Boys playing in hay fields

Искусство съемки при слабом освещении

Портрет Кэтрин Лейси Додд с сыном

Интервью с Кэтрин Лэйси Додд о съемке в условиях слабой освещенности.

С приходом осени световой день стал короче, но увлеченному фотографу это не помеха! Мы побеседовали с человеком, который сделал своей специальностью съемку завораживающих портретов и пейзажей при неярком естественном свете.

Кэтрин Лэйси Додд — уроженка Лондона, но сейчас живет в Лос-Анджелесе. Она путешествует по миру и снимает красочные портреты на фоне неповторимых уголков природы. В этом интервью Кэтрин рассказывает о том, что привело ее в мир фотографии, в чем обаяние естественного света и почему планирование — это главное при пленэрной съемке.

Вы часто снимаете детей — наверное, ваш путь в фотографию начался со съемки своих малышей?

Нет, я впервые взяла в руки камеру еще в восьмидесятые, когда преподавала географию в университете. Меня всегда интересовало, как устроен мир вокруг нас и как живут люди разных культур. На стенах у меня были вырезки из модных журналов, а дома росла коллекция путеводителей, пестревших красочными фотографиями со всех уголков мира — они и стали для меня первым источником вдохновения. Я рассматривала завораживающие фото в National Geographic, и мне хотелось самой сделать что-то подобное. Для этого нужно было повидать мир, узнать его с разных сторон.

Так что в фотоискусство меня привело увлечение географией, а не материнство, — дети у меня появились уже 20 лет спустя. Я объехала более 50 стран, изучая природу и разные культуры, стараясь запечатлеть моменты, когда окружающее пространство раскрывается во всей своей красоте и богатстве. Моим первым «учителем» в фотографии и была сама природа — мир, в котором мы живем.

Затем я попробовала себя в разработке рекламной стратегии для инвестиционного банка и, поработав бок о бок с фотографами и другими творческими людьми, решилась на второй крутой поворот в карьере. Это был непростой шаг — оставить стабильность делового мира ради непредсказуемого мира искусства, но мне очень помог мой предыдущий опыт: увлечение географией, путешествия и даже обучение в аспирантуре по маркетингу.

А нарабатывать профессиональный опыт в качестве фотографа я начала как раз с семейной съемки — мне хотелось запечатлеть, как растут мои дети. Но я не хотела специализироваться на чем-то одном, меня привлекало разное, хотя мне и говорили, что нужно выбрать одно направление, чтобы стать коммерчески успешным фотографом. Мне хотелось, чтобы каждый день приносил что-то новое в творческом плане, а специализация отняла бы эту возможность.

Фотография мальчика, стоящего на двух тыквах, сделанная Кэтрин

© Кэтрин Лейси Додд

Как правило, вы снимаете при естественном освещении. Это ваше сознательное решение — отказаться от студийного света?

Студийная съемка — единственная область фотографии, которую я изучала профессионально (ездила на международные конференции и тому подобное). Но все-таки она не увлекает меня так, как съемка при естественном свете. Я беру внешнюю вспышку для вечерних съемок, но днем пользуюсь только естественным освещением.

Как фотограф я становлюсь сама собой именно на природе, в общении с ней, когда палит солнце, хлещет ливень или надвигается ураган — помню, в 2005 году, когда на Флориду шел ураган «Вильма», я стояла на улице и снимала надвигающийся смерч, спокойно-неподвижный и оттого еще более пугающий.

А изменилась ли ваша манера съемки, когда вы перебрались из Лондона в Лос-Анджелес?

Разумеется. Меня, выросшую в Лондоне, завораживают краски и свет калифорнийского побережья. Может быть, это только игра воображения, но мне кажется, будто рассеянные в воздухе мельчайшие песчинки отражают и усиливают свет. А какие здесь оранжевые и желтые тона — намного ярче, чем в Англии! Недавно я еще раз ощутила эту разницу, когда на шесть недель приезжала в Европу снимать уличные сюжеты. Я побывала в восьми странах, и везде свет имел совершенно иной оттенок, чем здесь. Ну и погода там капризна: выходишь из машины, надеваешь солнечные очки, а через десять минут сгущаются тучи и хлещет град. В Лос-Анджелесе хорошая погода практически круглый год, и, конечно, это помогает осваивать все новые аспекты съемки при натуральном освещении. Я имею возможность снимать почти каждый день, а ведь фотографы только так и учатся по-настоящему — на практике.

А что для вас самое трудное в съемке при естественном освещении?

Прежде всего — непостоянный характер естественного света. Приезжая на место съемки, я должна быстро оценить освещенность и понять, как свет падает на объект. Это непросто, но за это я и люблю пленэрную съемку. Чтобы снимок передал эмоции, свет не обязательно должен быть поставлен идеально; иногда я специально смещаюсь или выбираю угол так, чтобы объект был залит солнцем — это создает особый художественный эффект.

Фотография двух мальчиков в тыквенном поле, сделанная Кэтрин

© Кэтрин Лейси Додд

В этом месяце Canon рассказывает о съемке осенних сюжетов и о съемке в условиях слабой освещенности. А вас что больше всего привлекает в осенней съемке?

В Южной Калифорнии нет такой четко выраженной смены времен года, как в умеренном климате, но мягкие различия между сезонами все же есть. Помню одну свою съемку в Лондоне в середине ноября. Стоял волшебный ясный день, солнце было невысоко, но небо было чистое-чистое, и его синеву оттеняло золото листвы. В то время я выработала для себя теорию цвета, особенно подходящую для осенней съемки.

Используй любое водное пространство — ручей, речушку, реку, пруд — как зеркало, отражающее синеву неба и краски осенних дубов, кленов и платанов. Отражение листвы на фоне неба придает воде теплое сияние, привносит контраст и текстуру. А здесь, в Лос-Анджелесе, когда приходит осень, я просто еду вглубь материка, к подножию гор Сан-Габриэль, и через час я уже среди изобилия осенних красок. Такая разница микроклимата — результат перепада высот: в Санта-Монике плещется море, а здесь, в горах, катаются на лыжах.

Что бы вы посоветовали тем, кто хочет освоить съемку в условиях скудного осеннего освещения?

Тщательно выбирать время и место. Мир невероятно разнообразен, и я заранее планирую, куда отправиться на съемочный сезон. Удачная сезонная съемка на природе — это всегда результат правильно сделанного прогноза, а для этого нужен опыт.

При съемке портретов осенью, когда смеркается и солнце уже низко над горизонтом, я предпочитаю, чтобы свет падал на модель сбоку: это создает живые искорки в глазах. Если я снимаю портрет в пасмурный день, ровный, мягкий рассеянный свет помогает сгладить недостатки кожи. В пейзажной съемке я люблю, когда серые тона контрастируют с сочной палитрой осенней листвы. Я ищу такой ракурс, чтобы поймать луч света, озаряющий листья, и чтобы в кадре не было слишком много серого неба — из-за него снимок получается пересвеченным.

А есть ли у вас оборудование, без которого вы не выходите на осеннюю съемку?

Это складной отражатель. Я часто пользуюсь им, чтобы подсветить глаза модели. Если его нет под рукой, то я ищу какой-то естественный аналог — на природе это лучи солнца, отражающиеся от водной глади, а в городе — светлые стены бетонных зданий. Мне важно, чтобы техника слушалась меня и работала на меня, а не я подстраивалась под технику, поэтому я пользуюсь мощной камерой и телеобъективом, который придает снимкам роскошную мягкость.

Фотография мальчиков, которые держат две маленькие тыквы, сделанная Кэтрин

© Кэтрин Лейси Додд

Canon призывает всех искать яркие мгновения в каждом дне и рассказывать истории на языке фотографии. Что вы посоветуете тем, кто хочет этому научиться?

Я посоветую сотрудничать с моделью. На начальном этапе нужно научиться снимать портреты, которые выигрышно показывают внешность, но потом важнее становится схватить суть человека, его душу и характер. Тогда вы сможете рассказать в портрете историю человека, которого вы узнали изнутри, — это и делает фотографию искусством.

Еще я рекомендую смотреть на фотографию взглядом историка: задумайтесь, какие аспекты снимка будут интересовать людей будущего, что они узнают о нашем обществе из вашего кадра.

Расскажите немного о ваших творческих планах.

Планов много, меня постоянно переполняют идеи и замыслы.

Во-первых, я бы хотела вернуться к рекламной или коммерческой съемке, связанной с географией и путешествиями. Причем я хотела бы совершенствоваться не только в фотосъемке, но и в жанре видео, и в их сочетании.

Еще мне до сих пор не довелось поучаствовать в совместном фотопроекте. Я учусь новому в одиночестве, а искусство воспринимаю через самонаблюдение и внутренний мир; мне было бы полезно поработать в команде с людьми с похожими ценностями, создать и воплотить совместный замысел.

У меня есть темы, которые меня давно волнуют как мать ребенка с особыми потребностями, защитника природы и прав человека. Я бы хотела реализовать совместный документальный фотопроект в поддержку социальных и благотворительных целей, который бы трогал людей за душу, рассказывал живые истории.

Фотография двух мальчиков в тыквенном поле, сделанная Кэтрин

© Кэтрин Лейси Додд

Последний вопрос: что у вас в фотосумке?

Сплошной Canon! Я обязательно беру с собой набор фиксированных объективов для основных сюжетов, которые я планирую снимать, и, конечно, волшебный «телевик». Впрочем, в последнюю поездку в Европу я брала с собой всего два объектива Canon — EF 85mm f/1.2L II USM и EF 35mm f/1.4L II USM. И почти со всеми задачами они справились отлично, хотя меня так и подмывало вернуться домой за длиннофокусной моделью.

Камеры:

Canon EOS 5D Mark III

Canon EOS 5D Mark II

Canon EOS 40D

Объективы:

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM

Canon EF 85mm f/1.2L II USM

Canon EF 50mm f/1.2L USM

Canon EF 35mm f/1.4L II USM

Вспышки Canon Speedlite



Интервью подготовил Мартин Флеминг (Martin Fleming)

  • Canon
  • YouConnect
  • Вдохновение
  • ...
  • Хорошая сезонная фотография очень сильно полагается на опыт в прогнозировании этих самых возможностей для съемки.