ОБЪЕКТИВЫ

Конвертеры для съемки крупным планом

Для съемки крупным планом не всегда нужен специальный макрообъектив. Узнайте о конвертерах для съемки крупным планом, которые крепятся к передней части имеющегося объектива камеры и позволяют фокусироваться на меньших расстояниях, чем обычно.
Конвертеры для съемки крупным планом не присоединяются к креплению объектива камеры, а ввинчиваются в резьбу для фильтра на передней части объектива камеры. Из-за этого их иногда называют фильтрами крупного плана. Однако, поскольку они не фильтруют свет, это не совсем корректно. Также можно заметить, что их называют дополнительными объективами, поскольку они используются в дополнение к другому объективу.

Как бы их ни называли, конвертеры для съемки крупным планом не занимают много места, но могут расширить возможности объективов, позволяя им фокусироваться ближе, чем обычно, как если бы вы прикрепили увеличительное стекло. Это идеальный аксессуар для путешествия налегке.

За прошедшие годы компания Canon создала ряд различных конвертеров для съемки крупным планом с двумя конструкциями — одноэлементной и двухэлементной. Двухэлементный тип обозначается буквой D. Оба типа доступны с различными фокусными расстояниями, включая 240 мм, 250 мм, 450 мм и 500 мм — этот параметр определяет увеличение. Также они могут иметь различные размеры резьбы для фильтра, например 52 мм, 58 мм, 72 мм и 77 мм, однако не все варианты фокусного расстояния и размера резьбы доступны.

Наиболее важным фактором при выборе конвертера для съемки крупным планом является качество, которое зависит от конструкции. Одноэлементные конвертеры для съемки крупным планом относительно недорогие и подходят для периодического использования, однако они не так хороши, как их двухэлементные эквиваленты. Проще говоря, все одноэлементные объективы демонстрируют аберрации, как правило, хроматические. С добавлением второго элемента аберрации двух элементов нейтрализуют друг друга. Получившийся двухэлементный или «двухлинзовый» объектив не избавлен от аберраций полностью, но обычно он намного лучше, чем одноэлементный объектив.

Повышение качества особенно заметно по краям изображения. Таким образом, при съемке цветка, когда объект большей частью находится в центре кадра, подойдет и одноэлементный конвертер для съемки крупным планом. Однако при съемке плоского объекта, который простирается до краев кадра, например открытки или марки, двухлинзовый объектив даст гораздо лучшую резкость по краям, особенно при широкой диафрагме.
Крохотный жук на листике крупным планом.

Конвертер для съемки крупным планом помогает заполнить объектом весь кадр, а его преимуществом является то, что он не уменьшает количество света, попадающего на датчик камеры. Таким образом, можно сохранить короткую выдержку, чтобы уменьшить последствия дрожания камеры и движения объекта.

Конвертер для съемки крупным планом 77 мм Canon 500D.

Конвертер для съемки крупным планом Canon 500D (не путать с камерой EOS 500D) поставляется с различными размерами резьбы для разных объективов. Он подходит для объективов с резьбой для фильтра 77 мм, например Canon EF 16-35mm f/4L IS USM.

Палец указывает на символ в верхней части камеры (круг с линией, проходящей через него), обозначающий положение датчика.

У большинства камер на верхней части корпуса есть символ, указывающий положение датчика. Он помогает определить расстояние фокусировки, которое при съемке крупным планом сильно отличается от расстояния между объектом и передней частью объектива.

Факты и данные

Если на объектив камеры установлен конвертер для съемки крупным планом, он работает как очки для чтения для дальнозоркого человека. Камера больше не сможет фокусироваться на бесконечности, но у нее будет четкая видимость объектов вблизи, которые ранее находились за пределами диапазона фокусировки. В целом, конвертер для съемки крупным планом Type 250D предназначен для объективов камер с фокусным расстоянием от 35 до 135 мм. Однако качественные результаты возможны при использовании конвертеров для съемки крупным планом с фокусным расстоянием за пределами этого диапазона.

Сила конвертеров для съемки крупным планом иногда выражается в диоптриях. Оптическая сила рассчитывается путем деления 1000 на фокусное расстояние конвертера для съемки крупным планом. Таким образом, объектив Type 250 имеет оптическую силу +4 диоптрии.

Рабочее расстояние — это расстояние между передней поверхностью конвертера для съемки крупным планом и точкой объекта, на которой фокусируется объектив. Не следует путать его с расстоянием фокусировки, которое представляет собой расстояние между фокальной плоскостью и объектом. На большинстве камер положение этой пленки или датчика обозначается на верхней части корпуса с помощью символа — круга с линией, проходящей через него. При использовании конвертера для съемки крупным планом, установленного на телеобъектив, разница между двумя расстояниями может быть значительной.

Расстояние фокусировки необходимо для некоторых расчетов при съемке крупным планом, в то время как рабочее расстояние дает возможность узнать, каково расстояние между передней частью камеры и объектом, позволяя расположить любые источники освещения.

Обычно при съемке крупным планом не рекомендуется использовать вспышку Speedlite на камере. Во-первых, минимальное рабочее расстояние для большинства вспышек Speedlite составляет около 0,7 метра. Во-вторых, разница в положении вспышки Speedlite и объектива на минимальном расстоянии означает, что большая часть света от вспышки может не попадать на основную часть объекта. Даже при использовании вспышки Speedlite с головкой вспышки, которую можно наклонить на небольшой угол, существует риск того, что объект окажется в тени, отбрасываемой объективом.

Одним из решений является использование Speedlite в качестве выносной вспышки, подключенной к камере по беспроводной сети или через кабель выносной колодки. Расположив вспышку Speedlite подальше от «горячего башмака», можно наклонить ее так, чтобы свет попадал прямо на объект. Также можно переместить вспышку Speedlite назад (на расстояние до 60 см от камеры с помощью кабеля выносной колодки), чтобы вернуть ее в нормальный рабочий диапазон. Использование вспышки вдали от камеры обеспечивает более качественное текстурное освещение объекта.

Также встроенная вспышка камеры не подходит для многих снимков крупным планом из-за риска частичного перекрытия освещенности оправой объектива.

Для простых снимков с конвертером для съемки крупным планом лучше всего подходит дневной свет. Добавление конвертера для съемки крупным планом не влияет на нормальный замер экспозиции камеры, и увеличение экспозиции не требуется. Тем не менее, рекомендуется использовать штатив, чтобы избежать последствий сотрясения камеры при повышенном увеличении.
Плод физалиса на тарелке.

Использованный здесь объектив фокусируется довольно близко, но что, если нужно приблизиться еще ближе? Снято на камеру Canon EOS 250D с объективом EF-S 18-55mm f/4-5.6 IS STM и следующими параметрами: 55 мм, 1/4 сек., f/11 и ISO 200.

Плод физалиса на тарелке крупным планом.

Тот же объектив с конвертером для съемки крупным планом Canon 500D обеспечивает существенное увеличение без потери качества изображения. Снято на камеру Canon EOS 250D с объективом EF-S 18-55mm f/4-5.6 IS STM, конвертером для съемки крупным планом 500D и следующими параметрами: 55 мм, 1/4 сек., f/11 и ISO 200.

Расчет увеличения

При установке конвертера для съемки крупным планом на объектив камеры увеличивается максимальный размер получаемого изображения. Размер изображения по сравнению с размером объекта называется увеличением (даже если изображение обычно меньше объекта).

Например, если размер изображения составляет одну десятую размера объекта, увеличение составляет 0,1x. Если изображение составляет половину размера объекта, увеличение составляет 0,5x. Если изображение и объект одного размера, увеличение составляет 1x.

При использовании конвертера для съемки крупным планом очень легко рассчитать увеличение для объектива камеры, установленного на бесконечную фокусировку. Просто разделите фокусное расстояние объектива камеры на фокусное расстояние конвертера для съемки крупным планом.

Увеличение = фокусное расстояние объектива камеры / фокусное расстояние конвертера для съемки крупным планом

В целях удобства фокусное расстояние конвертера для съемки крупным планом указано в его названии. Таким образом, если использовать объектив камеры 100 мм с конвертером для съемки крупным планом Type 250D, увеличение при фокусировке на бесконечность составляет 100/250 или 0,4x. Тот же конвертер для съемки крупным планом с объективом 200 мм даст увеличение 0,8x.

При использовании зум-объектива необходимо выполнять расчет на основе выбранной настройки зума. Например, объектив Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM можно использовать с конвертером для съемки крупным планом Canon 58mm 250D. При использовании крайнего положения диапазона зумирования 55 мм вы получите увеличение 55/250 = 0,22x. При зумировании до крайнего положения диапазона 250 мм увеличение составит 250/250 = 1x.

Как можно увидеть, увеличение возрастает вместе с фокусным расстоянием объектива камеры. Если объектив камеры сфокусирован ближе, чем его установка на бесконечность, можно получить даже более значительные увеличения.

Увеличение при различных настройках фокусировки

Итак, как можно определить увеличение, которое дает конвертер для съемки крупным планом при установке на объектив на определенном расстоянии фокусировки? После установки конвертера для съемки крупным планом задайте желаемое значение фокусировки на объективе камеры (наилучшие значения — максимальное или минимальное).

Возьмите линейку с отчетливой шкалой в миллиметрах. Расположите линейку под прямым углом к оси объектива и перемещайте камеру перед ней вперед и назад, пока шкала на линейке не станет четкой. Переместите центр видоискателя на середину шкалы так, чтобы миллиметровые отметки проходили по крайней мере по всей ширине рамки. (Не пытайтесь совместить нулевую точку линейки с краем видоискателя — из-за ошибки параллакса и разницы между рамкой изображения и полем зрения видоискателя существует риск получить зазор между краем рамки и началом шкалы.) А теперь сделайте снимок.

Взгляните на результат и посчитайте количество видимых миллиметров. Допустим, их 72. Ширина полнокадрового датчика — 35,9 мм, поэтому увеличение составляет 35,9, деленное на 72, что равняется 0,499. Таким образом, увеличение для этой настройки составляет 0,5x.
Столовая вилка на темной рабочей поверхности с заметными многочисленными царапинами.

Без дополнительного конвертера для съемки крупным планом нам удалось максимально сфокусироваться примерно настолько. Снято на камеру Canon EOS 250D с объективом EF-S 18-55mm f/4-5.6 IS STM и следующими параметрами: 48 мм, 0,4 сек., f/16 и ISO 200.

Столовая вилка на темной поцарапанной рабочей поверхности крупным планом.

С использованием того же объектива Canon EF-S 18-55mm f/4-5.6 IS STM на 48 мм в сочетании с конвертером для съемки крупным планом Canon 500D, согласно нашей формуле, увеличение составляет 48/500 = 0,1x. Конвертеры для съемки крупным планом более эффективны при использовании с объективами с большим фокусным расстоянием, а не с малым.

Конвертер для съемки крупным планом или удлинительный тубус?

Если вы путешествуете и место в вашей сумке ограничено, значительно более компактный конвертер для съемки крупным планом может оказаться предпочтительнее, чем удлинительный тубус. В остальном выбор во многом зависит от того, какие объективы у вас есть и какого увеличения вы желаете добиться. Конвертеры для съемки крупным планом более эффективны при использовании с объективом камеры с большим фокусным расстоянием, а не с малым. Эффект удлинительных тубусов противоположен — в этом случае степень увеличения уменьшается по мере увеличения фокусного расстояния объектива камеры. На практике удлинительные тубусы эффективнее с короткофокусными объективами (например, до 100 мм), тогда как конвертеры для съемки крупным планом эффективнее с длиннофокусными объективами.

Когда требуется большее рабочее расстояние, как правило, лучше всего сочетать телеобъектив с конвертером для съемки крупным планом. При использовании удлинительного тубуса с широкоугольным объективом может оказаться, что необходимо работать крайне близко к объекту, чтобы сфокусироваться на нем. Кроме того, в отличие от удлинительных тубусов, конвертеры для съемки крупным планом не снижают количество света, попадающего на датчик. Когда необходима достаточно короткая выдержка или закрытая диафрагма (или и то, и другое), это может иметь критическое значение.

Если у вас есть длиннофокусный зум-телеобъектив, использование конвертера для съемки крупным планом будет эффективным — с практической точки зрения это более выигрышный вариант, чем использование удлинительных тубусов с телеобъективом. При использовании удлинительных тубусов с зум-объективами вы обнаружите, что фокус меняется при увеличении и уменьшении зума, а это означает, что придется постоянно менять фокусировку. При работе с конвертерами для съемки крупным планом такая проблема отсутствует. После выполнения фокусировки можно изменить композицию, увеличивая и уменьшая зум, так же, как и при любом обычном зумировании. Всегда используйте камеру на штативе — повышенное увеличение также усилит последствия сотрясения камеры.

Если у вас есть макрообъектив, вы можете эффективно использовать конвертер для съемки крупным планом, чтобы добиться еще большего увеличения, хотя конвертер для съемки крупным планом обычно теряет эффективность при более коротких фокусных расстояниях (менее 35 мм). Если вам требуется по-настоящему большое увеличение, попробуйте использовать макрообъектив + удлинительные тубусы + конвертер для съемки крупным планом.

Автор Angela Nicholson


Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro