СТАТЬЯ

Женщины-фотографы: Фелисити Маккейб рассказывает о борьбе со страхами и создании воспоминаний

Студия на природе — Маккейб привлекло однотонное небо над этим кустом в пустыне недалеко от Дубая, ОАЭ, потому что оно «напоминает фон в студии, в которой я снимаю». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III. © Фелисити Маккейб

«Когда я снимаю людей, я делаю это, будто снимаю натюрморт, — говорит Фелисити Маккейб. — Я снимаю и натюрморты, и портреты, и мне кажется, что эти два стиля фотографии имеют много общего». Снимая в своей студии в Bow Arts в восточной части Лондона и в разных местах по всему миру, она придает эффект натюрморта обычному и необычному вокруг себя и создает яркие графические изображения.

Время, память и вдохновение смертью являются ключевыми темами в работах фотографа. Она получала заказы на съемку в таких организациях, как Музей естественной истории и «Спасем детей». В работах фотографа наблюдается тщательно проработанная композиция и тенденция показывать вещи вне их привычного окружения. «Реальность? Вы видите ее каждый день, — говорит Маккейб. — Меня интересуют вещи, которые несколько отходят от нее».

Раннее влияние

Интерес Маккейб к фотографии проснулся в подростковом возрасте, когда она ходила в клубы. «Недавно я поняла, что в этих клубах очень классное освещение. Много цвета и различных эффектов, тени, неосвещенные места и пятна света. Мне кажется, все это тоже повлияло на мою работу — мне нравится, когда предметы освещены».

Маккейб уже около пяти лет занимается съемкой самостоятельно, а до этого она десять лет училась мастерству у лучших из лучших в фотографии. Ее работы отличаются вниманием к деталям, а уровень исполнения напоминает творчество Надава Кандера, Дэвида Стюарта и Робина Бродбента, у которых она работала ассистентом. «Возможно, я одна из последних ассистенток старой школы, которые занимались этим долгое время».

Ioni Sullivan posed for Felicity McCabe for a studio portrait to accompany a story about women converting to Islam.
Портрет Айони Салливан, созданный для истории о женщинах, принимающих ислам. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Фелисити Маккейб
Matthew, from Felicity McCabe’s series Two Spirit. The bald, heavily tattooed man with a striking grey beard poses and wraps his arms around himself in the studio wearing a lace veil over his eyes.
Мэтью из серии «Два начала». Маккейб просит моделей позировать на камеру спиной, потому что считает, что «не всегда должно быть видно лицо, чтобы сделать портрет человека». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III. © Фелисити Маккейб / Getty Images

«Каждую неделю тебе приходится работать в новых условиях и с людьми, которые делают все немного иначе — говорит она. — Я уже знаю, что фотография — это сотрудничество. Необходимо слушать других. Интересно узнавать мнения разных людей — каждый из них может сказать что-то важное. Мне может не нравиться идея в целом, но даже в ней будет что-то, что я могу использовать в пользу своего проекта. Работа ассистентом помогла мне не быть высокомерной. Если ты только усложняешь жизнь другим людям, они к тебе больше не обратятся».

Многие мои работы связаны с памятью — в моем доме полно изображений вещей, время которых прошло.

В поисках своего стиля

По прошествии пяти лет работы с Кандером она решила сделать шаг вперед: «Мне предстояло выяснить, каким будет мой собственный стиль. Я хотела попробовать себя во всем и понять, что мне нравится». Съемка натюрмортов привлекла ее во время работы над различными проектами, в которых она старалась раскрыть темы времени и памяти, начиная с серии «Ось» в 2012 году. «Меня настолько привлекла сама идея временной оси и неподконтрольного никому из нас движения времени, — говорит она. — Это всегда немного меня пугало».

«Пару лет назад кто-то сказал мне "Ты ведь боишься смерти, да?", и я поняла, что так оно и есть. Многие мои работы связаны с памятью и попытками сохранить воспоминания. Все связано с этой темой. В моем доме полно изображений вещей, время которых прошло».

Two boys pose in a camp for internally displaced people in Somaliland, Somalia, east Africa, where hundreds of thousands of people have been affected by droughts.
Фотография двух мальчиков в лагере для внутренне перемещенных лиц, пострадавших от засухи в Сомалиленде, восточная Африка. Снято для организации «Спасем детей». Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Фелисити Маккейб
A spray-painted Calla Lily from Felicity McCabe’s Remain[s] series reimagines the lost vibrancy of fading cut flowers and leaves, and explores the fleeting nature of time.
Покрашенная баллончиком калла из серии «Останки» напоминает о потерянной яркости увядающих срезанных цветов и листьев, подчеркивая скоротечность времени. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Фелисити Маккейб

Эта тема отражена в двух сериях фотографа: «Отголоски» и «Останки». В 2016 году ее работами заинтересовались в Музее естественной истории и сделали заказ на съемку серии изображений для их летней выставки «Цвет и зрительный образ».

Годом ранее она работала над съемкой суровых реалий жизни без доступа к воде по заданию организации «Спасем детей» в Сомали и привнесла в проект свой уникальный стиль. Вместо документальной съемки она использовала различные вспышки и несколько камер, включая Canon EOS 5D Mark III, чтобы создать студийный эффект в своей серии диптихов.

«Я таскала все оборудование с собой. Наверное, местные жители думали "Кто эта сумасшедшая?", — говорит она. — Некоторые местные женщины ходили по три дня с детьми на себе, чтобы найти хотя бы немного воды. Мы настолько далеки от того, чтобы понять, как люди могут так жить. Я хотела показать, что подобное происходит в наше время и с такими же людьми, как и мы».

Создавая воспоминания

Маккейб стремится с помощью фотографии удерживать связь со своими воспоминаниями, что, возможно, отчасти объясняется интересным фактом из ее детства. Семейных фотографий периода ее младенчества нет, в результате она не может представить, как начиналась ее жизнь, — она будто сокрыта от нее. «Никаких воспоминаний не осталось, — говорит она. — Как будто бы меня и не существовало. Все, что осталось — это небольшая бирка с моего запястья».

A glass of cider and ice forms a still life shot, accessorised with the artist’s shadow as Felicity McCabe overlays the shape of her hand over the drink.
В своих работах Маккейб зачастую использует собственную тень, чтобы привнести жизнь в натюрморты и добавить элемент игры, как на этой фотографии стакана с сидром. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Фелисити Маккейб
Sushi on a plate is arranged to represent the Japanese flag for a novel still-life shot by Felicity McCabe.
Натюрморт с суши как отсылка к флагу Японии. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Фелисити Маккейб

«Серия "Отголоски" посвящена старым вещам, которые имеют эмоциональную ценность. Зачастую они очень банальны. Как мы привязываемся к вещам, к своим мыслям и эмоциям? Я очень боюсь забыть что-то важное для меня. И эти изображения помогают мне помнить».

Это желание закрепить моменты в памяти, сделать их вечными и исключить сомнения также отражено в последнем проекте Маккейб под названием «Архив». Эта серия изображений, созданная в сотрудничестве с агентством Getty Images, раскрывает тему изменчивости памяти. «Когда ты помнишь, ты помнишь лишь отголосок момента, это как факс, — утверждает фотограф. — И каждый раз воспоминание — как фотокопия или испорченный телефон — меняется понемногу и становится чем-то другим. Так что мы полны ошибочных воспоминаний».

«Архив» — это изображения из коллекции агентства Getty Images, в частности, взятые из журнала винтажной британской фотографии Picture Post, которые были представлены в виде отдельных воспоминаний и отголосков памяти об ушедших моментах. «Я откинула всю лишнюю информацию, и оставшееся предстало в виде воссозданной детали в пространстве, — говорит Маккейб. — Изображения оказались больше похожи на графику, они менее фотографичны, чем то, что я создавала раньше. Но в чем смысл делать раз за разом одно и то же?»

Для Маккейб фотография — это акт символизма в его практическом применении: «Я сделала пометку, так что я не забуду этого человека, этот момент или взаимоотношения с кем-либо. Некоторые для этого делают татуировки; у каждого из нас есть свои способы помнить о том, что уже прошло».

«Архив» выставлен с 7 сентября 2017 года в галерее Great Eastern Wall на Грэйт-Истерн-стрит в Лондоне, а также доступен для просмотра онлайн.

Чтобы узнать больше о камере Canon EOS 5D Mark III, перейдите на страницу продукта.

Автор: Lottie Davies