Советы по композиции в фотографии

Композиция представляет собой процесс расстановки объектов съемки в кадре. Работа фотографа над композицией — это по-настоящему творческий процесс. Сначала вы с интересом изучаете правила композиции, а потом смело экспериментируете, нарушая их!

Чтобы улучшить свои навыки в фотографии, изучите рекомендации, просмотрите видео и попробуйте применить полученные знания на практике.

  1. 1. Выберите объект съемки. Выбор объекта съемки — это первый этап создания удачного снимка. Ищите интересные объекты съемки, которые привлекают ваше внимание. Чем интереснее объект съемки, тем лучше фотография.

  2. 2. Правило третей. Попробуйте расположить объект так, чтобы он находился в стороне от центра кадра. При размещении ключевых элементов снимка вдоль воображаемых линий, которые делят кадр по вертикали и горизонтали на равные трети, снимок получается более выигрышным.
    правило третей

    Георгий Хабаров, The Drowned World (Затонувший мир)
    Этот снимок выглядит особенно интересно, поскольку фотограф оставил свободное пространство для весла и расположил объект съемки на достаточном расстоянии, чтобы сделать его композиционным центром, одновременно сместив к краю кадра. При этом цвет байдарки прекрасно контрастирует с цветом воды.


  3. 3. Направляющие линии. Дороги, железнодорожные пути, стены и заборы создают естественные линии, которые позволяют увлечь взгляд зрителя вглубь изображения. Снимок получается особенно эффектным, если в точке схождения линий расположить объект съемки, который должен стать композиционным центром кадра.
    направляющие линии в фотографии

    Мануэль Тейшейра (Manuel Teixeira), Manhã submersa
    Пересекающиеся диагональные линии позволяют создавать более сложное с точки зрения структуры изображение; железнодорожные пути служат направляющими линиями, которые притягивают ваш взгляд и уводят его вглубь кадра к двум фигурам, создающим ощущение масштаба на этом снимке.


  4. 4. Обрамление — это заключение вашего объекта съемки в «естественные» рамки, например дверной проем. Вы также можете использовать деревья, ветви или арку, чтобы эффектно выделить ваш объект съемки.
    Обрамление в композиции

    Том Ла (Tom La), Into the light! (К свету!)
    На этом снимке наглядно видно, как обрамленный объект съемки улучшает композицию кадра. Благодаря свету, струящемуся сквозь отверстие моста, и темному фону все внимание зрителя будет приковано к объекту съемки. Также обратите внимание, что Том Ла сместил объект съемки к левой границе кадра, оставив тем самым свободное пространство для продолжения его движения.


  5. 5. Заполнение пространства кадра. При съемке живой природы или портретов объект должен занимать как можно больше пространства в кадре. Приблизьте объект съемки или подойдите к нему настолько близко, чтобы вокруг него не оставалось неэффективного пространства.

  6. 6. Пространство для движения. При съемке движущихся объектов лучше всего оставлять перед ними свободное пространство. Например, если вы снимаете автомобиль в движении, расположите его ближе к границе кадра, чтобы перед ним имелось пространство для этого движения.

  7. 7. Диагонали. Диагональные линии, пересекающие кадр, добавляют выразительности фотографии и придают снимку динамичность. Как правило, на широкоформатных снимках диагональные линии присутствуют чаще в результате того, что съемка выполняется с более широким углом обзора. Чтобы подчеркнуть эти линии в кадре, вы можете приподнять или опустить камеру во время съемки
    Диагонали в композиции

    ЦИРИЛ НАМИЕЧ (CYRIL NAMIECH), Soupe campagnarde
    Благодаря двум диагональным линиям, одна из которых скользит под углом вдоль лодки, а другая проходит вдоль полосы зеленых водорослей через весь кадр, фотография получилась такой живой и выразительной. Съемка сверху и небольшое смещение объекта в сторону от центра позволяет улучшить композицию кадра.


  8. 8. Выбор разных ракурсов. Измените свое положение при съемке, чтобы сделать снимок еще интереснее. Попробуйте опуститься на одно колено или поставить камеру на пол для съемки с нижнего ракурса; вы также можете поднять камеру вверх над собой или найти выгодную позицию для съемки с верхней точки

  9. 9. Текстура, узоры и детали. Во время съемки пейзажей, природы, архитектуры или движущихся объектов приблизьтесь к объекту съемки и выделите его текстуру или детали, чтобы получить интересные эффекты на снимках. Контрастные цвета, симметричные предметы и узоры встречаются практически везде. Будьте внимательны, и вы обязательно их заметите
    Текстура в композиции

    Пауло Диас (Paulo Dias), lisboa bela com encanto
    Нам нравится, как много ярких цветов в этом кадре и как ступени, уходящие вниз, красиво обрамляют розовые цветы на деревьях. Вертикальные линии являются доминирующими на этом снимке, создают ощущение стабильности. И обратите внимание, что Пауло Диас расположил направляющую линию, проходящую по аллее, немного слева от центра кадра.


  10. 10. Ощущение масштаба. Создавайте ощущение масштаба, чтобы придать снимкам большую выразительность и выделить то место, которое послужит композиционным центром. Особенно такой прием будет полезен при съемке пейзажей. Лучше всего для этого подходят человеческие фигуры, которые всегда привлекают внимание зрителя.

Просмотрите наше видео о композиции здесь:

Выберите объект съемки и проверьте, как много композиций вы сможете создать с ним, следуя приведенным выше 10 рекомендациям. Затем сделайте еще 10 снимков одного и того же объекта, нарушая эти правила, например разместив объект в «безжизненном» центре кадра или сняв его на очень большом расстоянии. Не забудьте сделать снимки как в горизонтальном, так и вертикальном положении, чтобы узнать, какое положение более выигрышное. Вскоре вы заметите, что существует бесконечное число вариантов компоновки кадра, и узнаете, какие именно композиционные приемы помогают создавать интересные снимки.

Чувствуете вдохновение? Создайте свою композицию и загрузите получившуюся фотографию в нашу Галерею. Возможно, в следующей статье будет именно ваша фотография.