фотография выглядит правильно, когда смотрю на нее. Луис, мой редактор, досконально знает мои предпочтения по гамме. Он знает, что мне нравится, какую печатную версию я ожидаю, и поэтому очень редко слышит от меня что-то вроде "Здесь выглядит как-то не так". А если такое и происходит, мы вместе работаем над решением проблемы».

Есть ли у вас какие-либо базовые правила постобработки, которых вы придерживаетесь?
«Не сказал бы, я не делаю цвета еще более насыщенными и стараюсь ничего не вытягивать из кадра, за исключением световых пятен от вспышки, отражений в глазах и подобных вещей. Мы не будем совмещать несколько изображений для создания одного, поскольку я верю в целостность изображения».

Уникальный стиль

A man in a vivid shirt looks through binoculars. In the background are crowds of people standing and sitting, and the towering buildings of Hong Kong behind.
На ипподроме «Хэппи-Вэлли». Гонконг, 2013 год. «Есть много способов фотосъемки людей, и я использую их все», — говорит Мартин. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L USM. © Мартин Парр / Magnum Photos

Вы взаимодействуете с объектами?
«В каждой ситуации все происходит по-разному. Иногда вы взаимодействуете с людьми, а иногда вы просто фотографируете, оставаясь незамеченным. Нельзя сказать, что в отношении этого есть какие-либо правила, поскольку каждая ситуация уникальна. Сейчас я создаю гораздо больше портретов, чем раньше, поэтому в таких случаях я обязательно спрашиваю у людей согласия. Есть много способов фотосъемки людей, и я использую их все».

Есть ли минусы у того, что ваш стиль узнаваем?
«Можно сказать, что он немного шаблонный, и именно поэтому я продолжаю использовать разные приемы съемки. Например, совсем скоро выйдет моя новая книга под названием Beach Therapy (Пляжная терапия), фотографии в которой созданы с помощью телеобъектива. Долгие годы после покупки камеры или объектива я использовал пляж в качестве испытательного полигона. В последнее время я использовал Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM для съемки на пляжах, и за 4 года у меня накопилось множество неплохих работ».

Вы всегда были очарованы Британией. Что вам так нравится в ней?
«Думаю, она очень разнообразна и интересна, да я и сам британец. Один из главных вопросов для меня — как запечатлеть особенности нашей сумасшедшей нации посредством фотографий? Это очень сложная задача».

Что мотивирует вас продолжать работу? Любопытство?
«Думаю, да. Я восхищаюсь миром, в котором мы живем, и всегда радуюсь, когда мне удается отразить его в своих изображениях. Это довольно трудно, но я увлечен этим процессом не меньше, чем 50 лет назад. В этом весь я».

Автор: David Clark


Оборудование Мартина Парра

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

A Canon EOS 5D Mark IV DSLR on a black background.

Фотокамеры

Canon EOS 5D Mark IV

Камера EOS 5D Mark IV подходит для любых условий съемки благодаря широкой функциональности. «Я не очень пристально слежу за технологиями, но мне нравится ее эргономика и внешний вид, — говорит Мартин. — Это интуитивно понятное устройство. Бывают моменты, когда я работаю с другими камерами, но держать в руках эту удобнее всего».

Canon EOS 5DS R

Камера, созданная для обеспечения потрясающего качества изображения, с разрешением 50,6 МП и подавлением фильтра нижних частот для максимальной резкости датчика камеры. Мартин говорит, что использует ее для коммерческой съемки и других сфер, где нужны файлы большого формата.

Объективы

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Постоянная диафрагма f/2.8 позволяет делать отменные фотографии даже при слабом освещении и легко контролировать глубину резкости.

Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM

Усовершенствованная технология стабилизатора изображения (IS) с эффектом, эквивалентным трем ступеням выдержки делает объектив EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM идеальным зум-телеобъективом для съемки в условиях недостаточной освещенности и при длительной выдержке без сотрясения камеры.

Принтер

Принтер Canon imagePROGRAF PRO-4000

Широкоформатный принтер для фотографической и художественной печати в формате 44" с непревзойденной производительностью и высочайшей надежностью. «Мой главный источник дохода — продажа печатных версий фотографий, и я обожаю принтер Canon imagePROGRAF PRO-4000».

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас