Barcelona street photographed by Christopher Anderson using the Canon EOS M5

Главная

Фотожурналист-самоучка Кристофер Андерсон родился в Канаде, вырос на западе Техаса, но большую часть взрослой жизни своим домом называл Нью-Йорк. Кристофер является членом престижного фотоагентства Magnum Photos и стал первым в истории штатным фотографом журнала New York Magazine. Сегодня он вместе с семьей собирается обрести новый дом — в Барселоне. Мы встретились с ним, когда он осматривал свое новое место жительства, и задали несколько вопросов о его понимании дома, уличной фотографии и необходимых качествах хорошей камеры.

Путешествие домой

Улица Барселоны, сфотографированная Кристофером Андерсоном на камеру EOS M5Для Криса самое главное в идее дома — это связь: с семьей, со звуками и ритмом улиц и с людьми вокруг дома. Но чтобы найти место, которое он мог бы назвать домом, ему пришлось совершить целое путешествие.

«Я довольно рано ушел из дома, в котором вырос, и в поисках экзотики успел пожить в разных уголках мира. Любознательность и дух авантюризма заставляли меня двигаться дальше. Но теперь я вижу, что они также помогли мне понять, что значит дом для меня».

«Перед тем, как обзавестись семьей, я постоянно путешествовал. Моя жизнь проходила в постоянном движении. Любое место ночлега становилось для меня домом. Хотя иногда я платил за жилье, я жил как бездомный бродяга, потому что не испытывал чувства принадлежности к какому-либо месту. Но за этим постоянным движением скрывалось желание найти свое место, найти настоящий дом».

«Рождение сына и посвященного ему альбома СЫН заставило меня впервые посмотреть на то, что меня окружает. Тогда меня осенило: я стал понимать дом больше как личное пространство, в котором живу с близкими людьми, и меньше как место, город или здание».

«Все путешествия и снимки, сделанные ранее, просто готовили меня к моменту, когда я смогу сфотографировать сына для этого альбома. А еще эти снимки дали мне то, что я всегда пытался запечатлеть — подлинную связь с универсальным, но исключительно моим личным опытом».

Мне кажется, что большинство работ, выполненных мной после проекта “СЫН”, также исследуют идею дома — как круги на воде, расходящиеся из единого центра — моей семьи. Барселона — продолжение этого личного путешествия. Я до сих пор делаю фотографии своего дома, только уже в другом месте».

Создание эмоциональной связи

Крис описывает акт фотографирования как способ установить связь с фотографируемым объектом и одновременно как повод установить связь и узнать больше о самом себе. Однако он признается, что в новом доме поиск эмоциональной связи или впечатлений, к которым он всегда стремится, может занять немало времени. Но когда этот редкий момент наступает, он цепляет фотографа и больше не отпускает.

«Когда я смотрю на первые фотографии, снятые в абсолютно незнакомом мне месте, я понимаю, что всегда можно открыть для себя что-то новое. Благодаря ощущению свежести и экзотической новизны все выглядит красиво. Но фотографировать я начинаю только тогда, когда отвлекаюсь от этого ощущения и нахожу нечто более насыщенное и глубокое».

Фотография солнечных лучей и теней в Барселоне, снятая с помощью беззеркальной камеры EOS M5

«Например, когда я начал делать фотографии для проекта, который затем получил название “СЫН”, я не рассматривал процесс с профессиональной точки зрения. Как отцу, мне просто нравилось фотографировать свою семью. Я удивился тому, какими естественными получились эти фотографии, и понял, что именно это было целью моего творческого поиска. Я не пытался снять как можно красивее, а просто видел то, с чем ощущал связь. То же самое можно сказать обо всем, что я фотографирую. Чем лучше я что-то понимаю, тем естественнее получаются фотографии и тем лучше изображена эмоциональная связь».

«Поэтому когда я редактирую фотографии, я не стремлюсь к идеальному освещению, композиции или выдержке. Я ищу такую фотографию, которая зацепит меня за живое, вызовет сильные эмоции. И у других фотография может вызвать интерес только так — если зацепит их».

Кристофер Андерсон использует EOS M5, чтобы сфотографировать женщину средних лет в платье с цветочным узором

«Все эти световые, цветовые и другие эффекты нужны лишь для приукрашивания картинки, привлечения внимания. Не они создают связь между фотографией и зрителем. Я надеюсь, что истинная суть фотографии заключается в связи, которую может почувствовать любой человек. Иногда ее невозможно объяснить, показать или сформулировать, но она есть. Благодаря такой магии фотография заставляет обратить на себя внимание. Кто угодно может сделать красивую фотографию, но мне этого недостаточно. Я хочу, чтобы мои фотографии устанавливали более глубокую связь со зрителем».

«Я работаю почти во всех жанрах — от военных фотографий до портретов — и использую самые разные визуальные образы. Но я предпочитаю думать, что все их объединяет ощущение эмоциональной связи».

Поэзия улиц

Крис старается установить связь с незнакомыми людьми и местами в Барселоне. Он стремится запечатлеть то, что он описывает как чувственность и поэзию улиц:

 Фотография отражений на мокром тротуаре, сделанная с помощью беззеркальной камеры Canon EOS M5

«В уличных фотографиях прекрасно то, что они дают тебе право наблюдать и устанавливать связь. Для такого жанра, как для игры на музыкальном инструменте, важна практика. Необходимо набраться опыта в наблюдении и уметь настраиваться на определенную частоту. Это можно сравнить с точной настройкой радио: ты начинаешь со статического шума, затем находишь частоту, на которой играет музыка, остаешься на ней и чувствуешь ритм окружающего тебя места. Чувственное наслаждение — единственное подходящее описание, которое приходит мне в голову».

«На улицах витает волшебная аура, которая окутывает фотографию. Возможно, ее проявляет свет или композиция. Но свет особенно сильно меняет облик сцены, окружает объект внеземным свечением. Так создается картина, в которой есть нечто большее, чем просто сочетание цвета, динамики и географии места. Я часто стараюсь найти правильное освещение, но мне кажется, что свет — это нечто интуитивное, не только видимое, но и почти осязаемое. Свет не ограничен текущим моментом».

 Кристофер Андерсон использует EOS M5, чтобы сфотографировать рыжеволосую девушку на улице Барселоны

«В конечном счете мои фотографии либо отражают, либо не отражают мой личный опыт, и, находясь на улице, я пытаюсь запечатлеть поэзию, а не материал для новостного репортажа! Когда все сходится воедино — как, например, в случае с девушкой в черно-белой майке и ее волосами, залитыми невероятной черной тенью с одной стороны и освещенными ярким светом переулка с другой стороны, — это и есть поэзия».

Хорошая камера

Чтобы запечатлеть поэзию улиц Барселоны, Крис использовал EOS M5 — новую, компактную и легкую беззеркальную камеру Canon, обладающую многими из тех качеств, которые фотограф ищет в хорошей камере: простота использования, отличная портативность и традиционная для Canon высочайшая производительность.

«Хорошая камера должна быть максимально удобной. Я хочу быстро реагировать на ситуацию, не думая об управлении, иначе вся магия фотографии испарится. То, насколько камера помогает запечатлеть эмоциональную связь, важнее ее технических характеристик. Небольшая, легкая камера наподобие EOS M5 практически незаменима, когда приходится проходить большие расстояния — например, во время съемки улиц Барселоны я прошел 8 километров!»

«Когда-то я работал на стройке, и там у каждого был молоток, с которым ему было удобно работать. С камерами то же самое: мне нужно точно знать, как она среагирует на то или иное мое действие, и работать с ней должно быть максимально удобно. Она должна стать продолжением моих глаз и рук. Я хочу быть уверен в результате! И с камерой EOS M5 я уверен».