СТАТЬЯ

«Икар» для Netflix: камеры Canon, которые помогли создать документальный фильм о допинге в спорте, удостоенный «Оскара»

Filmmaker Bryan Fogel lies on a laboratory bed attached to a respirator.
Режиссер Брайан Фогель решил доказать неэффективность системы выявления допинговых препаратов в велоспорте и создать документальный фильм для Netflix, который получил название «Икар». Оператором-постановщиком фильма стал Джейк Свантко, который выбрал для съемки картины камеры и объективы Canon. © Netflix

Мечта большинства документалистов заключается в создании увлекательного и эффектного фильма, который открывает глаза людей или меняет их взгляд на проблему, которая не привлекает к себе должного внимания. Воплощение их мечты — создание картины, которая раскрывает глобальный заговор, упоминается в изданиях по всему миру, а затем становится катализатором для изменений мирового масштаба. А чтобы еще и «Оскар» получить… Подобное происходит только в сюжетах голливудских фильмов.

Но именно это произошло с режиссером Брайаном Фогелем, оператором-постановщиком Джейком Свантко и их фильмом «Икар», созданном для Netflix и посвященном допингу в мире спорта. Их изначальной задумкой было создание картины в стиле «Двойной порции» Моргана Сперлока, где вместо еды фигурировали бы препараты, усиливающие деятельность организма. Брайан, будучи увлеченным велосипедистом, хотел доказать несостоятельность системы тестов на допинг в велоспорте, для чего решил принять допинг, быть допущенным к гонке и финишировать в топ-10 Haute Route, тяжелейшей семидневной любительской велогонки, маршрут которой проходит через Альпы. Вместо этого он обнаружил заговор мирового уровня, который привел к вовлечению полиции и Международного олимпийского комитета, а также к дисквалификации России с Зимних Олимпийских игр 2018 года.

В 2014 году, когда работа над документальным фильмом только началась, Джейк знал, что будет не только снимать динамичные велогонки, но и создавать материалы при слабом освещении. В качестве главных камер были выбраны Canon EOS C300 и ее новое поколение Canon EOS C300 Mark II; помимо них в список оборудования вошла Canon EOS 5D Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) за возможности съемки с малой глубиной резкости и создания общих планов интервью. Также они с Брайаном использовали видеокамеру Canon LEGRIA HF G30 в качестве второй или третьей камеры, когда возникала такая необходимость.

DOP Jake Swantko pointing a videocamera at Bryan Fogel while both sit at a table.
Оператор-постановщик Джейк Свантко снимает на видео Брайана Фогеля, режиссера фильма Netflix «Икар». Джейк использовал камеру Canon EOS C300, а впоследствии и Canon EOS C300 Mark II для съемки целого ряда материалов — от динамичных сцен до интервью — и говорит, что это единственная камера, на которую он мог положиться в работе над столь разнообразными видео. © Джейк Свантко
Bryan Fogel and Grigory Rodchenkov sit opposite each other at a long wooden table.
Камера Canon EOS 5D Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) использовалась для съемки целого ряда интервью. © Джейк Свантко

Шокирующее признание

Брайан попросил российского врача Григория Родченкова помочь ему с приемом нужных лекарств. Во время съемок врач рассказал, что будучи руководителем Российской национальной антидопинговой лаборатории, он делает то же самое для спортсменов из России, выступающих на крупнейших международных спортивных соревнованиях. Он не только заявил, что работает над программой, позволяющей принимать допинг таким образом, чтобы это не проявлялось на тестах, но предложил Брайану и Джейку посетить его лабораторию в России, чтобы они могли запечатлеть доказательства. Это полностью изменило планы создателей фильма и направило проект в совершенно иное русло.

Компактная видеокамера Canon LEGRIA HF G30, с которой ради компактности были сняты все аксессуары, использовалась для незаметной съемки. «Камера Canon LEGRIA HF G30 — это лучшая в своем классе камера с точки зрения портативности и простоты использования; мы искали именно такое решение, — говорит Джейк. — Она обеспечивает правильное соотношение сторон и необходимый уровень детализации, а также располагает функциями автоматической экспозиции и автофокусировки. Это дает возможность снимать с позиции наблюдателя, что и требовалось нам для съемки некоторых эпизодов фильма».

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Брайан и Джейк прилетели в скандально известную лабораторию антидопингового комитета в Москве, будучи не совсем уверенными в том, что понимают ситуацию. «У Григория очень обманчивый характер, — говорит Джейк, — что в некоторых случаях может заставить тебя забыть об уровне опасности. В тот момент он рассказывал о процедуре очень будничным тоном. Когда мы входили в лабораторию, он только сказал, что нам лучше оставить камеры здесь. Он вытащил из рабочего стола мусорный мешок, в который мы положили камеры. Когда мы проходили через пункт охраны, металлодетектор издал звуковой сигнал, но нас сопровождал Григорий, и поэтому они позволили нам пройти внутрь. Затем мы начали снимать. Мы вообще не понимали, насколько это опасно».

В лаборатории Григорий рассказал им о масштабах применения допинга. «В тот момент я думал: "Серьезно? О чем это он?", и мы решили, что он говорит правду, но не могли знать этого наверняка. Впоследствии, когда я документировал первое независимое расследование [Доклад Макларена 2016 года, созданный по запросу Всемирного адтидопингового агентства], его слова подтвердились, и именно тогда я понял, что это действительно серьезная проблема».

Все окончательно раскрылось, когда The New York Times выпустили громкий обличительный материал, в котором вскрылось участие ведущих политических фигур России, а федеральное правительство США выписало Григорию повестку с требованием дать показания перед судом присяжных. На данный момент Григорий участвует в федеральной программе США по защите свидетелей.

Grigory Rodchenkov next to a machine in a laboratory.
Григорий Родченков пригласил Брайана и Джейка в свою антидопинговую лабораторию в Москве. Чтобы снимать видео и не привлекать лишнего внимания, Джейк выбрал Canon LEGRIA HF G30 за «лучшую в своем классе» портативность и возможность съемки с позиции наблюдателя, которая и требовалась создателям фильма. © Netflix

Создание кинематографичного документального фильма

Учитывая выбранную историю, съемочной группе было бы легко сосредоточиться исключительно на повествовании, но Джейк решил, что фильм должен также эффектно выглядеть. Фильм состоит из динамичных материалов, созданных на компактную камеру, и более кинематографичных материалов, созданных на Canon EOS C300, Canon EOS C300 Mark II и вторую камеру, Canon EOS 5D Mark II.

«Мы хотели показать людям, что над этим фильмом не работала огромная команда профессионалов, но в то же время он не лишен кинематографичности», — говорит он.

Датчик изображения Canon HD CMOS PRO в камере Canon LEGRIA HF G30 наряду с точной автофокусировкой помогли Джейку запечатлеть неповторимые моменты с первого раза. «Многие из наших ребят использовали LEGRIA HF G30, не зная о тонкостях работы с профессиональной камерой, поэтому было важно поддерживать фокус на объектах», — говорит он.

Ему также понравился уникальный внешний вид материалов, созданных с помощью LEGRIA HF G30. «Самая первая сцена, на которой Брайан выходит из внедорожника после переезда в Колорадо, была снята именно на Canon LEGRIA HF G30. Многие редакторы утверждают, что поначалу им не нравились эти кадры, но ближе к концу фильма они даже искали дополнительные кадры, созданные на LEGRIA HF G30, поскольку в них есть особая атмосфера».

Объектив EF для любой ситуации

Съемочная группа использовала целый ряд объективов Canon EF: зум-объективы Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM (в линейке Canon доступно новое поколение: Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM) и Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM , а также фикс-объектив Canon EF 24mm f/2.8 IS USM. Личные фикс-объективы Джейка — Canon EF 35mm f/1.4L USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 35mm f/1.4L II USM) и Canon EF 135mm f/2L USM — также оказались полезными в некоторых ситуациях.

Bryan Fogel wearing an oxygen mask riding a bike.
Для съемки Брайана в движении Джейк использовал различные объективы Canon EF. © Netflix
A camera operator with a Canon EOS C700 FF filming in a boxing gym.

Видео в формате 4K: 3 основных фактора на будущее

Стоит ли переходить на съемку в формате 4K, чтобы идти в ногу со временем? Специалист Canon по видеосъемке делится советами.

«Главное в объективах EF — это их малый вес, компактность и возможность создавать действительно качественные изображения. Мне нравится немного заметный эффект "дыхания" при фокусировке Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM; это добавляет естественности. На более широкоугольных объективах "дыхание" в принципе отсутствует».

Джейк также хвалит оптику за стабильную цветопередачу и внешний вид бликов при съемке. «У нас в распоряжении был великолепный специалист по цвету, который работал со мной в течение примерно месяца и смог добиться единообразия кадров из всех материалов фильма, что мы отсняли. Все изображения и кадры с камер EOS удалось без труда объединить в одно целое.

«Единственный раз, когда нам пришлось работать с большим количеством бликов, был во время работы с Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM, но и тогда мы смогли справиться с этим, — говорит он. — Во время съемки динамичных сюжетов, особенно велогонок, при нахождении камеры в нужном для получения бликов положении видео выглядели очень здорово. Это было совсем не похоже на "замыленные" видео; блики привносили яркие радужные цвета, которые были более заметны в центре кадра».

Кинокамера большая, кинокамера маленькая

Камера Canon EOS C300 использовалась для создания совершенно разных материалов — от интервью до динамичных сюжетов — и Джейк говорит, что это единственная камера, которой он смог доверить подобное разнообразие. «Она прошла путь от велогонки в Альпах до скрытного проноса в мешке для мусора через пункт охраны в Москве, — говорит он. — Ее малый вес позволил нам сделать все это. В зависимости от конфигурации она может быть как большой, так и маленькой, но все же по большей части это камера, которая используется для съемки с рук, что очень здорово. Это одна из тех камер с широким рядом возможностей».

Canon EOS C300 была особенно полезна при съемке Брайана по время велогонки, которую Джейк вел, сидя на мотоцикле. «Это была единственная кинокамера, с которой можно было работать на мотоцикле. Я установил ее на устройство стабилизации Glidecam 2000, которое вообще не предназначено для работы с таким большим весом, но все сложилось как нельзя лучше».

Джейк выбрал полностью механический Glidecam вместо устройства с электродвигателем, поскольку опасался возможных сбоев электроники в условиях съемки под дождем. Хотя дождливая погода не является большой проблемой для камер Canon, Джейк иногда накрывал камеру мешком, пока работал с Glidecam. Для создания этих видеоматериалов не использовался внешний монитор и устройства записи, поскольку камера располагает функцией внутренней записи видео высокого качества на карты памяти.

Grigory Rodchenkov and Bryan Fogel sit at a table in front of a row of specimen jars.
Григорий помогал Брайану проходить допинг-тесты незамеченным и однажды признался, что делает то же самое для спортсменов из России. Фильм состоит из динамичных материалов, созданных на компактную камеру, и более кинематографичных материалов, созданных на камеры Cinema EOS с гаммой C-Log для максимального динамического диапазона. © Netflix

Для съемки первой велогонки Джейк выбрал кинообъектив с ручной фокусировкой. «Я выбирал диафрагму f/16 или f/22, поворачивал ЖК-экран к себе, а затем снимал справа или слева от велосипеда в зависимости от того, где происходили основные события. У меня не было возможности точно выполнять фокусировку, так что я прикидывал все на глаз. Сначала было много неудачных кадров, но потом мне удалось набить руку».

По мере работы над проектом Джейк решил обновиться до Canon EOS C300 Mark II с технологией автофокусировки Dual Pixel Auto Focus (DPAF). Он использовал объективы с автофокусировкой, чтобы снимать с более широкой диафрагмой и создавать более кинематографичные видеоматериалы. «Я направлял камеру на объект, выбирал диафрагму f/5.6 и получал гораздо более качественные изображения. Во время важных моментов автофокусировка заставляет многих людей стесняться, но ее можно включить или отключить рукой, которая лежит на объективе, и камера очень быстро подстроится под ваш выбор. Canon стал лидером в том, что касается автофокусировки».

Начало эпохи 4K

Съемочная группа поддержки использовала третью камеру — Canon EOS 5D Mark II — для съемки живописных пейзажей Альп. Поскольку структура меню на всех трех камерах Canon практически одинакова и включает множество идентичных параметров, кинематографистам было легко переключаться между устройствами.

«Икар» был снят в формате 2K — камеры Canon EOS C300 и Canon EOS C300 Mark II использовались в режиме C-Log для максимального динамического диапазона, и эти материалы выводились на внешний монитор для точной оценки экспозиции. Гамма C-Log также доступна на камере Canon EOS 5D Mark IV при установке обновления встроенного ПО, после чего видеоматериалы с камеры гораздо легче совмещать с материалами с камер Cinema EOS. На всех камерах использовалось базовое значение ISO 800 для устранения любого цифрового шума.

Доступная на камере Canon EOS C300 Mark II функция съемки в HD с частотой 60 кадров/сек. помогла оператору запечатлеть сюжеты с велогонками для дальнейшего замедленного воспроизведения. «Снимать в режиме замедленной съемки на EOS C300 Mark II очень здорово с точки зрения качества изображения и отсутствия артефактов. Эта камера стала гораздо более приспособленной для замедленной съемки», — говорит Джейк.

«У этой камеры много плюсов, например цветопередача, режим замедленной съемки и поддержка 4K, особенно учитывая высокий уровень спроса на материалы в этом разрешении, — говорит он. — При этом камера не стала менее доступной, а также позволяет вести съемку с крепления и с рук, что очень удобно. Во многих документальных фильмах эффективность камеры нередко напрямую связана с ее компактностью».

Выбор, который сделал Джейк в отношении камер и объективов Canon, помог ему и Брайану создать фильм, который не только нес особый посыл, но и выглядел эффектным с визуальной точки зрения. Мир узнал о нем, а все остальное — уже история.

Автор Adam Duckworth and Kathrine Anker


Оборудование Джейка Свантко

Оборудование, которое профессионалы используют для съемки документальных видео

A Canon EOS C300 Mark II cine camera with a Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM lens.

Фотокамеры

Canon EOS C300 Mark II

EOS C300 Mark II — новое слово в творческом кинопроизводстве; эта камера обеспечивает съемку видео в невероятном разрешении 4K/Full HD с широким динамическим диапазоном в 15 ступеней, а также поддерживает сохранение в формате RAW на внешние устройства и гамму Canon Log2 для реализации ваших творческих замыслов. «У этой камеры много плюсов, например цветопередача, режим замедленной съемки и поддержка 4K», — говорит Джейк.

Canon LEGRIA HF G30

Флагманская видеокамера LEGRIA HF G30 объединяет в компактном корпусе высококачественные оптические компоненты, датчик изображения и стабилизатор, а также модуль Wi-Fi. «Это лучшая в своем классе камера с точки зрения портативности и простоты использования; мы искали именно такое решение», — говорит Джейк.

Canon EOS 5D Mark IV

Продуманная конструкция и широкие функциональные возможности камеры EOS 5D Mark IV, включая поддержку видеоформата 4K, подойдут для любых условий съемки.

Объективы

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Стандартный профессиональный зум-объектив, обеспечивающий исключительное качество изображения и большую диафрагму f/2.8 по всему диапазону фокусных расстояний. «Мне нравится немного заметный эффект "дыхания" при фокусировке, — говорит Джейк. — Это добавляет естественности».

Canon 16-35mm f/2.8L III USM

Первоклассный сверхширокоугольный зум-объектив с постоянной максимальной диафрагмой f/2.8 для высочайшего качества изображения даже при слабом освещении.

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Этот телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием и большой светосилой любим фотографами из совершенно разных сфер фотографии. «Главное в объективах EF — это их малый вес, компактность и возможность создавать действительно качественные изображения», — говорит Джейк.

Объективы

Canon EF 24mm f/2.8 IS USM

Объектив с постоянным фокусным расстоянием 24 мм и светосилой f/2.8 идеален для пейзажной фотографии, путешествий и фотодокументалистики. Стабилизация изображения помогает при слабом освещении, а мотор автофокусировки USM позволяет выполнять фокусировку быстро и бесшумно.

Canon EF 35mm f/1.4L II USM

Настоящая современная классика: стандартный широкоугольный объектив, который пользуется доверием фоторепортеров за естественную перспективу, возможности работы в условиях слабого освещения и непревзойденное оптическое качество.

Canon EF 135mm f/2L USM

Быстрый, легкий, высококачественный телеобъектив. Он идеален для съемки спортивных событий в помещениях при слабом освещении, а также для портретной съемки.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас