ИСТОРИИ

Жизнь после утраты: вдовы-изгои в объективе Эми Тоензинг

Вдовы Ранджана (слева) и Лалита (справа), одетые в яркие одежды, стоят на входе в ашрам Мерра Сехбхагини Махила, который поддерживается государственной организацией Sulabh International. Вриндавана, Индия, 21 ноября 2013 года. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

Дискриминация, бедность, жестокость и даже смерть угрожают многим женщинам по всему миру с момента смерти их мужа. Американский фотожурналист Эми Тоензинг четыре года отдала проекту, посвященному жизни этих женщин.

В Индии считается, что вдова приносит семье несчастье. От них отрекаются семьи, их отвергает общество, и все, что им остается, — это жить в общинах и просить милостыню на улицах городов. Но многие женщины сопротивляются такому положению дел — они ярко одеваются, носят украшения и не скрываются от общества.

«В Индии, особенно в более традиционных сообществах, считается, что вдова должна носить белые одежды, — говорит Эми. — Я встретила женщину, которая носила очень красочное и яркое сари, и я помню, как спросила ее, почему она это делает. Женщина ответила: "В Индии говорят, что у вас будет неудачный день, если вы с утра увидите женщину в белом". Она не хотела, чтобы другие считали ее причиной своих неудач. Такие сильные женщины, как она, и стараются изменить положение вещей».

Bangladeshi Bhakti Dashi, aged 75 years, is pictured by Amy Toensing wearing white robes to denote her status as a widow, as she walks through the Nabadwip Bhajan Ashram in West Bengal, India, where she has lived since Bangladesh Independence around 25 years ago.
75-летняя Бхакти Даши из Бангладеш живет в задней части ашрама Набадвип Бхаджан с самого провозглашения независимости республики. Снято 5 апреля 2016 года в городе Набадвип, штат Западная Бенгалия, Индия. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

Смелость этой женщины заслуживает уважения не только по причине ее горькой утраты, но также и потому, что еще в детстве она была продана в прислуги, а затем была насильно отдана замуж. Ее жизнь полна невзгод. Когда она, уже будучи «испорченной», вернулась в свою деревню, ее изгнали. Многие вдовы в Индии отправляются жить в ашрамы — религиозные общины — и просят милостыню, чтобы иметь возможность заплатить за крышу над головой.

«Она не могла ничего поделать с тем, что ее семья продала ее в возрасте 9 лет другой семье, — говорит Тоензинг. — Если бы этого не произошло, ее жизнь могла бы быть лучше. В результате она не смогла ничего сделать и стала частью тех событий, которые произошли вокруг нее, просто потому, что она женщина. Родители не стали бы делать такое со своим сыном. Это одна из тех вещей, которые просто в голове не укладываются».

В своем стремлении рассказать истории этих женщин Тоензинг приступила к работе над долгосрочным проектом о вдовах Индии, Уганды и Боснии, над которым она работает с 2013 года, используя камеры Canon EOS 20D, EOS 5D Mark II и EOS 5D Mark III. Идея проекта под названием «Вдовство» появилась в 2005 году, когда она путешествовала по Непалу. Во время поездки в Индию, где в некоторых общинах вдовы должны весь остаток своей жизни провести в скорби, она фотографировала женщин, которые становились изгоями после смерти своих мужей, и общалась с ними. Это положило начало будущему проекту.

Bidya Sundari Devnath, a 76-year-old widow who lives in a tin shack, pulls up her sari as she steps out of the Ganges River after a bath. Photographed by Amy Toensing at Nabadwip, West Bengal, India.
Город Набадвип, штат Западная Бенгалия, Индия, 5 апреля 2016 года. Бидья Сундари Девнатх, 76-летняя вдова, моется в реке Ганг. Она живет в лачуге из металлических листов прямо напротив домов ее сыновей, находящихся на другом берегу. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

«Я очень много думала над этой идеей, но работать над проектом начала только в 2013 году, когда получила грант от Пулитцеровского центра освещения кризисов, — вспоминает Эми, в портфолио которой есть регулярные проекты для National Geographic, а также проекты для New York Times, The Wall Street Journal, Newsweek и журнала Time. — Мы с писателем предложили эту историю и месяц провели в Индии, работая над ней. Мы вернулись с большим количеством материала, после этого я отправила результаты в National Geographic, и они одобрили наш проект. На тот момент мы осветили только Индию. С помощью National Geographic мы расширили проект и смогли пролить свет на ситуацию в Боснии и Герцеговине, а также в Уганде».

Widow Christine Namatovu sits on a bed with her son Andrew’s head on her lap in their home in Mukono District, Uganda, which she had to fight to keep when her husband died in 2014 – land grabs are common and widows’ property is often targeted.
Кристин Наматову с сыном Эндрю в доме, за который ей пришлось бороться после смерти мужа в 2014 году. Снято 28 июня 2016 года в районе Муконо, Уганда, где захват земли является частым явлением. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

Вдова в Уганде может потерять детей, дом, землю, достоинство и даже жизнь. Законы Уганды предписывают равноправие мужчин и женщин в отношении наследства, но в местном обществе укоренилась «культура» жестокого захвата земли и собственности. В этой связи многие овдовевшие женщины оказываются изгоями общества и лишаются всего, что у них было.

Эми говорит, что после резни в Сребренице 1995 года, во время которой более 7000 боснийских мужчин и мальчиков были убиты, вся общественная структура в Боснии и Герцеговине претерпела серьезные изменения. Женщины стали главами семей, и многие из них с тех пор борются за права жертв геноцида. Эми проводила время с женщинами, которые помнили о событиях Боснийского конфликта, и их воспоминания заставили ее пережить «моменты полных отчаяния мыслей о нашем обществе и человечестве в целом». Несмотря на это она неустанно работала над тем, чтобы показать силу, смелость и стойкость этих женщин.

 A woman in a headscarf cuts a lonely figure as she overlooks caskets containing the remains of 136 men and boys awaiting burial at the memorial grounds of Potočari, Bosnia and Herzegovina, some 20 years after the 1995 Srebrenica Massacre of Bosnian Muslim men, which left thousands of women widowed.
Через двадцать лет после резни в Сребренице 1995 года, когда вооруженные отряды Сербии убили больше 7000 мужчин и мальчиков, являвшихся боснийскими мусульманами, гробы с останками 136 погибших ожидают захоронения в мемориальном центре Поточары. Босния и Герцеговина, 10 июля 2015 года. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

«На мне лежит очень большая ответственность перед теми, кого я снимаю, — говорит она. — Мне необходимо показать их достоинство, необходимо раскрыть их истории, необходимо выслушать их, и я очень надеюсь, что они довольны тем, как я передаю их образ и отражаю историю их жизни. Вся моя работа — это сотрудничество, и в ней присутствует фактор участия: чтобы вашу историю услышали люди, вам нужно сперва ее рассказать».

Мне необходимо показать достоинство тех, кого я снимаю… и выслушать их историю.

Проекты Эми всегда основаны на серьезных исследованиях, и проект «Вдовство», который был представлен на международном фестивале фотожурналистики Visa pour l’Image, прошедшем в Перпиньяне в этом году, не является исключением. Газетные статьи, интервью и даже романы стали полезными источниками информации, которые помогли ей в тот или иной период времени. «Мне нравится погружаться в исследование, — говорит она. — Мне действительно хочется найти в истории лирическую составляющую, и я пишу о ней, чтобы взглянуть на все со стороны. Я использую поток сознания, чтобы понять, в чем суть истории».

Asha Lata from West Bengal, is captured by Amy Toensing begging in the busy streets outside Banke Bihari Temple in Vrindavan, India. Asha, who was married at 13, came to Vrindavan 40 years ago when her husband died.
22 марта 2016 года. Аша Лата из Западной Бенгалии просит милостыню возле храма Банке-Бихари в городе Вриндавана, Индия. Аша была отдана замуж в 13 лет; 40 лет назад ее муж умер, и она пришла в Вриндавану. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

По словам Эми, проекты для National Geographic должны иметь серьезную визуальную составляющую, поэтому в рамках своего проекта она для каждой страны старалась подобрать отдельную тему или ключевые слова. В Индии она сделала акцент на красоте и женственности, поскольку почувствовала, что местные вдовы, с которыми она проводила время, в первую очередь теряют именно это. Эти женщины не могут уйти от своей тяжелой судьбы, но Эми стремилась показать, что каждая из них является сильной и женственной личностью.

Я очень хотела сделать акцент именно на этом, ведь все они остаются прекрасными людьми

«Все они были по-настоящему женственны, но с течением времени клеймо вдовы все больше разрушало их женские образы, — говорит она. — Я очень хотела сделать акцент именно на этом, ведь все они по-прежнему остаются прекрасными людьми».

A striking aerial perspective from Amy Toensing shows 62-year-old widow Ganga Chowdhury, bathing in the village pool in Rameswarpur village, West Bengal, India.
10 апреля 2016 года, штат Западная Бенгалия, Индия. Ганга Чоудхури, 62-летняя вдова, моется в пруду в деревне Рамесварпур. Ганга живет в бамбуковой постройке на земле, унаследованной от матери. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

Чтобы узнать больше о камере Canon EOS 5D Mark III, перейдите на страницу продукта.

Автор: Gemma Padley


Команда Canon Professional Services

Члены команды имеют доступ к поддержке CPS в своей стране и на крупных мероприятиях, право на приоритетный ремонт и — в зависимости от вашего уровня участника — бесплатную аренду резервного оборудования.

Присоединяйтесь

Узнать больше

Canon Professional Services