Lorenz-Holder-Snowboarder-Mountain

Фотожурналист Йерун Сволфс

Портрет Йеруна Сволфса

195 стран за семь лет.

Для многих из нас мысль о том, чтобы семь лет подряд путешествовать по всему миру, занимаясь фотосъемкой, кажется несбыточной мечтой. Но именно этим занимался фотожурналист Йерун Сволфс. В 2009 г. Йерун отправился в путешествие, чтобы запечатлеть уличную жизнь в каждой стране мира. За последующие семь лет он посетил 195 стран и выпустил книгу "Улицы мира", которая иллюстрирует его приключения. На этой неделе открывается его выставка в Амстердаме.

Мы поговорили с Йеруном о его кругосветном путешествии и выставке в здании бывшей "фабрики смерти".

Называть "Улицы мира" просто "проектом" — значит недооценивать масштаб путешествия, которое заняло целых 7 лет! Что заставляло вас продолжать работу?

Действительно, кажется, что прошла целая жизнь. Странно осознавать, что все закончилось. Во время работы над проектом Улицы мира мне часто казалось, что я никогда не закончу работу, потому что масштабы проекта были просто невероятны. Но если продолжать путешествие и посещать одну страну за другой, в конце концов вы завершите начатое.

Желание достичь конечной цели поддерживало во мне внутреннюю мотивацию.

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы все бросить, доходили до критической точки?

Я просто не мог сдаться. Я воплощал свою мечту! Хотя мне часто приходила в голову мысль: "Господи, во что я себя втянул?". Но меня мотивировало то, что я видел на всех этих улицах — тысячи людей, у которых никогда не было такого шанса, какой получил я. В некотором роде я чувствовал себя обязанным рассказать истории их жизни и постараться донести это до максимального количества людей.

Это был очень смелый проект — вы когда-нибудь представляли себе, что действительно сможете посетить каждую страну мира?

Я много путешествовал и до начала работы над проектом, поэтому я знал, что посетить большинство стран не составит особого труда. Журналисты есть в каждой стране и, вне всякого сомнения, во всех зонах боевых действий, поэтому я знал, что это возможно, мне просто нужно было все организовать.

Мне осталось посетить еще три страны. С Йеменом есть трудности. Насколько я знаю, только "Врачи без границ" могут сейчас туда попасть, и одна моя подруга состоит в этой организации. Она посоветовала мне немного подождать.

Полгода назад я потерял друга в Ливии, поэтому поездку в эту страну я тоже пока отложил. Еще осталась Экваториальная Гвинея, в которую я много раз пытался попасть, я даже переписывался с одним из Принцев, но ни одна из моих попыток не увенчалась успехом. Они просто не доверяют мне. Странные ребята. Но я решительно настроен довести дело до конца!

Судан_Хартум

© Йерун Сволфс

Вы говорили, что хотите показать миру то, чем люди похожи. Это было причиной, по которой вы начали свой проект, или эта идея появилась во время его реализации?

Когда я начал работать над проектом Улицы, я думал, что будет интересно сделать похожие снимки уличной жизни во всех столицах мира. Я был уверен, что получится очень интересный репортаж о жизни людей со всего мира. Достаточно рано во время реализации проекта я заметил, что повсюду люди занимаются одним и тем же. Они проводят время с друзьями, работают, смеются, любят. Везде есть дети, животные и те, кто любит пошутить, — все это есть в каждой стране. Поэтому во время фотосъемок я начал фокусироваться на этом все больше и больше. Я старался выбирать позитивные сюжеты, потому что к негативным темам уже приковано достаточно внимания.

Что было самым сложным в вашем проекте?

Когда вы путешествуете семь лет сами по себе, это начинает надоедать. Даже если вы любите то, чем занимаетесь.

Расскажите о самой запоминающейся истории.

Я видел несколько действительно потрясающих любовных историй. Я не могу между ними выбрать. Не говоря уже обо всех других сумасшедших, впечатляющих, удивительных и пугающих событиях, которые произошли за эти семь лет. Столько всего произошло, что я написал об этом целую книгу!

Фотография — это отдельные моменты, а ваша концепция конструктивной журналистики рассматривает ее как целую историю. Как вам удалось объединить эти две идеи?

Фотография сама по себе — запечатленное мгновение, но важно то, какое фото ты выберешь, чтобы показать другим. Ракурс, который ты выберешь. В каждой истории есть свои ракурсы. Конечно, насилие, кровь и секс продаются лучше всего, поэтому, если все дело в деньгах, то это — самый простой способ. Но это только одна сторона целой истории. Смысл конструктивной журналистики в том, чтобы рассказать историю целиком — причины конфликтной ситуации и возможные пути решения. Включить все это в один более крупный контекст.

Должно быть, в каждой стране есть множество историй, которые стоят того, чтобы их рассказать, но вам удалось ограничиться всего лишь одной фотографией для книги. Как вы выбираете фотографию, которая будет представлять всю страну?

Хотя Улицы мира представляют собой фотографии уличной жизни в столицах всех стран мира, в сущности, главная идея проекта заключается не в этом. Дело не в столицах и не в странах. Я выбрал съемку в столицах, потому что это единственный способ, который я мог придумать, чтобы как-то запечатлеть человечество. Идея состоит в том, чтобы показать, что у нас есть много общего то, чем мы занимаемся на этих улицах, которые связывают и объединяют нас Столицы и государства — это просто места действия. Проект Улицы посвящен тому, что происходит, а не тому, где это происходит.

Место проведения выставки довольно необычное — почему вы выбрали Гембруг? Это место раньше использовалось для производства оружия.

Мы организовали выставку в здании, которое раньше носило название "смерть". Голландская армия использовала его для разработки иприта, новых артиллерийских орудий и даже производства оружия. Теперь это творческое место с самыми разнообразными проектами.

Я очень рад возможности показать уличную жизнь всех стран мира в таком месте. Для проведения выставок обычно используются промышленные здания, которые отлично походят для таких фотографий, какие я делал для проекта Улицы. А добираясь сюда из Амстердама, вы уже совершаете поездку, перед тем как отправиться в кругосветное путешествие в нашем музее.

Тувалу_Фунафути

© Йерун Сволфс

Посещение какой страны было самым важным лично для вас?

Лично я получил важный урок а Руанде. Когда я фотографировал улицы Кигали, все те руандйиские ребята выглядели очень недружелюбно. Тот факт, что за 20 лет до этого здесь устроили геноцид, не очень помогал. Они хорошо проводили время между собой, и странным образом я чувствовал себя отверженным. Я подумал, что, возможно, дело было во мне. Затем я понял, что сам занял довольно агрессивную позицию. Поэтому я решил сменить тактику и начал улыбаться каждому проходящему человеку. Общее настроение сразу же изменилось, и люди стали улыбаться мне в ответ. Люди стали задавать мне вопросы. Так я провел замечательный день. С того момента я стал придерживаться этой стратегии. Думаю, это сделало реализацию проекта намного легче и веселее.

Что было самым трудным

В Сомали мне было труднее всего. Туда было тяжело попасть, и это было очень опасно. Все места, где я был, подверглись нападениям, включая отель и пляж, где я делал фотографии. Люди, с которыми я познакомился, были убиты во время этих нападений.

Какие вы можете дать советы по созданию визуальных историй?

Выбирайте сюжет, который вам действительно небезразличен. Я думаю, суть истории заключается не в самой фотографии, а в том, что по вашему мнению делает ее особенной. Добавьте свой уникальный стиль, и она станет потрясающей.

Мьянма_Нейпьидо

© Йерун Сволфс

Проект "Улицы мира" был таким амбициозным, как вы планируете его превзойти? Какие у вас планы?

У меня была идея обойти всю Канаду и снимать все, что попадется по пути, но, скорее всего, я отложу ее на какое-то время. Сначала я должен показать Улицы мира как можно большему количеству людей.

Каким оборудованием вы пользуетесь?

Я все время использовал камеру 5D и объектив 16–35 мм. Это единственная вещь, которую я всегда брал с собой. С ней я выглядел как любитель-энтузиаст, но все же турист, и мне не нужно было оформлять пресс-визу для половины стран, в которых я побывал. При этом камера и объектив позволяли делать фантастические снимки. Кроме того, за эти семь лет я перешел от 5D Mark I к Mark IV. Они становились все лучше и лучше.

Книга Улицы мира уже доступна в магазинах. Выставка проходит с 16 июня по 30 сентября.

Ответы были отредактированы для ясности и краткости.


Оборудование Йеруна

Камеры:

Canon EOS 5D Mark IV

Объективы:

EF 16-35mm f/2.8L III USM



Интервью подготовил Мартин Флеминг (Martin Fleming)