СТАТЬЯ

Улучшение навыков работы с людьми: три профессионала документальной и портретной съемки раскрывают все карты

Photographer Georgina Goodwin, holding her Canon camera, greets a woman in a hospital bed in Kenya.
Амбассадор Canon Джорджина Гудвин общается с 30-летней Мари Чемптай, которая лежит в хирургическом отделении одного из родильных домов Кении. Джорджина известна своими остросоциальными проектами, посвященными таким темам, как женское обрезание, жизнь беженцев, онкологическим и другим заболеваниям. На ее выразительных фотографиях основными объектами являются люди, и создание таких кадров требует очень быстро установления доверительных отношений с ними. © Джорджина Гудвин

Съемка людей — это нечто большее, чем просто творческий подход и умение держать камеру в руках. Наряду с техническими и творческими способностями профессионального фотографа также отличают навыки работы с людьми — коммуникабельность, терпение, адаптируемость и сочувствие. В этой статье три профессиональных документальных и портретных фотографа делятся советами по работе с людьми.

Джорджина Гудвин — фотограф-документалист из Найроби, Кения. Хелен Бартлетт — семейный фотограф из Великобритании. Марина Карпий — свадебный и портретный фотограф, работающий в Грузии и Украине. Они создают разные фотографии с людьми, и у каждой из них за плечами уникальный опыт, но мы задали им одни и те же вопросы: как «разбить лед» и установить доверительные отношения с людьми, которых они фотографируют? Как помочь людям расслабиться? Насколько важно знать больше об этих людях и как это влияет на их фотографии?

Три амбассадора Canon ответят на эти и ряд других вопросов, а также расскажут, как хорошие навыки работы с людьми помогут не только создавать более качественные фотографии, но и запустить новый виток вашей карьеры.

Джорджина Гудвин: фотограф-документалист

Джорджина Гудвин, фотограф-документалист из Найроби, известна своими сюжетами о социальных проблемах и сохранении видов в Африке. Она работает с ведущими негосударственными организациями и ООН. Ее подход предполагает установление тесных отношений с людьми перед их съемкой. «Я думаю, мне помогает моя коммуникабельность, — говорит она. — Я хорошо читаю язык тела, свободно говорю на суахили и знаю ряд основных слов на нескольких языках Африки и Европы — все это помогает мне устанавливать контакт с людьми, которых я фотографирую».

A woman in a brightly coloured shawl stands amidst animal carcasses in an arid landscape.
Амина Сулейман Гас, 45 лет, стоит среди костей своих умерших домашних животных, трупы которых были сожжены возле ее дома в центральной части Сомалиленда. После четырех подряд сезонов без дождей в этом регионе царит засуха, в результате чего он находится на грани голода. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM) и следующими параметрами: 1/500 сек., f/14 и ISO 400. © Джорджина Гудвин/CARE International
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Что вы говорите людям в первые пять минут после встречи с ними?

Джорджина: «Очень важно в первую очередь оставаться человеком и только после этого быть фотографом, так что даже пять минут общения помогают сократить дистанцию. Я смотрю в глаза, жму руку и даже могу обнять. Я оставляю камеру на видном месте, чтобы люди не удивлялись, когда я через некоторое время начну с ней работать. Я задаю вопросы об их жизни и семье — во многих частях света, особенно в Африке, центром семьи являются дети, и разговор о них позволяет людям расслабиться. Я представляюсь и объясняю им, что хочу поделиться их историей и обменяться жизненным опытом».

С какими трудностями вы сталкиваетесь при съемке незнакомцев?

Джорджина : «Некоторые сопротивляются и не позволяют себя фотографировать — одни думают, что я вернусь домой и продам их фотографии за уйму денег, а вторые боятся плохих последствий от своего сообщества. Люди могут предполагать, что я делаю лишь одну фотографию, и иногда не понимают потребности в съемке разных эмоций и работе с разными ракурсами, поэтому когда человек забывает обо мне, и я навожу на него камеру, он может резко начать стесняться или закрывать лицо. Когда я объясняю им, что больше фотографий означают большую свободу выбора, обычно они позволяют мне продолжить съемку. Никогда не знаешь, когда наступит такой момент, так что я стараюсь работать в высоком темпе. Именно здесь и помогает выбор правильного оборудования».

An elderly man stands in a field of corn growing taller than him, holding a tomato in one hand.
Помимо съемки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, Джорджина с помощью людей в кадре «оживляет» истории — примером является этот проект о групповых ранчо в южной Кении, которые появились как эффективная система управления общинными землями в результате изменения климата. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III со следующими параметрами: 1/2000 сек., f/5.6 и ISO 500. © Джорджина Гудвин

Как выбор камеры может помочь в работе с людьми?

Джорджина : «Моя Canon EOS 5D Mark III располагает режимом тихой работы затвора, который помогает мне оставаться незамеченной и не так сильно отвлекать человека, которого я фотографирую. Поскольку я привлекаю к себе меньше внимания, люди ведут себя естественно, и я получаю возможность свободно перемещаться и даже создавать полноценные портреты».

«Я использую Canon EF 40mm f/2.8 STM, объектив-"блинчик" с фиксированным фокусным расстоянием; он очень маленький и отлично подходит для создания четких кадров даже при слабом освещении. Я обнаружила, что он идеально подходит для поддержания очного контакта с объектом за счет визуального уменьшения камеры перед моим лицом — это важно, когда вы общаетесь на деликатные темы».

Photographer Georgina Goodwin, holding a Canon camera, shares a laugh with an elderly Maasai man and his son.
Джорджина знакомится с 63-летним Ленделе Секо Мамаи и его сыном Даниэлем Мамаи перед тем, как сфотографировать их в рамках проектах в северной Кении. © Джорджина Гудвин
A smiling groom embraces his bride in a garden as she holds a corsage of flowers. Photo by Marina Karpiy.

Три объектива для свадебной фотосъемки, которые помогут создать выразительный эффект боке

Марина Карпий рассказывает, почему не использует для свадебной фотосъемки зум-объективы, предпочитая им фикс-объективы Canon L-серии.

Какой совет вы можете дать тем, кто испытывает проблемы с установлением контакта и работой с людьми?

Джорджина : «Очень важно быть гибкими и быстро принимать решения, поскольку люди, ситуация и освещение постоянно меняются. Если я снимаю без предварительной подготовки, я сначала подойду к старейшине, вождю или авторитетному человеку, чтобы получить их разрешение и установить доверительные отношения, а также попрошу назвать людей, с которыми мне стоит поработать».

«Что касается технических нюансов, стоит узнать о возможностях ваших камер и объективов. Они должны стать частью вашего тела, чтобы вы могли снимать и менять настройки одновременно, не отрывая глаз от видоискателя. Это поможет человеку, которого вы фотографируете, привыкнуть к вам как к "человеку с камерой", и через некоторое время он расслабится, а вы сможете запечатлеть естественные моменты».

«Не бойтесь управлять ситуацией и меняйте обстановку так, как вам нужно. Если вы будете уверены в своих действиях, объект съемки почувствует себя комфортнее, так что готовьтесь к созданию кадра, пока не продумаете все аспекты».

Хелен Бартлетт: семейный фотограф

Хелен Бартлетт, семейный фотограф из Лондона, которая специализируется на создании естественных черно-белых портретов и запечатлении выразительных моментов семейной жизни. «Все семьи разные, и поэтому каждые съемки — это новый опыт, — говорит она. — Некоторым фотографам нравится делать постановочные кадры, но я предпочитаю более естественную съемку и наполненные эмоциями фотографии. Я не арендую помещения и не выстраиваю композиции — я работаю в привычной для людей обстановке и становлюсь частью их любимых обыденных занятий, поэтому мои фотографии отражают их настоящую жизнь и то, что нравится их детям».

A mother and father with two young girls sit on a log in a garden in winter.
Хелен Бартлетт не любит формальные студийные портреты; вместо этого она предпочитает фотографировать жизнь семей в комфортной для них обстановке, когда они занимаются обыденными вещами. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 85mm f/1.2L II USM и следующими параметрами: 1/640 сек., f/4 и ISO 640. © Хелен Бартлетт

Всем известно, что с детьми невероятно трудно работать. Какой подход используете вы?

Хелен : «Как только мне открывают дверь, я сразу же вижу, как пройдут следующие 20 минут. Я всегда отдаю предпочтение детям, поэтому сначала я приветствую их и начинаю разговор об игрушке, которую они держат, или спрашиваю о рисунке на их пижаме. Я хочу, чтобы дети знали, что они мне интересны. Ответ ребенка позволяет мне подстроиться. Некоторые сразу начнут болтать без умолку, возьмут меня за руку и отправятся показывать свои игрушки. В таких случаях я знаю, что ребенок готов к съемке, и беру с собой камеру. Другие дети ведут себя скромнее и стесняются незнакомого человека. В подобных ситуациях моя камера остается в сумке, и я некоторое время общаюсь с родителями, пока ребенок привыкает ко мне».

Как вы поддерживаете контроль над процессом и мотивируете людей, которых фотографируете?

Хелен : «Я всегда даю детям понять, что они задают тон съемке; я даю им свободу выбора, и они решают, где мы будем фотографироваться. Когда я начинаю снимать, я много говорю. Я задаю вопросы, рассказываю истории и играю в игры. На мой взгляд, это лучший способ отвлечь от себя внимание. Если я молчу, я привлекаю внимание и выгляжу исключительно как фотограф, который преследует их с камерой. Но если я участвую в их активности, они привыкают ко мне, и я будто бы становлюсь невидимой».

 A smiling girl in a frilly skirt bounces on her bed, with a cascade of balls or balloons of varying sizes on the wall beside her.
Естественные портреты детей в исполнении Хелен отражают взаимопонимание, которое она выстраивает с ними. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/1250 сек., f/3.2 и ISO 4000. © Хелен Бартлетт

Какие техники съемки вы считаете полезными?

Хелен: «Работая с детьми, я делаю очень много фотографий. Я хочу поддерживать энергичную атмосферу, а не рушить темп, постоянно останавливая их ради продуманной композиции. Групповые снимки популярны и являются важной частью семейного фотоархива, но многие из них формируются вокруг активного элемента — на мой взгляд, много хороших снимков делается, когда семья играет вместе. Камера Canon EOS-1D X Mark II — это мой основной вариант при съемке на локациях и создании динамичных сюжетов, ведь она располагает быстрой автофокусировкой, которая позволяет фотографировать бегающих и прыгающих детей. Я полагаюсь на кнопку фокусировки на задней панели камеры, режим следящей фокусировки и режимы Canon для съемки спорта, которые столь же здорово помогают фотографировать детей, прыгающих на кровати. Я часто использую режим серийной съемки и считаю, что лучшие изображения обычно стоит искать где-то после первой половины серии».

A toddler looks curiously into the lens of Helen Bartlett's Canon camera.
По словам Хелен, для успешной съемки детей нужно любить детей и понимать, что не все будет идти согласно плану. © Хелен Бартлетт

Что стало для вас наиболее важным открытием о фотосъемке людей?

Хелен :«Очень важно оставаться собой, когда работаешь с людьми. Очень легко увидеть, когда человек не проявляет искренность, так что будьте счастливы и проявляйте интерес к жизни людей — а для съемки детей вам нужно любить детей! Большинство моих локаций — это дома клиентов, где есть множество вещей, позволяющих почерпнуть много нового об их личностных качествах и найти темы для общения».

«Наконец, не паникуйте. Работа с детьми не всегда идет по плану. Для меня большинство проблем можно решить, организовав перерыв. Зачастую для создания нужной атмосферы можно рассказать историю; также вы можете сменить место съемки, чтобы дать объектам заряд энергии и разнообразить итоговые изображения. Дайте себе побольше времени и используйте его с пользой — так вы обязательно сделаете нужные фотографии, а все обязательно оценят, насколько веселым был процесс».

Марина Карпий: свадебный и портретный фотограф

Марина Карпий — свадебный и портретный фотограф, работающий в Грузии и Украине; она также выпустила книгу о людях со СПИДом, живущих на территории Украины. Как и другие успешные свадебные фотографы, она умеет быстро находить подход к своим клиентам. «Для меня самая важная цель любой съемки — это стать человеком, которому доверяют, — говорит она. — Когда люди готовы мне открыться, мне остается лишь нажать нужную кнопку».

A couple kiss in a garden, with the trees behind them seeming to form an arch around them.
Марина Карпий всегда стремится уделить время беседе с молодоженами, которых она фотографирует (например, Людой и Артемом на этой фотографии), и отразить в своих кадрах то, что для них наиболее важно. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 85mm f/1.4L IS USM и следующими параметрами: 1/400 сек., f/1.8 и ISO 100. © Марина Карпий

Как вы помогаете молодоженам расслабиться, когда фотографируете на их свадьбе?

Марина: «Для меня очень важно встретиться с клиентами перед свадьбой — это нужно не только потому, что я хочу узнать о них больше, но и для того, чтобы они могли рассказать мне о тех вещах и образах, которые имеют для них наибольшую ценность. Мне нужно выстроить с ними отношения, чтобы они могли довериться мне во время события. Это очень сильно влияет на фотографии».

«Очень важно быть с людьми честными и открытыми. Фотограф в некоторой степени является и психологом — нужно "чувствовать" человека, найти подход к нему, понять, в какой момент стоит сделать комплимент и как заставить его открыться. Даже если мы впервые встретились, я хочу, чтобы люди почувствовали дружеское отношение и доверились мне».

A couple walk hand-in-hand in a field, with the sun behind them.
Марина любит использовать фикс-объективы и предпочитает снимать с широкой диафрагмой, работая с боке ради создания на снимках легкой и «воздушной» атмосферы. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 85mm f/1.4L IS USM и следующими параметрами: 1/8000 сек., f/2.0 и ISO 100. © Марина Карпий

Как ваш стиль съемки влияет на ваши отношения с объектами съемки?

Марина: «Оборудование, которое я использую, также должно поддерживать этот уровень доверия. Я использую режим серийной съемки на камере Canon EOS R для запечатления важных моментов — так я уверена, что не упущу ни единого момента и сделаю нужный кадр. Также очень важно использовать бесшумный затвор, особенно в моменты тишины или когда вы не хотите привлекать внимание».

«Я всегда ношу с собой две камеры с разными объективами — Canon EF 35mm f/1.4L II USM и Canon EF 85 mm f/1.4L IS USM — поскольку не хочу менять объективы, ведь это занимает время, меняет атмосферу и отражение объектов на снимках».

«Я стараюсь использовать только естественный свет, поскольку он не такой резкий и позволяет влюбленным вести себя естественно. На некоторых локациях света мне не хватает света, и я наряду с молодоженами, которых фотографирую, доверяюсь высоким значениям ISO на EOS R — даже так эта камера создает изображения высокого качества».

Photographer Marina Karpiy shows a smiling couple an image on the screen of her Canon camera.
Марина известна своим непринужденным и неформальным стилем свадебной фотографии. Ключевым аспектом такой съемки, по ее словам, является вовлечение молодоженов в процесс съемки. © Марина Карпий

В начале своей карьеры вы фотографировали детей в украинских приютах. Чем ваш подход отличался от текущего?

Марина: «При съемке детей, у которых нет семьи и дома, в игру вступает психологический фактор — ты чувствуешь ответственность и сочувствие. Я считала создание портретов своей миссией, ведь это могло помочь детям найти новый дом, что в итоге и произошло; однако до этого я никогда не работала с детьми, поэтому ощущала себя ребенком среди них».

«За свою карьеру я поняла, что самое важное — это отношение к людям; они будут относиться к вам так же, как вы относитесь к ним. Так что кого бы я ни снимала и где бы я ни находилась, я всегда фотографирую их так, как хотела бы, чтобы фотографировали меня».

Автор Natalie Denton


Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас