СТАТЬЯ

Честный разговор: Хассан Хаджадж и Элишка Скай

В новом выпуске нашей серии обсуждений два фотохудожника — ветеран индустрии и молодая восходящая звезда — честно говорят о балансе между коммерческими проектами и искусством, а также обсуждают взлеты и падения на пути к формированию уникального стиля.
Женщина с закрытым лицом лежит в леопардовом наряде на покрывале с розовыми, черными и фиолетовыми полосами. Рамка этого кадра состоит из красных банок с изображением помидоров.

Хассан Хаджадж начал свою карьеру фотографа с создания фотографий своих друзей, чтобы показать те их черты, которые вызывали у него уважение. Эта фотография, на которой изображена Алия Али, является частью фотопроекта My Rock Stars, в котором участвовали вдохновляющие художники, артисты и представители творческих профессий. В фотопроекте переосмысливается стереотипное изображение, ассоциирующееся с термином «рок-звезда». Центральное изображение снято на камеру Canon EOS 70D (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 90D) с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM (в продаже доступно новое поколение: EF 24-105mm f/4L IS II USM) и следующими параметрами: 32 мм, 1/50 сек., f/4 и ISO 200. © Хассан Хаджадж, предоставлено Алией Али, автором, и музеем фотографии Fotografiska New York

Пикассо и Моне, Стивен Шор и Ричард Аведон — у всех них есть нечто общее: свой уникальный стиль. Однако как формируется уникальный стиль, и существует ли такой момент, когда он становится препятствием?

Портфолио фотохудожника и амбассадора Canon Элишки Скай наполнено цветами и творческими задумками. За свою 13-летнюю карьеру она создала множество личных проектов и коммерческих работ, которые отличаются смелыми задумками и игривой атмосферой, а также часто наглядно демонстрируют современные проблемы, такие как изменение климата и многообразие.

В этой статье она беседует со своим коллегой-фотохудожником и амбассадором Canon Хассаном Хаджаджем. С самого детства Хассан делит свою жизнь и работу между Марокко и Лондоном. За более чем 30-летнюю карьеру он создал множество ярких фотографий, в которых сочетаются документальный и портретный стили съемки, фэшн-фотография и создание декораций, а также отражение самобытного стиля уличных стиляг. Его работы выставляются в Британском музее, лондонском музее Виктории и Альберта, Бруклинском музее и музее искусств округа Лос-Анджелес. Ему удалось не только успешно объединить художественную и коммерческую съемку, но и сделать так, чтобы его почерк был легко узнаваем.

Оба фотографа встретились друг с другом виртуально, чтобы обсудить вдохновение, формирование стиля и соблюдение баланса между коммерческими заказами и чисто творческой деятельностью.
Амбассадор Canon Хассан Хаджадж держит камеру Canon, за ним виден фон с вертикальным зигзагообразным узором.

«Я использую фотографию в качестве средства выражения, в качестве посредника для моих работ, — говорит Хассан Хаджадж. — Я не из тех фотографов, которые отлично разбираются в технике. Однако камера Canon EOS 5D Mark IV оснащена всем необходимым и позволяет вести видеосъемку. Мне нравится ее интуитивность».

Амбассадор Canon Элишка Скай на фоне небесно-голубого цвета, сочетающегося с ее одеждой, и в окружении зависших в воздухе мячиков для настольного тенниса.

«Как фотохудожнице и рекламному фотографу, — объясняет Элишка Скай, — мне в камере важнее всего идеальное качество изображения и универсальность. Canon EOS 5D Mark IV соответствует обоим критериям. Мне нравится ее высокое разрешение и великолепный уровень детализации изображений, функция Dual Pixel RAW и возможности видеосъемки».

Элишка: Рада познакомиться с вами. Мне очень нравятся ваши работы — то, как вы используете цвета и сочетаете узоры. В моих работах цвет также играет важную роль. Я знаю, что ваше детство прошло сразу в двух городах — Марракеше и Лондоне, это повлияло на цветовую составляющую ваших работ?

Хассан: Если бы я жил лишь в одном из этих городов, то определенно не занимался бы тем, чем занимаюсь сейчас. То, что я вырос в Марокко, помогло мне получить нужные инструменты и перенять традиции, а также понять свою страну и ее культуру. Лондон стал для меня открытием — там я нашел много нового, включая новых людей, и получал вдохновение от музыки, искусства, моды и кино.

Элишка: Я читала, что во времена вашего детства в Марракеше было достаточно много студийных фотографов, и все ходили к ним для съемки в разных нарядах, это правда?

Хассан: Да, у нас были фотостудии с пляжем для летней съемки, пластмассовой машиной и даже на ковбойскую тематику… Именно это стало основой моих идей студийной фотосъемки.
Мужчина в костюме с узором держит букет красных и желтых цветов на декоративном фоне с нарисованными перьями павлина и цветами. Рамка изображения изготовлена из зеленых упаковок.

«В начале карьеры мне было так неудобно называть себя фотографом, — признается Хассан, — потому что мои друзья были просто великолепными фотографами». Эта фотография Риз Ахмеда входит в фотопроект Хассана под названием My Rock Stars (Мои рок-звезды). Центральное изображение снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24mm f/2.8 IS USM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/4 и ISO 100. © Хассан Хаджадж, предоставлено Ризом Ахмедом, автором и галереей Yossi Milo Gallery, Нью-Йорк, США

На фото изображена модель с кудрявыми волосами, ее шею украшает цепочка, через ее губы красной краской проведена линия, а неоновая оранжевая волнистая линия тянется вниз по лицу от брови к шее и через все тело.

Этот портрет был создан в рамках проекта Элишки «Хочу быть любим(ой) *даже во время пандемии» (I want to be loved *even in the pandemic) для журнала Dolce Vita. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 2,5 сек., f/13 и ISO 100. © Элишка Скай

Элишка: Вы всегда обрамляете свои кадры линиями или используете орнаменты в качестве рамки. Поначалу я думала, что это наложение кадров, однако потом поняла, что вы изготавливаете рамки из разных объектов. В чем заключается их значение?

Хассан: Мои ранние работы, в период примерно с 1991 года до середины 1990-х, назывались Graffix from the Souk (Базарная графика), и моей идеей было собрать все арабские продукты, которые были частью моего детства в Марокко, и запечатлеть их. Я начал печатать их на холсте, чтобы изображения выглядели чем-то средним между фотографией и живописью. Затем я организовал инсталляцию под названием The Salon (Салон), где демонстрировал предметы культуры, которые казались нам «крутыми», — когда в 80-е я говорил, что я из Марокко, все думали о верблюдах, таджине и подобных вещах…

Элишка: То есть на Западе было свое представление об этом?

Хассан: Да, абсолютно устаревшее. Также я видел живопись прошлых веков, которая хранилась в специально изготовленных декоративных рамках. Я хотел, чтобы мои рамки на фотографиях были похожи на это. Их основа — это орнамент, так же как на мозаиках в Марокко. Иногда я экспериментировал с брендами в зависимости от состава изображения — к примеру, если в кадре находилась женщина, я мог сделать рамку из куриных консервов Spam, потому что в английском языке словом «цыпочка» (chick) было неуважительное обращение к женщине.
Хассан: Откуда вы родом, Элишка?

Элишка: Чехия. Я живу в Лондоне уже семь лет.

Хассан: Вы больше занимаетесь фотоискусством, да? Я видел ваши работы в Instagram, однако вы стали больше внимания уделять выставкам и работе с брендами, не так ли?

Элишка: Сейчас я занимаюсь и тем, и другим, однако фотоискусство привлекает меня сильнее всего. Для меня очень важен проект Womaneroes (Женщины-герои). Я отбираю совершенно разных женщин, и вместе с гримером и создателем головных уборов мы превращаем их в яркие статуи. Мне очень хочется активнее заняться этим. Как в коммерческих проектах, так и в работах более близких к искусству для меня главное — создать важный посыл.
Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Женщина в костюме и с феской на голове стоит перед фоном с нарисованными крупными красными розами. Рамка изображения состоит из пластиковых бутылок, заполненных синей субстанцией.

Хассан часто сотрудничает с другими марокканскими представителями творческих профессий в своих проектах, как, например, при создании этого портрета исполнительницы и автора песен Зары Хинди. Снято на камеру Canon PowerShot G11 (в продаже доступно новое поколение: Canon PowerShot G7 X Mark III) со следующими параметрами: 1/30 сек., f/2.8 и ISO 100. © Хассан Хаджадж, предоставлено Зарой Хинди и автором

Женщина в голубом пальто на фоне неба держит прозрачный пластиковый предмет у своего лица, и кажется, будто ее волосы «падают» вверх.

«Меня вдохновляют повседневные ситуации, а также те темы, которые мне хочется обсуждать», — рассказывает Элишка. Это изображение является частью проекта Элишки под названием 2 Metres Distance (Дистанция в 2 метра), который стал реакцией на введение социального дистанцирования. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/160 сек., f/7.1 и ISO 100. © Элишка Скай

Хассан: То есть создать то, в чем есть смысл, правильно?

Элишка: Именно так. Ведь без этого проект получится пустым. Он и нужен для того, чтобы выразить свои мысли.

Хассан: Согласен. Я работал по заказу брендов из мира моды, и мне приходилось отстаивать свою точку зрения. Я всегда говорил им, что для съемки моделей они могут нанять фэшн-фотографа, а сам всегда отказывался от работы с профессиональными моделями. Я стараюсь работать с обычными людьми. Без гримеров и визажистов. Я совсем не подхожу для съемки моделей — фэшн-фотографы лучше понимают такие задачи и как нужно работать в той сфере. Однако бывает, что некоторые заказчики, будь то люди, издания или компании, разделяют мои взгляды, что приводит к приятному сотрудничеству.
Элишка: То есть вы просто любите то, чем занимаетесь, не отступаете от принципов и создаете работы, которые для вас что-то значат.

Хассан: Да, но можно взглянуть на это с двух сторон. Есть творческая сторона, однако чтобы зарабатывать на этом, нужно не забывать и о коммерческой стороне. Нужно разграничивать их как во время творческого процесса, так и когда вы демонстрируете свои работы. Нужно предлагать свои услуги и свои работы совершенно по-разному.

Элишка: У вас бывают заказы, которые очень прибыльны, однако при этом вы не демонстрируете работы?

Хассан: Да, бывают. Я тоже человек, который хочет заработать на жизнь. Я впервые стал принимать платные заказы где-то 3–4 года назад. Пока что мне везет, и я получаю достойные заказы. Все дело в том, чтобы найти нужный баланс.
Черно-белый снимок семей в большой палатке. На снимке видны дети, которые что-то едят, и развешенное на веревках белье.

Честный разговор: съемка вдали от эпицентра событий

Опытный журналист Паоло Пеллегрин и восходящая звезда Ксения Кулешова обсуждают варианты презентации сюжета, технологические инновации и значение сообщества.
Женщина в яркой кофте с красными цветами и зеленой юбке с розовыми цветами. Ее голова и плечи находятся за кадром, а на фоне видна зеленая кирпичная стена. У этой фотографии сразу две рамки. Первая — синяя с узорчатым рисунком, вторая напоминает плетеную корзину.

«Нужно усердно трудиться, нужно гореть своим делом, нужно подниматься после каждого падения и никогда не сдаваться», — утверждает Хассан. Эта фотография, называющаяся Wamuhu Legs (Ноги Вамуху), была сделана в 2014 году в рамках проекта Хассана Part of Legs (Часть ног). Снято на камеру Canon EOS 70D с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 45 мм, 1/80 сек., f/4.5 и ISO 100. © Хассан Хаджадж, предоставлено Вамуху Ваверу, автором и музеем фотографии Fotografiska New York

Женщина с невероятно сложной и объемной прической, одетая в блестящий топ с глубоким вырезом. Ее освещает зеленый свет.

Эта фотография была создана для сайта, посвященного прическам, а также стала частью проекта Элишки Light in the Dark (Свет в темноте). Этот снимок демонстрирует творческие приемы для съемки в условиях слабого освещения для конкурса Canon Redline Challenge. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/160 сек., f/4 и ISO 4000. © Элишка Скай

Элишка: Я смотрела ваши интервью, где вы говорили, что любите, когда люди взаимодействуют с вашими работами и касаются их, — что это не просто фотографии, а новый опыт.

Хассан: Да, потому что это помогает погрузиться в изображение. Как только попадаешь туда, становишься его частью. Посмотришь на стол, а это дорожный знак — все потому, что ты внутри, а не снаружи.

Элишка: Мне очень нравится. Вы сказали, что ваши работы во многом помогают людям найти свой голос. То есть вы берете объекты повседневной жизни и дешевые ткани, но создаете из этого нечто уникальное и помогаете людям стать настоящими «рок-звездами» на ваших фото.

Хассан: Именно. Моя серия работ Rock Star (Рок-звезда). Когда люди слышали «рок-звезда» в 70-е и 80-е, то сразу представляли себе белокожего парня с длинными волосами в солнцезащитных очках, кожаной куртке, узких черных штанах и с гитарой. Такой образ рок-звезды нам предлагали медиа. Мы брали имя и меняли его владельца — в нашей интерпретации рок-звездами становились боксеры и даже танцоры живота. Опять же, это в том числе и эксперименты с разными словами — легендарными вещами, которые для меня значат нечто иное.

Четыре года назад я запустил в Марокко новый проект. Я ощущал себя эгоистом, занимаясь своим делом, поэтому организовал выставку, призванную показать работы и увлеченность других фотографов из Марокко. Еще до того, как я стал фотографом, очень многие из моих друзей занимались фотографией, и это помогло мне на пути к успеху. Я нахожусь на той стадии, когда хочу помочь им, отплатив тем же.

Элишка: Я также проводила курсы для Canon в рамках программы обучения студентов Canon, и многие действительно используют свои возможности. Мне очень нравится знакомиться с работами других людей, их видением и стремлениями. Более того, это значительно подогревает мою мотивацию к творчеству.

Хассан: Некоторым нравится работать в одиночку, а кому-то нужно общение. Все зависит от человека и наличия у них свободного времени. Я достаточно активно общаюсь со многими фотографами.
Женщина со сложной прической, на которую проецируется ночное небо так, чтобы были четко видны лишь ее лицо и верхняя часть тела.

«Я нахожу вдохновение в различных сферах, — объясняет Элишка, — не только из просмотра чужих фотографий или общения с другими фотографами, хотя вдохновение можно найти и в этом». Это еще одна из фотографий, входящих в проект Элишки Light in the Dark для конкурса Canon Redline Challenge. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/125 сек., f/4.5 и ISO 3200. © Элишка Скай

Женщина в бело-синем костюме и красно-черно-зеленой блузке стоит с согнутыми коленями, а за ее спиной фон с розовыми, фиолетовыми и черными полосами. Кадр обрамлен фиолетовыми банками, на каждой из которых есть наклейка с изображением глаза.

Эта фотография, на которой изображена марокканская фотохудожница Ламия Наджи, является частью проекта Хассана под названием Maroc Stars (Звезды Марокко), созданном как дань уважения или попытка интерпретации культурного ландшафта Марокко. Снято на камеру Canon EOS 70D с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/30 сек., f/4 и ISO 320. © Хассан Хаджадж, предоставлено Ламией Наджи и автором

Элишка: У вас очень характерный стиль. Вы всегда работали в таком стиле или постепенно сформировали его?

Хассан: Я занимался студийной съемкой с самого начала, фотографируя обычных людей. На меня очень повлиял тот факт, что за первые 13 лет моей жизни было сделано лишь три фотографии с моим участием. [Хассану было 12 лет, когда он с семьей переехал из Марокко в Лондон.]

Хочу по своему опыту сказать, что нужно просто верить в то, чем занимаешься. Нужно усердно трудиться, нужно гореть своим делом, нужно подниматься после каждого падения и никогда не сдаваться. Путь к успеху очень долог.

Элишка: Мне кажется невероятным, что если я вижу ваши работы, то точно знаю, что они ваши — ваш стиль очень выделяется. Мне довольно сложно поддерживать один и тот же стиль из-за разнообразия клиентов и проектов.

Хассан: Это тоже вопрос времени. К примеру, если подумать о Ките Харинге, то сразу вспоминаешь яркие рисунки, которыми он был известен. Если бы он создал нечто иное, что неизбежно, ведь он художник, то люди бы не распознали эти работы, поскольку это не его фирменный стиль. Однако коллекционеры вместе с тем хотят заполучить только наиболее известные его работы. Это может убить в человеке художника. Нужно быть осторожнее, чтобы единый стиль не стал для вас ограничением в долгосрочной перспективе. Мне, как фотографу, очень нравятся черно-белые фотографии, однако люди знают меня за цветные и яркие работы.

Молодежь часто спрашивает меня о секретах успеха. Я в ответ спрашиваю их о том, что для них успех. Они говорят, что это популярность, много денег, организация своих выставок и все такое. Дело ведь совсем не в этом. Главное, чтобы вам нравилось заниматься этим, а дальше ваше путешествие будет складываться само собой.

Автор Emma-Lily Pendleton


Статьи по теме

  • Дрозд Грея с красной ягодой в клюве сидит на ветке пальмы, усыпанной плодами.

    Статья

    Честный разговор: магия животного мира

    Фотографы-натуралисты Кристиан Циглер и Марк Альбиак обсуждают съемку редких животных, фотоловушки и важность защиты дикой природы.

  • Сделанная в ночное время фотография женщины, которая стоит среди ветвей большого дерева в черном вечернем платье.

    СТАТЬЯ

    Успешное ведение бизнеса для фэшн-фотографов

    Получите необходимые советы от двух профессиональных фэшн-фотографов, которые помогут вам найти уникальное творческое видение и продавать свои услуги клиентам.

  • Вы готовы к съемке максимально крупным планом?

    СТАТЬЯ

    Вы готовы к съемке максимально крупным планом?

    Профессиональный фэшн- и бьюти-фотограф Тина Айзен рассказывает о создании собственного стиля макросъемки и работе в жанре автопортрета.

  • Модель в пыльно-розовом платье стоит посреди леса. На заднем плане поднимается туман.

    СТАТЬЯ

    9 советов для начинающих представителей фотоискусства

    Менна Хоссам, специалист в сфере фотоискусства, и Джайлз Хаксли-Парлор, владелец галереи современного искусства в Лондоне, делятся советами по развитию карьеры в индустрии искусства.

  • Подпишитесь на рассылку

    Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro