ИСТОРИИ
История дающего пищу для размышлений портрета из гетто, созданного Симоной Гиццони
По словам фотографа-документалиста, ей удается запечатлеть столь мимолетные мгновения, только когда люди не испытывают волнения, находясь в прицеле объектива.
ИНТЕРВЬЮ
«Любой конфликт — это та же трагедия, та же боль. Люди одинаково плачут, одинаково страдают. Национальность не важна, важна человечность», — говорит Зохра Бенсемра, ведущий фотограф агентства Thompson Reuters в северо-западной Африке. Она работает с Reuters с 1997 года и за это время осветила множество внутренних конфликтов по всему миру, включая Тунис, Ирак, Пакистан и Кению. Где бы она ни находилась, она полагается на свой опыт.
Зохра начала фотографировать еще будучи ребенком, в Алжире. Ее вдохновлял старший брат, который был увлеченным фотографом-любителем. В 20 лет она три месяца проработала в качестве ассистента в отделе фотографии в Музее народных искусств и ремесел Алжира, где в ее обязанности входило составление библиотеки изображений со всеми экспонатами музея.
В 1992 году она устроилась в ныне не выпускаемую еженедельную газету The Observateur, а затем стала «серьезно заниматься фотожурналистикой» в городской газете Al Watan, где ее увлеченность работой помогла ей добиться получения все более крупных проектов. В истории страны это время считается смутным, ведь именно тогда началась кровопролитная гражданская война между правительственными войсками и бойцами Исламского фронта спасения, во время которой бомбежки и массовые убийства были обычным делом. Зохре было 24 года, когда она впервые запечатлела последствия взрыва смертника.
«Я знаю, что чувствуют местные жители. Я знаю, через что им приходится проходить. Я знаю, что с ними делает война. Я чувствую, будто это моя собственная страна, — это странное ощущение», — говорит Зохра. Она глубоко сочувствует тем, кто столкнулся с жестокостью, и в результате ей очень тяжело покидать этих людей после выполнения задания. «Иногда мне становится стыдно, — говорит она. — Я не хочу показывать им, что я рада отправиться домой, когда они только что потеряли родственников из-за взрыва машины или бомбежки. Я хочу, чтобы они чувствовали, что я одна из них. Я ничего не могу для них сделать, я могу только делать фотографии и показывать миру, с чем им приходится сталкиваться».
Иногда мне становится стыдно. Я не хочу показывать им, что я рада отправиться домой, когда они только что потеряли родственников из-за взрыва машины или бомбежки.
Как и у многих других представителей отрасли, у Зохры есть свои способы справляться с эмоциональными трудностями, которыми наполнена ее работа, но эта боль все равно не проходит бесследно. «К горестям войны невозможно привыкнуть, но со временем учишься сдерживать себя, потому что надо оставаться там и продолжать фотографировать. Безразличие к горю означало бы, что ты теряешь возможность чувствовать, это значило бы, что пришло время остановиться. Фотография — это не только глаза, это еще и душа». Но она ни на момент не задумывалась о том, что хочет заняться чем-то другим. «Если я пару недель нахожусь дома и ничего не фотографирую, я чувствую стресс. Фотография позволяет мне сохранять равновесие».
Я стараюсь думать о себе как о фотографе, а пол фотографа совершенно не важен.
В фотожурналистике, особенно в военной фотографии, женщины остаются в меньшинстве, но Зохра обнаружила, что у женщин в этой сфере есть свои преимущества. В более консервативных странах женщина — особенно говорящая на арабском — может стать гостем в чужом доме, тогда как мужчину туда могут не пустить, и это позволяет ей рассказывать истории с женской перспективы. В любом случае она предпочитает не останавливаться на гендерном вопросе. «Я стараюсь думать о себе как о фотографе, а пол фотографа совершенно не важен. Не важно, кто мы такие. Важны истории других людей», — говорит она.
Зохра считает, что современная фотожурналистика столкнулась с большой проблемой в виде доверия (или его отсутствия), что подкрепляется злоупотреблением в использовании возможностей цифровой фотографии. «Нам приходится работать еще больше, поскольку люди перестают нам доверять. В последнее время фотографы, которые намеренно изменяют свои изображения и истории, вызывают многочисленные скандалы», — говорит она.
Она добавляет, что социальные сети еще больше ухудшают ситуацию, поскольку новостные издания настолько жаждут опубликовать изображение первыми, что иногда используют снимки, сделанные несколько лет назад или вообще относящиеся к другому событию. «Мне грустно, потому что я не в силах изменить эту ситуацию. Я думаю, что нашу сферу ждут непростые времена, но, как и многие фотографы, я делаю все возможное и работаю по максимуму». В этой связи она может дать лишь один совет тем, кто хочет работать в этой сфере. «Это не так просто, но я советую вам оставаться честными. Если вы не можете быть честными, вы не сможете заниматься этим. Если что-то заставляет меня плакать, я хочу, чтобы фотография этого момента вызывала слезы и у тех, кто будет на нее смотреть», — говорит она.
«Работа фотографом заключается в том, какую сторону окружающих событий вы видите, как вы на них реагируете и как вы понимаете культуру региона, в котором находитесь. Поговорите с людьми, прежде чем делать фотографии. Постарайтесь их понять. Послушайте, что они скажут вам. Выразите к ним уважение. Не спешите. Прочувствуйте людей. Когда вы сделаете все это, вы сможете достойно рассказать их историю».
Автор
Участники программы имеют доступ к приоритетной поддержке CPS в своей стране и на крупных мероприятиях, возможность приоритетного быстрого ремонта и — в зависимости от уровня участника — бесплатной аренды резервного оборудования, а также получения скидки на обслуживание и бесплатной доставки оборудования после его выполнения. Кроме того, они получают эксклюзивные предложения для участников.
ИСТОРИИ
По словам фотографа-документалиста, ей удается запечатлеть столь мимолетные мгновения, только когда люди не испытывают волнения, находясь в прицеле объектива.
ИСТОРИИ
Узнайте о работе великого фотожурналиста и получите от него несколько советов в информативных статьях этой подборки, а также посмотрите наш новый документальный фильм о его недавнем персональном проекте в Калькутте.
СТАТЬЯ
Известные фотожурналисты обсуждают будущее отрасли, и их прогнозы могут оказаться для вас крайне неожиданными...
ИСТОРИИ
Портрет, сделанный на борту спасательного судна в Средиземном море, выиграл главный приз премии Taylor Wessing Photographic Portrait Prize 2017 и смог вновь привлечь внимание людей к гуманитарному кризису.