СТАТЬЯ

Морские птицы: Фергус Кеннеди рассказывает о съемке рифовых мант

Фергус Кеннеди плыл совсем рядом с «инопланетного вида» рифовыми мантами во время съемки видеосюжета об этих созданиях в формате 4K на камеру Canon EOS 5D Mark IV с боксом для подводной съемки. Снято на камеру Canon EOS 7D Mark II с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM. © Саид Рашид

Подводный мир поражал воображение фотографа и видеографа Фергуса Кеннеди с самого детства. Поэтому когда ему представился шанс поработать над съемками рифовых мант — дружелюбных скатов, получивших прозвище «морских птиц» благодаря сходству боковых плавников с крыльями, — у побережья национального парка Комодо в Индонезии, он сразу же согласился.

«Начиная примерно с четырех лет мне всегда хотелось находиться под водой, — говорит Фергус, специалист по биологии моря, который теперь посвящает большую часть своего времени созданию фотографий и видео о природе. — В частности, подводный мир интересовал меня именно благодаря таким необычным существам, как манты. Дайвинг был для меня настоящим приключением. Я впервые серьезно занялся видеосъемкой, когда решил запечатлеть движение обитателей подводного мира».

В рамках этих съемок на выезде для журнала Outdoor Photography Фергус и его коллеги из продюсерской компании Verri Media имели в своем распоряжении пять дней, чтобы запечатлеть в 4K рифовых мант, которые не достигают размеров океанических мант, но все равно впечатляют Фергуса. «Манты — это создания, которых я всегда считал особенными, — говорит он. — Есть в их внешнем виде и движениях нечто такое, что не похоже ни на что другое на Земле… Я хотел запечатлеть их внеземную природу».

Сначала съемочной группе требовалось найти мант, что заняло у их проводника некоторое время — так же, как и у Фергуса для съемок комодских варанов на острове Ринча. Далее им предстояло бороться с сильными течениями и отправляться на глубину по четыре раза в день, чтобы по максимуму воспользоваться имеющимся временем.

Christian Ziegler’s

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

«Каждый день мы просыпались, пили кофе, на час отправлялись под воду, а потом поднимались на поверхность и завтракали, — говорит Фергус. — Между погружениями нужно делать перерыв на декомпрессию: это необходимо для того, чтобы снизить уровень азота в крови (и избежать опасной декомпрессионной болезни, также известной как кессонная болезнь). Затем мы погружались еще раз. Во время перерывов бывали моменты, когда я доставал карту памяти, делал резервную копию и смотрел материалы, потому что во время погружения происходило нечто особенное».

Раньше Фергус использовал для подводной фото- и видеосъемки разные камеры, но под водой работать с двумя камерами гораздо сложнее. «Canon EOS 5D Mark IV стала моей первой камерой, которая позволяет записывать качественное видео и создавать отменные фотографии, что очень удобно в путешествиях», — объясняет он и добавляет, что наличие всего лишь одной цифровой зеркальной камеры вместо тяжелой кинокамеры «серьезно снижает стоимость провоза дополнительного багажа».

Two divers stand on a seabed, pointing their cameras up at a huge reef manta ray swimming above them.
Рифовая манта пикирует к морскому дну, а Фергус и его напарники из Verri Media снимают ее на камеру. Рифовые манты зачастую живут недалеко от побережья, в основном возле коралловых и скалистых рифов, где они питаются дрейфующими организмами — зоопланктоном. Снято на камеру Canon EOS 7D Mark II с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM. © Саид Рашид

Что касается объективов, Фергус отмечает: «Под водой я стараюсь либо использовать широкоугольный объектив с эффектом "рыбий глаз" (такой как Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM или Canon EF 11-24mm f/4L USM, оба отлично подходят для съемки под водой), либо снимаю в режиме макро с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM. У меня есть бокс для подводной съемки с куполовидным стеклянным портом (23 см) на передней части. Во время погружений мы использовали два источника света яркостью 10 000 люмен для видеосъемки».

Для макрорежима он менял куполовидный порт на переднем конце объектива на плоский (который позволяет более точно выполнять фокусировку). Для создания некоторых видеоматериалов Фергус также использовал небольшой монитор HDMI для подводной съемки, который позволяет более четко выстраивать композицию кадра.

Преодоление трудностей, связанных с подводной съемкой

Во время подводной съемки главной трудностью были постоянно меняющиеся на разной глубине условия освещения. «Большой проблемой стал баланс белого, поскольку цвет света очень сильно отличается. На большой глубине свет становится более синим, а морская вода работает как фильтр, искажая все остальные цвета спектра. Поэтому я нанес немного оранжевого фильтрующего геля, называемого волшебным фильтром, на держатель фильтра в задней части объектива. Это позволило несколько скорректировать цвет и успешно выполнить фильтрацию чрезмерно насыщенного синего цвета».

A coral reef has small orange fish, some striped fish and purple fish swimming around it.
Во время поиска рифовых мант Фергус и его напарники также фотографировали и снимали на видео морскую жизнь возле кораллового рифа в национальном парке Комодо. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 11-24mm f/4L USM. © Фергус Кеннеди

Фергус также рекомендует вручную выставлять баланс белого при каждом изменении глубины во время погружения, а также при необходимости выполнять сброс баланса белого для коррекции цветовых оттенков.

В один из последних дней съемки группе удалось подобраться совсем близко к рифовой манте на относительно небольшой глубине. Фергус отмечает: «Мы снимали все в режиме Canon Log, который хорошо подходит для подводной съемки, поскольку часто (особенно на малой глубине) сквозь толщу воды проходит слишком яркий солнечный свет, который остается заметен в верхней трети или четверти кадра. Ближе к морскому дну обычно становится темнее, поэтому широкий динамический диапазон и C-Log (с максимальным динамическим диапазоном в 12 ступеней) очень полезны при съемке в таких условиях».

A large hawksbill turtle is seen swimming past some coral, with divers carrying lights and cameras in the background.
Морская черепаха бисса наслаждается тропическими водами рядом с рифовыми мантами. Для освещения объектов на такой глубине Фергус использовал два источника света яркостью 10 000 люмен для видеосъемки, которые на этой фотографии видно на заднем плане. Снято на камеру Canon EOS 7D Mark II с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM. © Саид Рашид

Фергус говорит, что еще одним преимуществом Canon EOS 5D Mark IV во время съемки видео 4K под водой был кроп-фактор. «В первую очередь, дело в сверхширокоугольном объективе Canon EF 11-24mm f/4L USM. Как только вы начинаете снимать видео 4K, кроп 1,7x превращается в полезный зум для подводной съемки: в широкоугольном режиме он выдает около 17 мм, что делает его объективом с фокусным расстоянием примерно 17–40 мм».

«Он действительно универсальный — можно использовать широкий угол и создавать атмосферные изображения коралловых рифов или крупных мант, которые плавают совсем близко от вас, а затем использовать зум для создания крупных планов рыб или кораллов на большем фокусном расстоянии».

A fisheye lens shot shows an aerial view of a boat’s deck, taken from above.
Судно, на котором Фергус и съемочная группа жили четыре дня. На борту судна группа просматривала отснятые кадры, здесь же прошел первоначальный этап редактирования, а затем коллеги Фергуса из Verri Media выполнили более сложные процессы обработки материала в профессиональной студии по возвращении домой. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM. © Фергус Кеннеди
A colourful banded cleaner shrimp is shown close-up, in among pink coral.
Помимо снимков крупных морских созданий, сделанных с помощью широкоугольного объектива, Фергус использовал макрообъектив для съемки мелких обитателей рифа. Эта креветка-боксер счищает ороговевшие ткани, водоросли и паразитов с более крупных морских существ. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM. © Фергус Кеннеди

Фергус и съемочная группа на протяжении всего процесса съемок жили и спали на судне, поэтому в конце каждого рабочего дня им удавалось найти некоторое время на редактирование материала. «У нас был доступ к электричеству, поэтому мы включали ноутбуки и занимались редактированием, — вспоминает он. — Здорово, когда есть возможность вставить карту в компьютер, выполнить цветокоррекцию и проверить, соответствует ли материал ожиданиям».

«Длительных перерывов в работе практически не было — мы либо находились под водой, либо редактировали, а под водой очень много времени уходит на работу с оборудованием, поскольку даже такие простые вещи, как смена объектива, требуют гораздо больше усилий, чем те же операции на суше. Для настройки зума и фокусировки при работе с боксом необходимо менять порты и шестерни».

Несмотря на то, что Фергус смог, наконец, исполнить свою мечту и поснимать мант, он хочет вернуться и запечатлеть этих прекрасных морских созданий во всей красе. «Всегда можно подобрать освещение получше или оказаться в более удачных для съемки условиях, — говорит он. — Это часть жизни фотографа; у меня всегда есть желание вернуться в то же место и поснимать снова».

Автор: Steve Fairclough


Оборудование Фергуса Кеннеди

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Fergus Kennedy is underwater in goggles and diving gear, though he has removed his breathing mask to smile for the camera. Behind him is a manta ray and two other divers.

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. Непрерывная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение высокой четкости.

Объектив

Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM

Высококлассный объектив с фиксированным фокусным расстоянием оснащен системой стабилизации изображения, располагает возможностями реалистичного отображения объектов съемки в режиме макро (до 1,0x) и обеспечивает малую глубину резкости для создания красивого эффекта боке.

Объектив

Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM

Этот зум-объектив L-серии с эффектом «рыбий глаз» позволяет создавать как стандартные полнокадровые, так и круглые изображения, и сочетает превосходное качество изображения с широким углом обзора.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас