СТАТЬЯ

13 лет спустя: EOS 5D Mark IV проливает свет на угасающую традицию Китая

Two elderly Chinese cormorant fishermen sit in their boats in near darkness. One has a cormorant sitting on his shoulder. Taken by Joel Santos on a Canon EOS 5D Mark IV.
Традиционная ловля рыбы с помощью бакланов известна в Китае уже более 600 лет. Фотограф Джоэл Сантос, который с 2006 года уже несколько раз навещал этих рыбаков, отправился в очередную поездку с камерой Canon EOS 5D Mark IV, чтобы на этот раз запечатлеть их промысел в более сложных условиях съемки. «Динамический диапазон и чувствительность ISO были улучшены, поэтому камера лучше справляется с задачей при слабом освещении», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM и следующими параметрами: 24 мм, 1/320 сек., f/2.8 и ISO 3200. © Джоэл Сантос

Пожилой рыбак сидит на бамбуковом плоту, работая при свете газовой лампы, пока птица возле него ныряет в воду. Эта необычная пара — человек и баклан — вместе рыбачат, совсем как их предки из средневекового Китая рыбачили 600 лет назад. Однако в результате стремительной модернизации страны река Ли в провинции Гуанси стала туристическим центром. Наряду с нехваткой интереса среди молодых поколений это привело к угасанию этого традиционного ремесла.

Для амбассадора Canon Джоэла Сантоса, который за 13 лет установил тесную связь с местными жителями, документируя их образ жизни, шестое путешествие стало одной из последних возможностей запечатлеть рыбаков с бакланами. Он вместе с камерой Canon EOS 5D Mark IV отправился в Гуанси, чтобы создать лучший проект в своей карьере.

«Идея заключалась в том, чтобы отправиться в знакомое место, которое уже является знаковым в моих работах, и максимально эффективно воспользоваться технологическими преимуществами новых камер, датчиков изображения и объективов, — говорит Джоэл. — В то же время я пытался по-новому раскрыть что-то из того, что уже фотографировал множество раз».

Он впервые запечатлел рыбаков в 2006 году, и уже тогда был очарован их ролью связующего звена между традициями и современностью. Двое из тех, кого он фотографировал, — это братья Хуан Юэ Мин и Хуан Юэ Чан, одни из шести последних рыбаков старого стиля в этом регионе. Им уже за 90, и они рыбачат с подросткового возраста.

«Это история всей их жизни, — говорит Джоэл. — Но скоро одна из наиболее красивых историй последних 600 лет станет лишь воспоминанием. Это была одна из последних возможностей запечатлеть настоящих рыбаков, которые занимаются этим не ради туризма».

Когда Джоэл впервые фотографировал их, у него с собой были две цифровые камеры Canon старого поколения — Canon EOS 350D и Canon EOS 20D. «Мне нужно было думать об ISO, поскольку те камеры не так здорово справлялись со съемкой при слабом освещении, — объясняет Джоэл. — Поэтому мне приходилось немного ждать после рассвета солнца и завершать съемки еще до заката».

«В эту поездку я взял с собой EOS 5D Mark IV и целый ряд объективов L-серии, чтобы по-настоящему испытать свои возможности по работе в условиях нехватки света. Также я хотел посмотреть на уровень детализации в тенях и резкость, которую обеспечивают новые, улучшенные объективы L-серии».

A close-up of a cormorant, a drop of water dripping from its beak. Two fishermen in their boats are visible on the river behind, and jagged hills in the background. Taken by Joel Santos on a Canon EOS 5D Mark IV.
По словам Джоэла, в китайской провинции Гуанси осталось всего шесть настоящих рыбаков, которые ловят рыбу с помощью бакланов. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM и следующими параметрами: 24 мм, 1/100 сек., f/2.8 и ISO 200. © Джоэл Сантос
A shot over Joel Santos's shoulder as he photographs a fisherman on his boat with his cormorant.
Съемка на рассвете и закате стала настоящим испытанием возможностей Canon EOS 5D Mark IV по съемке в условиях слабого освещения. © Магали Тарука
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Есть и другая причина, почему эта история имеет для Джоэла особое значение. «Меня привлекает рыбалка, поскольку я живу в Португалии, стране рыбаков, — добавляет он. — Моя семья на протяжении многих поколений связана с океаном, поэтому я восхищаюсь этими людьми и тем, как они справляются с тяготами жизни. Чтобы поймать рыбу, нужно сильно потрудиться».

«Мне кажется, рыбаки в чем-то похожи на фотографов. Я ловлю нужный свет, они ловят себе еду. Поэтому им нужно быть терпеливыми и ждать; они отправляются на рыбалку каждый день, не зная, какого улова стоит ожидать».

«Конечно, от любых других рыбаков мира их отличает то, что они работают в паре с бакланами. Они с раннего возраста дрессируют птиц и надевают бакланам на шею кольцо, чтобы птица могла питаться небольшой рыбой — симбиоз должен быть полезен для обоих — но не могла заглотить большую рыбу; такой улов забирает себе рыбак».

A fisherman sits on his boat holding a lamp. A cormorant sits behind him, its wings spread. Taken by Joel Santos on a Canon EOS 5D Mark IV.
Джоэл впервые запечатлел жизнь этих рыбаков в 2006 году. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM и следующими параметрами: 32 мм, 1/60 сек., f/3.5 и ISO 800. © Джоэл Сантос
A West African child in a dark room illuminated only by an oil lamp she holds, with an older girl visible behind.

Портретные работы Паскаля Мэтра о жизни в Африке без электричества

Фотожурналист рассказал о создании своего удостоенного наград проекта и поделился советом по съемке в условиях слабого освещения.

Съемка при слабом освещении

Пожилые рыбаки гребут веслами, отправляют птиц за рыбой и закидывают сплетенные вручную сети. На рассвете и в сумерках они рыбачат, ставя на свои плоты яркие лампы, что создает сложные условия для фотосъемки.

«Снимать приходится при слабом свете, и это настоящее испытание для камеры, — говорит Джоэл. — Во время предыдущих поездок я также снимал на рассвете и закате, но не мог работать во время сумерек, поэтому небо на снимках всегда было немного более светлым. Динамический диапазон и чувствительность ISO были улучшены, поэтому камера лучше справляется с задачей при слабом освещении, не так сильно засвечивая яркие участки кадра».

«В 2006 году было бы невозможно снимать с чувствительностью ISO выше 400 или 800, но на этот раз большую часть изображений я создал, применяя ISO 1600 и даже 6400. Фотографии получились четкими, а широкий динамический диапазон обеспечил детализацию даже в участках кадра с ярким светом от фонарей рыбаков. Обычно наличие в кадре столь яркого источника света приводит к появлению бликов, потере контрастности и свечению вокруг некоторых объектов, но на этих фотографиях эти недостатки отсутствуют».

Inside his house, one of the fishermen lights a fire. Taken by Joel Santos on a Canon EOS 5D Mark IV.
Рыбаки позволяли Джоэлу проводить время в их домах. По словам фотографа, в знак благодарности людям, которых он снимает, он дарит им фотокарточки, которые печатает на портативном принтере Canon Zoemini. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM и следующими параметрами: 20 мм, 1/200 сек., f/2.8 и ISO 2000. © Джоэл Сантос
Two fishermen stand on their boats, each with a staff over his shoulder. A cormorant perches at the end of one staff and both ends of the other. The entire scene is reflected in the still water.
Стабилизатор изображения в объективах L-серии помог Джоэлу фотографировать даже на речной рыбалке с плота, не волнуясь о возможном сотрясении камеры. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM и следующими параметрами: 22 мм, 1/80 сек., f/3.5 и ISO 1000. © Джоэл Сантос

Джоэл фотографировал не только процесс ловли рыбы, но и домашний быт рыбаков. Он взял с собой в поездку объектив Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM и новый зум-телеобъектив Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM. «Меня действительно впечатлил результат, — вспоминает он. — Он обеспечивает превосходное оптическое качество. Он точный, оснащен стабилизатором и компенсирует наличие бликов — мне очень понравилось работать с ним».

Стабилизатор изображения также стал огромным преимуществом модели Canon EF 85mm f/1.4L IS USM. «С помощью этого объектива я создавал портреты, и он прекрасен, поскольку большинство фикс-объективов не оснащены стабилизацией — это большая редкость. 85-мм объектив имеет очень высокую светосилу, но большую часть времени при съемке с нехваткой света выдержки все равно не хватает для эффективной работы с выбранным фокусным расстоянием».

«В большинстве случаев снимать с выдержкой короче 1/100 секунды не удается, поскольку для этого не хватает света, а без него приходится увеличивать чувствительность ISO до уровня, когда шум на изображении становится слишком заметен. Мне понравилось работать со стабилизатором и использовать эту модель, будто это 50-мм объектив — я устанавливал выдержку 1/50 секунды, и кадры получались четкими».

A fisherman in the middle of a river casts his net. Three cormorants sit on his boat. Taken by Joel Santos on a Canon EOS 5D Mark IV.
Изначально Джоэл хотел приехать к реке Ли еще 23 года назад после того, как увидел кажущиеся поддельными фотографии этих мест. Теперь он лично создал легендарные и при том аутентичные изображения. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 28 мм, 1/2000 сек., f/5 и ISO 100. © Джоэл Сантос

Съемка видео 4K

Джоэл и его жена Магали Тарука, которая также является фотографом и отправилась с ним в путешествие для съемки закадровых материалов, испытали в деле возможности камеры EOS 5D Mark IV по съемке видео 4K. «Я никогда не снимал этих рыбаков на видео, поскольку возможности камер по съемке в условиях нехватки света оставляли желать лучшего, так что это был интереснейший опыт. Сложно найти видео с этими рыбаками, потому что съемка таких материалов требует много усилий. Многие из видео записывались с другого плота, в результате чего нам было трудно добиться плавности».

Что касается трудностей при одновременном создании видео и фотографий, Джоэл говорит: «Я пытаюсь перенести эстетику своих фотографий в формат видео. Конечно, эти форматы требуют разного подхода. Приходится использовать разные значения выдержки. Также требуется более высокая чувствительность ISO, поскольку один кадр создается с выдержкой 1/5 секунды, а следующий — уже с выдержкой 1/30 секунды».

«Фотографии значительно отличаются от видео. Но видео — это еще один способ рассказать историю, и я не вижу смысла отказываться от истории, которая дополнит собой мои фотографии».

At night, a man and a woman stand on a boat in the River Li. The woman's arm is raised. Taken by Joel Santos on a Canon EOS 5D Mark IV.
Джоэл запечатлел не только рыбалку, но и увлекательные световые шоу на реке Ли. К сожалению, с начала 2000-х годов эти представления привлекают столько туристов, что это повлияло на традиционный образ жизни в регионе. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM и следующими параметрами: 200 мм, 1/60 сек., f/2.8 и ISO 200. © Джоэл Сантос
A light show on the River Li. People stand on boats in the river, while bright spotlights light the scene. Taken by Joel Santos on a Canon EOS 5D Mark IV.
Захватывающее световое шоу на реке Ли — это в том числе и рабочие места для 5000 человек. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM и следующими параметрами: 200 мм, 1/125 сек., f/2.8 и ISO 2000. © Джоэл Сантос

Истории об изменениях

Вместе документальные сюжеты Джоэла являются массивом, посвященным культурным изменениям в регионе, а история рыбаков обращает внимание зрителя на модернизацию во всех сферах жизни Китая.

«Развитие было особенно быстрым в последние 10 лет; теперь у людей гораздо больше денег, чем когда-либо раньше, — говорит он. — Туризм, в частности внутренний туризм, бьет все рекорды. За те 13 лет, что прошли с момента моей первой фотосессии с этими рыбаками, от традиции остались одни руины, поскольку регион стал привлекать огромный поток туристов».

Эти реалии отражены в ярких изображениях светового шоу, во время которого река Ли усеяна мириадами цветных огней. Под руководством известного китайского режиссера Чжана Имоу, который организовывал роскошную церемонию открытия на Олимпиаде 2008 года в Пекине, это представление сделало Яншуо настоящим магнитом для туристов — шоу было организовано в 2004 году, и теперь круглый год проводится два-три раза в день, обеспечивая работой более 5000 человек.

«Это самая большая сцена в мире, — говорит Джоэл. — Шоу стало настолько знаменитым, что люди толпами едут сюда». Туристы по вечерам ездят к реке, чтобы понаблюдать за ловлей рыбы с бакланами, но все, что они видят, — это лишь постановка, которая далека от настоящей рыбалки, ведь яркий свет, активные движения и шум распугивают всю рыбу».

A fisherman and his cormorant on a boat, photographed from the water level and illuminated only by a lamp on the boat. Taken by Joel Santos on a Canon EOS 5D Mark IV.
С помощью фотографий Джоэл создает воспоминания об образе жизни, который быстро становится частью прошлого. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM и следующими параметрами: 35 мм, 1/30 сек., f/2.8 и ISO 8000. © Джоэл Сантос

«Создавая такие документальные сюжеты, задумываешься о том, как меняется мир, — говорит Джоэл. — Если бы все было, как раньше, мы бы жили в пещерах, но иногда меня пугает то, как многовековые традиции могут кануть в прошлое всего за каких-то 10 лет».

«Я не могу определиться, на чьей я стороне, ведь утеря традиции означает, что мы навечно теряем те или иные познания. Но в то же время эгоистично просить людей оставаться прежними только ради следования традициям».

Что касается последних рыбаков с бакланами, они тоже испытывают смешанные чувства. «Они видят, что туризм положительным образом влияет на их жизнь, поэтому в некотором смысле принимают те изменения в том, что касается традиционной ловли рыбы. Они понимают, почему молодежь не интересуется их ремеслом — у рыбаков была трудная жизнь, и дохода от рыбалки недостаточно для того, чтобы платить за удобства, без которых сложно представить современную жизнь. Но их печалит то, что традиция вскоре может исчезнуть».

Автор Lucy Fulford


Оборудование Джоэла Сантоса

Основное оборудование для документальной фотосъемки при слабом освещении

Joel Santos's Canon cameras and lenses.

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. «Эта камера прекрасно справляется со слабым освещением благодаря широкому диапазону ISO, — говорит Джоэл. — Даже при съемке с чувствительностью ISO 1600 фотографии получаются четкими и имеют достаточно широкий динамический диапазон».

Объективы

Canon EF 85mm f/1.4L IS USM

Этот светосильный портретный объектив позволяет создавать резкие снимки с отличной контрастностью и цветопередачей, а также точно передает мельчайшие детали и идеально подходит для датчиков высокого разрешения. «Он прекрасен, поскольку большинство фикс-объективов не оснащены стабилизацией — это большая редкость, — говорит Джоэл. — Он очень светосильный, и мне понравилось использовать эту модель, будто это 50-мм объектив».

Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM

Благодаря превосходному качеству от края до края изображения, а также прочной и влагозащищенной конструкции этот сверхширокоугольный зум-объектив L-серии с постоянной максимальной диафрагмой f/2.8 обеспечивает четкие результаты вне зависимости от условий освещения.

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM

Этот надежный телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием, имеющий прочную конструкцию и систему стабилизации изображения с эффектом, эквивалентным четырем ступеням выдержки, идеально подходит для съемки с рук в условиях слабого освещения, а ультранизкодисперсионные линзы обеспечивают высокую контрастность и естественную цветопередачу. «Он обеспечивает превосходное оптическое качество, — говорит Джоэл. — Он точный, оснащен стабилизатором и компенсирует наличие бликов — мне очень понравилось работать с ним».

Аксессуары

Canon Zoemini

Карманный принтер Canon Zoemini станет идеальным аксессуаром для вашего мобильного устройства. «Я стараюсь печатать как можно чаще и делиться созданными фотографиями с теми, кого снимаю, например рыбаками, — говорит Джоэл. — Для людей эти изображения очень ценны».

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас