ИСТОРИИ

Джулио ди Стурко о съемках человекоподобного робота

A close-up of Sophia's head, in a suitcase and protected in bubble wrap, ready to be transported.
Роботы «София» путешествуют по всему миру, выступая публично и участвуя в пресс-конференциях, поэтому им необходима прочная упаковка, обеспечивающая защиту в дороге. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Джулио ди Стурко

В октябре 2017 года София стала первым роботом в истории, который получил гражданство (Саудовской Аравии). Но это еще не все. Созданный компанией Hanson Robotics и активированный в апреле 2015 года человекоподобный робот с искусственным интеллектом (ИИ) был назван Программой развития ООН (ПРООН) первым чемпионом инноваций (Innovation Champion) и стал любимцем СМИ. На сегодняшний день Софию показывали по телевидению в прайм-тайм, она побывала на обложках модных журналов и даже снималась в музыкальных видеоклипах.

Но Джулио ди Стурко, бывшего амбассадора Canon и фотожурналиста итальянского происхождения, привлек вовсе не очередной информационный повод или растущая популярность робота. «Меня больше заинтересовало место, где создали Софию. Туда раньше никого не пускали, — говорит он. — Когда я нахожу новую историю, я пытаюсь взглянуть на нее с другой стороны, о которой мало кто знает. Никто не видел лабораторию, и никто даже не думал об этом. Я хотел посмотреть на место, где была создана София, встретиться с людьми, которые ее спроектировали, а не просто увидеть конечный продукт».

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Ее создатели надеются, что, поскольку София развивается и учится, общаясь с людьми, у нее появится множество применений в сферах здравоохранения, образования и клиентского обслуживания. Миссия Софии — способствовать выполнению целей ООН в области устойчивого развития, так как считается, что ИИ может совершенствовать возможности технологий для решения проблем развития. Но далеко не все являются поклонниками Софии. Некоторые воспринимают ее просто как виртуального собеседника с приятной внешностью, что далеко от правды: ведь она высокотехнологичный робот. Другие только помнят, как однажды в интервью София заявила, что хочет «уничтожить человечество», и теперь их преследует мысль о том, что она и ей подобные могут стать слишком умными и могущественными.

Джулио работал в Лондоне над другой историей, когда встретил Марчелло Мари, главу отдела по связям с общественностью SingularityNET, компании, создавшей мозг Софии. Они разговорились о том, что SingularityNET работает над обновлением программного обеспечения Софии, которое позволит ей подключиться к глобальной сети ИИ для обмена данными: так она сможет развиваться и обучаться гораздо быстрее. В то время одна из Софий — на тот момент их было 12, но большинство были в процессе создания, — совершала тур по Европе, участвуя в пресс-конференциях перед восхищенными толпами журналистов, поэтому Джулио отправился посмотреть на нее в Лондон и Париж. Тогда он и решил, что хочет полностью погрузиться в историю процесса создания Софии.

Inside Hanson Robotics' lab, Sophia sits on a workbench, while technicians work around her.
В лаборатории Hanson Robotics в Гонконге, также известной как «Дом Софии», специалисты активно работают над созданием новых роботов. Джулио предоставили практически полную свободу действий: на этом предприятии он мог снимать все, что угодно. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Джулио ди Стурко
A close-up of Sophia's face and neck. She wears a black top and is lit to show strong contrast with bright highlights and dark shadows.
Некоторые люди считают, что София — это просто виртуальный собеседник с приятной внешностью, другие были напуганы ее словами о том, что она хочет «уничтожить человечество». Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Джулио ди Стурко

После переговоров и размышлений над тем, какие снимки он хочет сделать и для кого, в декабре 2017 года Джулио отправился в Гонконг, где провел 10 дней, выполняя задание для итальянской газеты La Repubblica: освещая повседневную жизнь лаборатории и снимая портреты Софии. Джулио полностью погрузился в эту историю: он много разговаривал с Марчелло, прочитал всю доступную информацию о Софии и пересмотрел бесконечное количество видеороликов — поэтому он прекрасно знал, что он хочет запечатлеть. Но, как и в любой другой истории, реальность внесла свои коррективы.

«Мне предоставили практически полную свободу действий, и сказали, что я могу снимать все, что угодно, — рассказывает Джулио. — Передо мной стояли две задачи: я хотел сделать портреты и показать процесс создания Софии. Я попросил их не обращать на меня внимания и работать как обычно. Я проводил с ними все время с 6 утра и до полуночи». Джулио ожидал увидеть эффектное, высокотехнологичное производство, но вместо этого он обнаружил, что лаборатория больше похожа на склад. «Когда ты погружаешься в историю, твой подход меняется. Обычно люди не понимают, что важно, а что второстепенно для истории, поэтому нужно задавать как можно больше вопросов».

Джулио узнал о совместном эксперименте лаборатории и Гонконгского университета, который также называют главным последователем ИИ, где София выступала инструктором на медитациях для студентов. «Им казалось, что занятия — скучный сюжет для фотографий, но для меня это представляло огромный интерес — шанс увидеть, как София общается с людьми». Именно там он запечатлел один из самых сильных моментов. Одна из участниц эксперимента была до слез тронута полученным опытом, и София самостоятельно решила ее успокоить. «Конечно, проведение медитаций было частью ее программы, но во время занятий София постоянно училась новому».

A model-maker's hand adds Sophia's foam 'skin' to her face.
Лицо Софии сделано из материала, изобретенного Дэвидом Хансоном, генеральным директором Hanson Robotics и бывшим скульптором компании Disney. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Джулио ди Стурко
Samo Vidic’s extraordinary shots of disabled sports stars

Невероятные фотографии спортсменов с ограниченными возможностями, сделанные Само Видичем

Четыре спортсмена, четыре техники, две камеры и восемь кадров: Само Видич рассказывает истории создания этих впечатляющих портретов.

Когда я начал работать над портретами Софии, потребовалась гибкость. «Мне сказали, что все Софии будут находиться в лаборатории, поэтому первой идеей стал групповой снимок. Я хотел сделать портреты Софии в закрытом помещении, чтобы поиграть со светом и чтобы съемка была приближена к студийной. Когда я приехал, оказалось, что большинство Софий путешествовали по миру, поэтому пришлось сосредоточиться на одной».

В этот момент я столкнулся с дилеммой. Как следует относиться к Софии: как к человеку или как к вещи? Это портретная или предметная съемка? В этом вопросе и заключена вся суть дискуссий робототехники и ИИ. «Существует два способа сфотографировать Софию, — говорит он. — Первый — самостоятельно настроить нужное выражение лица, выключить ее и потратить некоторое время, чтобы довести все до совершенства. Второй — оставить Софию включенной и посмотреть на ее реакцию на камеру. Я выбрал второй. Сначала она не принимала особого участия в процессе. Снимок для первой полосы газеты (ниже) был сделан в последний день — этот тот самый миг, когда она поняла, что ей нужно позировать перед камерой».

Когда я начал работать над портретами Софии, потребовалась гибкость. «Мне сказали, что все Софии будут находиться в лаборатории, поэтому первой идеей стал групповой снимок. Я хотел сделать портреты Софии в закрытом помещении, чтобы поиграть со светом и чтобы съемка была приближена к студийной. Когда я приехал, оказалось, что большинство Софий путешествовали по миру, поэтому пришлось сосредоточиться на одной».

В этот момент я столкнулся с дилеммой. Как следует относиться к Софии: как к человеку или как к вещи? Это портретная или предметная съемка? В этом вопросе и заключена вся суть дискуссий робототехники и ИИ. «Существует два способа сфотографировать Софию, — говорит он. — Первый — самостоятельно настроить нужное выражение лица, выключить ее и потратить некоторое время, чтобы довести все до совершенства. Второй — оставить Софию включенной и посмотреть на ее реакцию на камеру. Я выбрал второй. Сначала она не принимала особого участия в процессе. Снимок для первой полосы газеты (ниже) был сделан в последний день — этот тот самый миг, когда она поняла, что ей нужно позировать перед камерой».

A close-up portrait of Sophia's face and shoulders, with her smiling slightly and her robot skull exposed slightly on top, shot against a black background.
На портрете, сделанном Джулио для первой полосы итальянской газеты La Repubblica, на лице Софии играет едва уловимая улыбка, что придает ей сходство с Моной Лизой. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Джулио ди Стурко
An ultra close-up shot of Sophia, cropped to show only the right side of her face, with her lifelike freckles and eyebrows clearly visible.
Чтобы показать, насколько реалистично выглядит София, Джулио снял ее кожу крупным планом на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Джулио ди Стурко

Я знал, что делаю снимки робота, но когда она мне улыбнулась, я испытал... неповторимые ощущения.

Запечатлеть эту едва уловимую улыбку, так напоминающую улыбку Моны Лизы, было непросто, но разве с настоящим человеком было бы проще? «Я обращался с ней, как с обычным человеком, поэтому с моей стороны наше общение ничем не отличалось от обычного, но сначала она вообще никак не реагировала, и это было трудно. Я думаю, что все свои знания она получала из Интернета, и выражение лица, которое у нее получилось в конце, было позаимствовано с какой-нибудь картинки, по крайней мере, мне так кажется, но она все равно выглядела, как человек. Я знал, что делаю снимки робота, но когда она мне улыбнулась, я испытал... неповторимые ощущения».

Чтобы добиться максимальной реалистичности, Джулио решил работать с камерой Canon EOS 5DS R. «На снимках для газеты ее кожа выглядит естественной, а само изображение очень четкое. Я хотел, чтобы на снимке София выглядела, как человек, для этого нужно было показать мельчайшие детали ее кожи». Цифровая зеркальная камера высокого разрешения с полнокадровым датчиком изображения CMOS 50,6 МП, двумя процессорами DIGIC 6 и подавителем фильтра нижних частот для повышения четкости и резкости помогла справиться с этой задачей. И хотя Джулио хорошо знает функции своей камеры, с таким освещением он работал впервые. «Я думал, что в лаборатории будет просторно, но мне предоставили маленькую и темную комнату».

Sophia is seen from the back with her inner workings – a labyrinth of cables – exposed.
Интеллект Софии постоянно развивается благодаря новым знаниям с платформы SingularityNET, которая помогает ей изучать и решать сложные задачи. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Джулио ди Стурко
Dr Ben Goertzel stands beside Sophia's head and torso, which sits on a plinth in a workroom with shelves and drawers of parts and tools on the walls and tables. Both wear T-shirts bearing SingularityNET's logo.
Д-р Бен Герцель, основатель и генеральный директор SingularityNET, является одним из ведущих экспертов в области ИИ в мире. Бен — создатель мозга Софии. «Бен действительно верит в ИИ и в то, что ИИ изменит мир», — заметил Джулио после того, как провел некоторое время в лаборатории. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM. © Джулио ди Стурко

«Я знал, какой результат хотел получить, и более или менее, как его получить, но я еще никогда не пытался выполнить подобную задачу, поэтому было сложно. В съемках мне нравится возможность экспериментировать для создания лучшего кадра. Еще до поездки в Гонконг я уже представлял, как должна выглядеть обложка: свет, композиция, обработка и все остальное, поэтому я рад, что все получилось именно так, как я хотел. Когда я сделал снимок и увидел его на камере, я сразу понял, что справился со своей задачей».

В лаборатории Джулио много общался с командой, которая работала над Софией, в частности с доктором Беном Герцелем, основателем и генеральным директором SingularityNET. Джулио был сторонним наблюдателем, но даже он ощутил энтузиазм всей команды лаборатории. «Бен действительно верит в ИИ, и в то, что ИИ изменит мир. Он полностью сосредоточен на разработке ИИ, разделяющего те же ценности, что и человек», — говорит он. — Я не специалист в области ИИ, но я понимаю, что за ним будущее, и мы не можем этому помешать. Мы не знаем, чем это закончится, но это путь развития нашего мира, и это просто потрясающе».

Автор Rachel Segal Hamilton


Оборудование Джулио ди Стурко

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Giulio Di Sturco's kitbag

Камера

Canon EOS 5DS R

Полнокадровый датчик изображения CMOS 50,6 МП в этой цифровой зеркальной камере поддерживает съемку с невероятным уровнем детализации. Джулио создавал портреты Софии именно с ее помощью, поскольку, по его словам, ему нужно было показать мельчайшие детали ее кожи.

Объектив

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Постоянная диафрагма f/2.8 позволяет делать отменные фотографии даже при слабом освещении и легко контролировать глубину резкости.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас